***

А из живущих – Минаков! Поскольку светел и огромен. И горло рвёт без дураков, и в словесах не похоронен. За тёплый глаз и бычий дух, за слёзы крупные, за слово о тех, чей дух, что птичий пух и тех, чей горькая полова. А из ушедших… Больше тот, кто палкой стукал суковатой и метил кажный год как год сберёгший старого солдата. И там надышано и тут. Светлы урочища и кущи, где ночью яблоки растут, и нянчат мёртвые живущих.


Рецензии
Знаете,
грешным делом подумал, что Вы и Минаков - одно и тоже. Прочёл рецензии, понял, что - маловероятно.
Мне ближе позиция г-на Музыкантова. ОН весьма путанно говорит о даре и таланте ( с моей точки зрения, это одно и то же, только талант - дар в его развитии), но я с ним согласен. Умён, начитан, мастеровит (религиозен, но не христианин - такое случается), а таланта нет. И пишет скучные стихи. С претензией, что самое ужасное. Не пародируют исключительно, потому что фигура мелковата. Я признаю за ним некую культуру, способность говорить о литературе, преданность поэзии. Это уже кое-что. Поэтому я не возражал по поводу его приглашения во Владивосток на поэтический фестиваль "Берега" в качестве человека пишущего пристойные стихи. К поэзии, причём, такого уровня, куда Вы его пытаетесь подсадить, как папа малыша на третью полку в поезде, стихи имеют отдалённое отношение. Однако я уважаю людей, которые могут говорить о чужих стихах так, как это сделали Вы, о чём собственно и хотелось сказать.

Иван Шепета   16.11.2008 09:52     Заявить о нарушении
Замечательно сказал Полонский в своё время - "О писателе судят по верхам, о читателе по низам". Вы же пытаетесь сделать наоборот. У Минакова есть дюжина текстов уровня "шедевр русского поэтического слова". Кто же из нас христианин, а кто нет - судить не нам. Во всяком, случае, если мы считаем себя христианами. В области русской поэзии я профессионально "отвечаю за базар". Я согласен, что Минаков часто пишет "скучные стихи". Но "таковы у них прелюдии к любовным играм". Творческий процесс вещь необъяснимая. Да, Минаков часто пишет "скучные" стихи - верю, что Вам они искренне скучны. Но иногда шедевры. О писателе-то по верхам... Личные отношения, связывающие меня с Минаковым, вторичны. Я прочитал его шедевры и захотел познакомится.Если же Вы считаете себя христианином, то злословие Вам не к лицу. Теперь "о чужих стихах". Дело в том, что русская поэзия дело коллегиальное, как не странно. Большинству из тех, кого современники считают поэтами, за всю жизнь не удаётся написать ни одного шедевра. Некоторым пару-тройку. Единицам - десяток. Все написанные, скажем за вторую половину 20-го века, шедевры умещаются легко в один коллективный сборник. Всем миром написали. Просто призываю к больше ответственности на просторах русской литературы. Слово не воробей, скорее та швайка, что по нашему же затылку и жахнет. Ведь, что такое Ваша речь о Минакове? Минаков в моих глазах - велик, его Ваши слова в моих глаза, да и в любых зорких - никак не принизят. А вот Вы себя унизили. Не люблю, когда люди сами себя унижают неосторожными и недалёкими, недобрыми словами. Мудрость - это понимание границ своей компетентности. Отметьтесь, когда прочтёте - я сотру этот текст.

Алексей Ивантер   16.11.2008 13:51   Заявить о нарушении
Во многом с Вами согласен. И коль "за базар отвечаете", прошу перечислить шедевры С.Минакова. Возможно, прелюдии к шедеврам заслонили от меня реального гения. Я не злословлю, хотя и не христианин. Прочту. Если что, готов изменить своё отношение.

Иван Шепета   17.11.2008 02:13   Заявить о нарушении
Да, и насчёт стирания... Никогда этим не занимался. Мне "унижаться" не впервой - приглашаю к дискуссии. Но сначала - шедевры на стол, пожалуйста! Думаю, что я имею право судить не меньше вашего. И так же подвергаться суду, как правому, так и неправому. Как с Вашей стороны, так и со стороны г-на Минакова. Да и вообще с любой... И написано уже будь здоров! Одна Алагира чего стоит с её статьёй "Евтушенко, Брюсов и Некрасов в подмётках у Шепеты".

