М. Ю. Лермонтов - Не верь себе

      Que nous font apres tout les vulgaires abois
      De tous ces charlatans qui donnet de la voix,
      Les marchands de pathos et les faiseurs d'emphase
      Et tous les baladins qui dansent sur la phrase?
                A. B a r b i e r*


Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
   Как язвы, бойся вдохновенья...
Оно - тяжелый бред души твоей больной,
   Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи -
   То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
   Разлей отравленный напиток!


Случится ли тебе в заветный, чудный миг
   Отрыть в душе давно безмолвной
Еще неведомый и девственный родник,
   Простых и сладких звуков полный, -
Не вслушивайся в них, не предавайся им,
   Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным   
   Не передашь ты их значенья.


Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
   Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
Не выходи тогда на шумный пир людей
   С своею бешеной подругой;
Не унижай себя. Стыдися торговать
   То гневом, то тоской послушной,
И гной душевных ран надменно выставлять
   На диво черни простодушной.


Какое дело нам, страдал ты или нет?
   На что нам знать твои волненья,
Надежды глупые первоначальных лет
   Рассудка злые сожаленья?
Взгляни: перед тобой играючи идет
   Толпа дорогою привычно;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
   Слезы не встретишь неприличной.


А между тем из них едва ли есть один,
   Тяжелой пыткой не измятый,
До преждевременных добравшихся морщин
   Без преступленья и утраты!...
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
   С своим напевом заучённым,
Как разрумяненный трагический актер,
   Махающий мечом картонным...



______________________
* какое нам, в конце концов, дело до грубого крика
всех этих горланящих шарлатанов, продавцов пафоса и
мастеров напыщенности и всех плясунов, танцующих на фразе?   
         О. Б а р б ь е



[Комментарий ВП. Я думаю, что если бы сегодня появился новый Лермонтов, его бы никто не заметил.  Настолько глухим стало общество. Нечувствительность к слову ( и мысли)  признак близкой смерти русской культуры.  Какой бы шедевр сегодня ни появился, он сразу будет опошлен.
То, что писал Лермонтов  в своем знаменитом стихе «Не верь себе»  остается справедливым и по сей день.  Проклятие не снято с русской культуры.
Я не знаю, что хуже: быть сосланным как Лермонтов за «вольные» стихи, или быть незамеченным.  По крайней мере во времена Лермонтова, у царя и цензоров  оставалось чувство значимости стихов. Они понимали опасность поэта.   Но сегодня, поэзия уже ничего не значит, ее никто не боится и не принимает всерьез]. 


Рецензии