Под впечатлением

Христос воскрес. Но на кресте распята Россия...


Виолетта Баша


Христос воскрес. Но на кресте распята
Россия, чья безмерная усталость
Почти что с безразличием к стигматам
Своим – вот все, что нынче нам осталось.

Христос воскрес. Так отчего так грустно?
Мы примем раны как Франциск Ассизский.
Но с болью Иоанна Златоуста
Поймем, как небо накренилось низко.

И братья уж не братья. И продажны
Успешные чины при слабой власти,
И если б им пришлось отречься дважды,
То было б от кого. Матфея страсти

Сданы в утиль. И исповедь фальшива.
На Крестный ход идут как на собранье,
По случаю из пыльного архива
Достав то ль святость, то ли покаянье.

Христос воскрес. Не здесь и не прилюдно,
Не в ваших телешоу. И не ждите!
А на душе и больно и остудно:
Спаси Россию, спасшийся Спаситель!

22. 04. 09


От Grig
ответить

Несколько раз открываю это вынесенное в анонс стихотворение "маститого поэта" как она сама себя величает - В. В. Баши, и каждый раз задумываюсь – что мне мешает назвать это стихотворение удавшимся?
На первый взгляд всё здесь впорядке – и рифмы, и слог, и логика событий, и последняя, логически апофеозная строка "Спаси Россию, спасшийся Спаситель"!
Ан нет, не оставляет впечатление фальши, натянутости, вторичности и какой-то "недоделанности".
Ну, с последним – недоделанностью, всё ясно. Первая и вторая строфы. Как правильно выразился Давид Маген – "нонсенс". О вторичности справедливо заявляет Э. Учаров: "Всё одно и то же... "
Но есть и нечто поглубже. Сама Вера автора стихотворения подвержена некой ревизии. Акценты смещены, ценности обесценены.Сравнение воскрешения Христа с распятием на кресте России с этим много говорящим "НО" свидетельствует о холодности, о созвучном мелодике стиха чувстве "безразличия к стигматам" (ранам Христовым), которое как бы испытывает и сама В.В.Баша .
Дополнительный схизис ощущений вызывает смещение конфессионально значинмых сравнений с фигурами из католицизма (Св. Франциск), Православной Византии (Иоанн Златоуст) и упоминание Евангелия от Матфея, (написано, скорее всего, на арамейском и адресовано евреям). Конечно, можно было бы причислить это к много национальности и многоконфенциональности России, но все же, ИМХО, стоило бы придерживаться неких православных ценностей.
Строки автора: "Христос воскрес. Не здесь и не прилюдно\Не в ваших телешоу" воспринимаются мягко говоря, моветоном всему предыдущему содержанию. А в чьих "телешоу", спрашивается? Виолетты Викторовны? Подобный обличительный пафос фальшив вдвойне, зная, что она много лет была редактором телешоу "Моя семья". Куда уж дальше?

И пропадает всякая вера в искренность последнего четверостишия:

"А на душе и больно и остудно:
Спаси Россию, спасшийся Спаситель!"

Хочется с намеком ответить автору его же словами:

"...И исповедь фальшива.
На Крестный ход идут как на собранье,
По случаю из пыльного архива
Достав то ль святость, то ли покаянье."

--------------------------------------

ВДОГОНКУ: ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ "ПОЭЗИИ" И "РЕЦЕНЗИИ"


Христос воскрес бы, но мешают люди,
Вещающие нонсенс без стесненья,
Подобно лживому, болтливому Иуде -
При том наивно ожидая ВОСКРЕСЕНЬЯ.

Одни - для слова "красного" базлают,
Другие - без причины, из-за скуки -
Истошно друг на друга звонко лают,
Как злые, небом проклятые суки...

И каждый норовит при этом вставить -
Оригинальный свой, особенный пятак!
Зачем? Чтоб уважать себя заставить?
А может быть без смысла, просто так?

Чего ж так грустно? Нужно в барабаны
Стучать, дабы святые волком взвыли!!
Плевать толпе на "гвоздевые" раны -
Всё исказят и изваляют в пыли...

Фальшива исповедь! И отповедь не лучше!
И в слове каждом слышится подмена -
Метлой поганой всё сметается до кучи,
Где смысла нет. Одна лишь только пена...


Рецензии