Иван Шепета   17.11.2008 11:16   Заявить о нарушении
Иван,ну, вот для начала:

Станислав МИНАКОВ
ГОРОД

Ангел с черными крылами
Молча ходит по земле
Между тщетными телами,
Заплутавшими во зле.

Здесь, в селенье невеселом,
Веселясь, жильцы живут.
И по венам новоселов
Жажды жадные плывут.

Вянут в жилах старожилов
Тени выпитых утех.
А глаза ничтожны, лживы
И у этих, и у тех.

Лишь одна златая главка
В грешном граде — на века.
Как вселенская булавка
В мертвой плоти мотылька.
***
Я ворую тебя у него, ты воруешь меня у нее,
Как ворует, упав на погост, поминальную снедь воронье.

Мы с тобою — родные на треть или, может быть, даже на две.
И мечтаем вдвоем умереть, прислонясь — голова к голове.

Только вряд ли мы вместе умрем, ведь, скорее, подохнем поврозь,
Потому что пугливым ворьем в этом мире нам быть привелось.

Потому что глотаем взахлеб, как жулье озирая жилье,
Перепутав полову и хлеб, а чужое беря как свое.

Не простит Судия, не простит, ибо ведаем то, что творим.
Слышишь, плеть вестовая свистит, скоро вдарит по нам, по двоим.

Страшно жить под уздою у лжи, ход неверный ведя по песку…
Любишь, любишь, кохаешь? скажи! — Отлучи каменюку-тоску!

Крив ли умысел, зол, невысок, все равно — не молчи, отвечай!
А то клюну со страху в висок или в черный зрачок — невзначай.
***
Шелестела трава, шелестела трава,
Шелестела трава, шелестела трава.
И над тою, иссохшей, травой-муравой
Свет Невиданный встал заревой, мировой.

И на черный залив, и на скальный разлом
И напрасный народ, проживающий злом,
На хмельные дворы прозябающих сел
Этот Свет, этот Свет, снизошед, снизошел.

Не лавина, не ливень, не лава, не сель —
На ладони долин, небывалый досель —
Света Свет — не затменье, не кара, не сень —
На кривой Карадаг, Коктебель и Тепсень.

Шелестела трава, шелестела трава,
Замыкая в молитвы — немые слова,
У библейских оврагов двугорья Верблюд
Горней яви — земной удостоился люд.

Облак радуг верховных возник, боголик,
К ликованью безродных калек и калик,
К онеменью ментовских позорных волчар,
Окормлявших себя и своих янычар.

То Аллах в небесех, Иегова иль Спас?
В ковылях — ковылявший — застыл козопас,
Уголовная падаль, полова, отстой —
Устремилась ко Свету душонкой пустой.
...Что еще Тебе мнится, Всесведущий, в нас,
Коль, слепых, вразумляешь такой красотой?
ЭЛЕГИЯ АВГУСТА

К осени человек понимает, что лад его обречен.
Что дом его увядает, течет, как в песок вода.
Помнишь игру такую — «холодно-горячо»?
Вот они — машут, дышат белые холода.

Вместо дареной манны — марево, муть, туман.
Но различит сквозь это верный грядущий лед
Грустный и нервный мальчик, хваткою — графоман,
Сущностью — созерцатель, умыслом — рифмоплет.

А стихотворцу, мальчику, лет уже шестьдесят,
Хотя из метрики ясно, что тридцать пять.
Патлы его седеющие торчат и висят,
А он все старается, тщетный, что-то в судьбе менять.

А он все ныряет, рьяный, из лебеды в бурьян.
Это — сиротство сердца или иной изъян?
Он с женщиной ходит в церковь, и чья, кто скажет, вина,
Что она — мать чужого ребенка и не его жена?

К осени человек понимает, как быстротечен смех,
Как лаконично время, но жаловаться — кому?
К осени человек понимает, может быть, паче всех,
Что телегу тянуть с другими, а умирать — одному.

Настойка валерианы, а вслед — отварной бурак.
Замыслы ирреальны, и потому — не унять.
К осени проясняется, что пропись писал дурак:
В каждой строке — ошибка, а почерку — что пенять?.

Впрочем, на осень это как еще посмотреть!
Осень — венок волшебный, жертвенный урожай.
Осень — ведь тоже лето на четверть или на треть.
В осень верхом на ворохе жаркой листвы въезжай!

Где, утоляя жалких, свой золотой Покров,
Греками иль болгарами названный «омофор»,
Держит над миром Матерь выше любых даров,
Как бы ни пела плаха, как бы ни сек топор.
***
Не проспи свою смерть, не проспи, не проспи, не проспи, говорю.
И Григорий Палама нам то говорит.
Не проспи, как проспал-просыпаешь — живую зарю,
Что — к заутрене — в небе горит.

