Психическая атака 2013

Вниманию модераторов: насколько я помню, литературная критика на сайте приветствуется. Содержание статьи никак не касается личности автора, не ставит целью оскорбить кого-то или унизить. Все  цитаты получены из открытых источников, приведены с сохранением авторской орфографии и пунктуации, снабжены соответствующими ссылками и выделены кавычками и знаком копирайта. Цели цитирования полностью соответствуют статье 1274 Гражданского кодекса РФ, которая  допускает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Случайно попалось мне на глаза произведение «Психическая атака 1919г»  (http://www.stihi.ru/2013/01/30/3390) Галкина Юрия Анатольевича.

И, попавшись, с первой же строфы породило массу вопросов.  Нет, не об исторической достоверности описываемых событий, о которых автор судит по знаменитой сцене из кинофильма «Чапаев». Не обременивший себя изучением сколь-нибудь серьёзных документов, Галкин мог не знать, что Каппель никогда не проводил «психических атак» и даже не входил в боевое соприкосновение с Чапаевым. Я о другом. 

«Силён «психической атакой»,
В прорыве «белый» батальон,
Простым солдатом ходит в драку,
Цепь офицеров без патрон», ©      пишет автор.

Понятно, «без патрон» это акцент такой.  Типа «савсэм бэз патрон, панымаишь, дарагой».
Сложнее с определением что значит «цепь офицеров ходит простым солдатом»?  Если цепь – украшение, она ходить не может. Если цепь – это боевое построение, то почему несколько офицеров (автор употребил множественное число)  «ходят в драку» («драка» и «атака» понятия всё же разные) как одинокий «простой солдат»? Чем этот простой солдат так привлёк внимание офицеров, что они поголовно переняли его походку? 
Домашнее задание: самостоятельно определить причину того, что офицеры куда-то ходят «без патрон», правильно расставить знаки препинания *

«От пуль к земле не пригибаясь,
Дробь барабанит стройный ряд,
Противник нервами срываясь,
Со страхом пятится назад».©

Представьте себе группу офицеров, выстроившихся цепью. У каждого на шее барабан. Все «барабанят дробь».  Естественно, что пригнувшись это делать крайне неудобно. Вот и вынуждены офицеры идти не пригибаясь. Противник, увидев шеренгу барабанщиков, сорвался нервами.
Домашнее задание: самостоятельно определить к какому из значений глагола «сорваться» подходит существительное «нервами», правильно расставить знаки препинания.**

«Под пулемёт идёт шеренга,
Пристёгнут штык, прижат приклад,
Вся жизнь в прицел летит мгновенно, -
Дырявя воинский бушлат»©

И всё же загадочна душа офицера, причудлив и непредсказуем его путь. Переодевшись в «воинский бушлат», т.е. в предмет военно-морской формы, при этом полагая, что выглядят не как сложный моряк, а как простой солдат,  надев на шею барабан, пристегнув штык (надо полагать к бушлату, поскольку к оружию штык примыкают), прижав чем-то к чему-то приклад, идут офицеры, отбивая дробь, не НА пулемёты, а ПОД них.
От такого зрелища жизнь вылетает в прицел. Вылетание жизни в прицел – почти то же самое, что срывание  нервами, только сказано другими словами.
Домашнее задание: самостоятельно определите различия между «сорваться нервами» и «вылететь жизнью в прицел», правильно расставить препинаки. ***

«Воображенье поражает,
Такой отчаянный удар,
И враг оружие бросает,
И паникует комиссар». ©

После этой строфы становится понятно, что отнюдь не внешний вид, а отчаянный удар вылетевшей в прицел жизни, проделавший  дыру в бушлате, чем испортил  его напрочь,  поразил воображение противника. Комиссар запаниковал, враг побросал оружие.
Домашнее задание: определите, какой ещё удар  мог поразить воображение, правильно расставить препинаки.****

Дабы не загружать читателя цитированием, приведу ещё один катрен и несколько строф из оставшегося авторского текста.

«В тылу отсутствуют резервы,
Парад со смертью этот бой,
Погибнуть честь, - «и лучше первым»,
На что надеется любой!»©

«В обнимку с тризной роковой».©

«И ждали часа избавленья,
В тебе воинственный Колчак»©

Согласен. Без резервов разве жизнь? Именно поэтому любой, не имеющий резервов,  «идя на драку», должен надеяться не победить, а вовсе наоборот – погибнуть, лучше первым. Почему первым? А потому, что после погибели положено устраивать парад со смертью, а затем обнимания с тризной, сиречь с церковным обрядом похорон  и поминания усопшего. Первым погиб – больше времени на подготовку осталось.
Отсутствие  запятых в последней строфе не позволяют сделать однозначный вывод о том,
относится ли автор к Колчаку с особенным пиететом (Колчак ждали-с), либо несколько человек, проникнув внутрь Колчака, ждали там часа избавленья. Предположение о том, что Колчак был на сносях,   мы с негодованием отметаем.
Домашнее задание: правильно расставить препинаки в третьей строфе приведённого полностью катрена, поскольку в заключительном двустишье как ни расставляй, всё одно психика атаки не выдержит.*****

Ответы на домашние задания.
* «Простым солдатом», которому подражали офицеры, был кавказец. Отсюда и несвойственный каппелевцам акцент. Грамматика: после первой и третьей строфы запятая не нужна.

** В данном случае правильное значение термина «сорваться»  –  «рывком отделиться, освободиться».  «Сорваться нервами» – устоявшийся военный термин,  описывающий действия противника против шеренги барабанщиков. Грамматика: нужна запятая после слова «противник».
*** Различие заключается в порядке событий. Противник рывком освобождается от нервов , а если это не помогло, вылетает жизнью в прицел. Грамматика: лишнее тире в третьей строфе.
****  Воображение мог поразить отчаянный удар в барабан, резко диссонировавший с дробью целого ряда. Грамматика: не нужна запятая в конце первой и второй строфы.
***** Погибнуть – честь. И, лучше, первым,
 


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.