Как проспал-просвистал золотистые дни
(Золотые?), так смерть не проспи.
Там такие начертаны светы-огни!
Бди! Последние зубы сцепи!

Там такая, быть может, грядет благодать,
Что — ни в сказке, ни даже — пером!..
И всего-ничего заповедано: ждать.
И молиться. И бодрствовать, слышишь, не спать!
И луженую глотку со страху не драть:
«Эй, паромщик, когда же паром»?

Ты представь, что за всю-перевсю хренотень,
Оттого, что тверез, а не спишь,
Разорвется завеса: сквозь жизни разверстую тень
Смерти свет сокровенный узришь!

Значит, стоило, стоило, стоило, стоило ждать
И рождаться, и мучиться-жить!
Даст ведь, даст! Отчего же не дать?
…Хоть — в полглаза! Хоть каплю испить!
ПЕСЕНКА ПРО ОСЛИКА

Д. Сухареву, И. Хвостовой

Спасаемся или пасёмся?
Доколе? Куда? И на кой?
По сёлам несётся позёмка.
А ослик – кивает башкой.

Рысистый зверина ушастый –
Не мучил бы слабую плоть
И в дебрях не рыскал, не шастал.
Но если сподобит Господь...

Ослепший от снега ослище –
Как вечный задумчивый жид –
Он счастия, знамо, не ищет,
Но всё ж, не от счастья бежит.

Ведь ночь – неотступна. И дикой,
Промозглой тревогой горит.
...Жена говорит: «Погоди-ка!»
Но муж – «Поспешим», – говорит.

Скрываться... надеяться... деться...
«Иосиф, постой!.. Он устал!» –
И с крупа слезает. И хлебца
Подносит к щекотным устам:

Нелепый, несуетный ослик
Лепёшку пустую жуёт
И слышит космический оклик,
И тычется в бабий живот...

Бывает: откусишь печенья –
От ближних щедрот, не по злу –
И высшее предназначенье
Открыется в карме ослу.

И в радость – родство иль юродство,
И жисть – не сатрап, а сестра!
И хочется быть и бороться,
И ухи – на стрёме с утра.

Мы – босы, но светом одеты
И шепчем, коль вьюга сечёт:
«О, пазуха Господа, где ты?
Ты есть, и страданья – не в счёт!»

И дадены Отчие хлебы,
И, значит, Малец – защищён.
В соломе, во Славе, во хлеве!
Во хлеве, а где же ещё?!.
***
Сугдея, Солдайя иль Сурож…
А ты говоришь мне: «Судак».
Какая ж ты все-таки дура ж! —
слова не запомнишь никак.

Они тебе — точно — до фени,
а мне же всё грезится: весь
в огне преподобный Парфений,
сожжённый татарами здесь

за то, что не дал им берёзы
валить в монастырском лесу.
Столетье — стоянье сквозь слёзы.
А я эту ношу — несу.

Теперь они памятник ставят
тем самым убийцам троим,
где факелом высился старец,
а после — истаял, как дым.

Ах, кореш, ну что ж ты всё куришь
и куришь — ни слова в ответ.
…Антоний, скажи им про Сурож,
а то у них памяти нет.
***
Катафалк не хочет — по дороге, где лежат гвоздики на снегу.
…Рассказал профессор Ольдерогге — то, что повторить я не смогу

про миры иные, золотые, — без придумок и без заковык.
Пшикайте, патроны холостые! Что — миры? Я к здешнему привык.

Катафалк, железная утроба, дверцей кожу пальцев холодит.
А внутри его, бледна, у гроба моя мама бедная сидит.

Этот гроб красивый, красно-чёрный, я с сестрицей Лилей выбирал.
В нём, упёрший в смерть висок точёный, батя мой лежит — что адмирал.

Он торжествен, словно на параде, будто службу нужную несёт.
Был он слеп, но нынче, Бога ради, прозревая, видит всех и всё.

Я плечом толкаю железяку: не идёт, не катит — не хотит.
Голова вмещает новость всяку, да не всяку — сердце уместит.

Хорошо на Ячневском бугрище, где берёзы с елями гудут!
Ищем — что? Зачем по свету рыщем? Положи меня, сыночек, тут!

Через сорок лет и мне бы здесь лечь, где лежит фамилия моя.
Буду тих — как Тихон Алексеич с Александром Тихонычем — я.

А пока — гребу ногой по снегу, и слеза летит на белый путь.
Подтолкнёшь и ты мою телегу — только сын и сможет подтолкнуть.
***
солнце встало выше ели
спору факт не подлежит
неужели неужели
мой отец в земле лежит

в шаге от моих сандалий
в глубину на пять штыков
ближе близи дальше далей
в землю лёг и был таков

воробьи клюют печенье
перед клювом у клеста
для блаженной попеченье
есть у этого креста

ходит странная Тамара
крошит крошечки на крест
это ж радость а не кара
если птица здесь поест

всё лежащему веселье
две синички два клеста
отмечают новоселье
возле нашего креста

постою но не завою
лишь примну седой висок
тятя тятя Бог с тобою
птицы небо и лесок

ДОН ХУАН. КУРЕНИЕ ПЕЙОТА

Дон Хуан донны Анны не ищет.
Дон Хуан донну Анну не любит.
Сирый, в рубище во поле рыщет,
Травку пьяную ножичком рубит.

А чугунную хрень Командора
Он давно разделил на тринадцать.
Ни Коран, ни Ригведа, ни Тора
За Хуаном не смогут угнаться.

Он почти что покинул планету,
Обретая такую планиду,
Где уже покаяния нету,
Где не слышно «Во ад аще вниду…»

Одиноко? Уныло ли? Голо?
То не ханка струится в лопатки —
Дым пейота, войдя через горло,
В Южный Крест истекает сквозь пятки.

Все по кайфу: не пыльно и плавно.
От свободы дареной бурея,
Отъезжает идальго исправно!
И — ни гонора, ни гонореи.

Золотистое млеко дурмана!
Не ищите кромешней услады!
Под балдою, и — ладушки-лады!
Ну чего вам, какого Хуана?

Эй, сновидцы, гребем в ясновидцы!
Где не пляшут — ни Аньки, ни Инки!
Будем благи, небесные птицы,
Как ацтеки, как предки, как инки!

Ай, раздайся, вселенская сельва!
Расступись, рассиянное море!
Расточися, развейся, рассейся,
Мое трезвое горе немое!

И, от шалого пыла чумея,
Претворяется серая сьерра.
Зеленей Кетцалькоатля, змея,
Змий зеленый — глаза кабальеро.

_____
*Пейот – разновидность кактуса, наркотик;
**Кетцалькоатль – верховное божество у индейцев Южной и Центральной Америк, изображавшееся в виде гигантского зеленого змея.

СОН ВОЕВОДЫ

Я СУмы проспал, я очнулся в СумАх —
визжавших, что ржавая гайка.
Упавшее сердце стучало впотьмах:
«НэгАйно, нэгайно, нэгайно»*.

Что мает, имает меня на испуг,
играет в ночи как ногайка?
Так — залпом, внезапно, немедленно, вдруг:
«Нэгайно, нэгайно, нэгайно».

Ахтырка, ах ты-то, чернея, как нефть, —
заржавела или заржала?
Как будто регочут, снося меня в неть, —
Ягайло, Скрыгайло, Жаржайло.

И скрежет, и режет, и гложет, и лязг,
и фары, и гвалт инфернальный.
Литвин, галичанин нахальный и лях
затеяли грай погребальный?

Три чорта — три ражих, три рыжих черта
пролаяли, будто над прахом.
Но я — не закончен! И вряд ли черта
отчерчена слухом и страхом.

Я русский бы выучил только за то б,
что в нём — благодатная сила,
за то, что Солоха, грызя Конотоп,
от русского — кукиш вкусила.

Не слышать, не видеть, не знать, не терпеть
нэгайной и наглой их воли.
Скажи, Богодухов, и Харьков ответь:
доколе, доколе, доколе?
______________
нэгайно — (укр.) немедленно

* * *

Алёнушка. Васнецов
и жаль её сильнее прочих
поскольку звонче всех поёт
поскольку значит и пророчит
и ноженьки об камни бьёт

поскольку серыми своимя
глядит как ласковая рысь
и полымя волос и имя
льняное заплетая в высь

поскольку и в лоскутьях нищих
льнёт к тайне омутов земных
поскольку плачет тише инших
и молча молится за них

Алексей Ивантер   17.11.2008 12:34   Заявить о нарушении
Извините, за задержку с ответом, знаете ли финансовый кризис, а я в руководстве компании - работаю до ночи. Отвечать в спешке не хочется. Вопрос (кто есть Минаков) сложный, требуется время.

Иван Шепета   20.11.2008 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.