Потерянное эхо по следам автобиографии

Об авторе:

Член Союза литераторов РФ, член Российского Союза писателей, член Союза журналистов России, автор журнала "45 параллель (http://45parallel.net/inna_molchanova/)

Родилась в г. Фрунзе. Детство и юность прошли на Украине. Окончила культпросвет школу в г. Калуге по специальности «режиссер, актер драматического коллектива». Окончила иркутский государственный университет, факультет журналистики. Работала литсотрудником районной газеты «Ленские вести» (БАМ, г. Усть-Кут), старшим редактором муниципальной телевизионной студии «Диалог» (г. Усть-Кут), главным редактором областных г-т «Наш консультант» (юридическая) и «Дважды Два» (детская) в г. Иркутске.

В 2002 году, в связи с операциями на позвоночнике, стала инвалидом 2-й гр. (общ., нерабочая, бессрочная) и занялась литературной деятельностью в сети Интернет. Работала редактором поэтического портала «Точка Зрения». Является постоянным автором порталов "Стихи.ру» (http://stihi.ru/avtor/molchanova_inna) и «Проза. ру» (http://www.proza.ru/avtor/molchanova).

Поэт-песенник Творческого объединения “Солнечный ветер» (Москва-Ростов-на-Дону-Анадырь-Иркутск» (http://www.sunwind-group.narod.ru/).

Лауреат Международной Премии имени Николая Рериха

Лауреат 2-й степени литературного конкурса «Сказки Байкальского Деда Мороза» (2016 г.) в номинации «Бытовая сказка»; лауреат Всероссийского поэтического интернет-конкурса имени Николая Гумилёва; лауреат Всероссийского заочного конкурса «Моя семья – моя родина!» в рамках XXI Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия – 2013» в номинации «Стихотворения», лауреат Конкурсов Клуба Слава Фонда ("Великий Странник молодым").

Победитель областного конкурса "Полезная азбука для маленького жителя Иркутской области" ("Леночкина азбука"). Дипломант Международного литературного конкурса имени Ю.C. Рытхэу. Победитель (2-е место) международного литературного конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения К. Симонова). Победитель конкурса «Национальная общественная награда в области добровольчества» (2006 г.) и др.

Неоднократный номинант Международной премии «Филантроп». Номинирована на премию Стихи.ру "Народный поэт" в декабре 2013 г. Номинирована на премию "Писатель года" в апреле 2015 г.

Финалист VI Международного поэтического конкурса «45-й калибр» имени Георгия Яропольского (http://45parallel.net/45_calibr_2018_shortlist)

Изданные книги:

«Радуга» (сборник детских стихотворений, г. Усть-Кут, 1992 г.); «Сто наилучших пожеланий» (сборник стихотворений, Иркутск, 1998 г.); “Леночкина азбука» (Иркутск, 2000 г.); “Мамина книга» (повесть «По канату», сборник стихотворений, Иркутск, 2005 г.); “Байкальский сувенир» (Поэма «Байкал. Дорогами ветров», песенно-поэтический сборник», Иркутск, 2009 г.); «Биография века, краеведческие записки» (Иркутск, 2010 г.)

Публикации:

Журнал «Новая литература», сборник стихотворений «СоломИнки»:
http://old.newlit.ru/~molchanova/

Общество содействия меценатству и благотворительности им. Айвазовского -- Рассказ "Дверь", поэма "Катаракта":  http://www.aivazovskydb.com/topic.php?id=10243

Интернет-журнал "Родина": http://www.stihi.ru/2013/10/06/7060



(автобиографическая поэмка)

I.

-- И сколько же ночей ты не спала?
-- Не знаю... Половинки две луна
успела разменять за это время...,
шагам навстречу открывала двери...,
но это проходящий мимо ветер
мое воображение будил...
-- И что теперь?..
-- Заснуть не хватит сил...,
под веки забирается истома,
и стоном оживающее слово
уводит в мир сжигающих ночей...
-- Так это – сон!..
-- Нет, явь живая, тысячи больней,
ста тысяч снов на маковой поляне,
где пьют кумысы хрустали Тянь-Шаня,
в долину Фрунзе отпустив арык...
Там родилась я... Слышишь этот крик?..
Он в горы улетел июньским эхом
и там живет...
-- Я слушаю со смехом
твой бред, -- при чем здесь день рожденья?..
-- При том, что нет у Эха продолженья...

II.

Сложили Время в тесные альбомы,
и спрессовали малые миры:
пересечений, надписей любовных,
осколки серпантиновой игры...
Перемежает лабиринты судеб
хрустящей калькой призрачная ткань:
вот этих – нет, а этих не убудет
никак – плодятся, как в пруду тарань.
Вот этот снимок говорит о многом:
генеалогий крОшевая смесь...
А этот генералом стал в итоге,
и нас не помнит, грОшовая спесь.
Пополнят время свадебные маски,
рождения, уходы, старый дом...
Развязываем душу и раскраской
читаем галерею перед сном...

III.

Грехи – в нагрузку. Так решили боги,
давая все – и красоту, и ум,
и расписанье выплат по итогам
не мною нАжитых крамольных дел и дум...
И Карма, улыбаясь вдохновенно,
придумывает казни под процент,
я родилась для жертвоприношенья:
преступных дел родни -- эквивалент...

IV.

Шаманит камень, разбивая реку,
легендой убегает Ангара...
-- Так что для счастья нужно человеку?
-- Тайга и рукоделье топора...
Я видела таких, они в землянке
вдвоем хозяевАли целый год
и строили из «кругляка» «времянку»,
сразив буквально, бамовский народ.
-- Привет, орлы! Вы там еще хоть живы?
Айда в поселок, ведь помрете здесь... -ес-ес-ес!..
А «дураки» в тайге тянули жилы,
чтоб доказать, что рай в землянке есть...

V.

И что теперь? Глодаю кость пророчеств:
сбылось немало горя и обид,
так и в моей реке из одиночеств:
Байкал-Шаман за Ангарой бежит.
Пускаю вплавь картонную молитву,
кладу венки на вОду и погост...
Еще не все! Еще случится битва!
Еще сожгу последний в жизни мост!..

А поиск Эха заблудился в эхе,
дороги выбор пал на крестный ход:
росинки мака означают вехи,
их надо сшить в достойный переплет.
Чтобы, листая звездные страницы,
не пело горе реквием любви,
в альбоме жизни оживляю лица,
из старых писем строю корабли...

VI.

На крУге этом расслоилась нить,
ладонь к глазам подносит ворожея:
«С лица воды парням не надо пить,
но с твоего – испили бы, я верю!..
Беда лишь в том, что так недолог путь,
такую муку стерпишь понапрасну,
так будут бить тебя, так будут гнуть,
чтоб ты угасла, насовсем угасла...»
-- Вернись, цыганка, доскажи же суть!
-- Сама поймешь, я нынче плохо вижу...,
готовься, девка, в очень длинный путь,
да голову держи свою пониже!..
Пониже – как: ослепнуть, в паранджу,
чтобы не сглазить и не приворОжить?..
-- Пошла ты к черту!..
-- Ой, не подскажу,
где он живет, -- хохочет, правый Боже!..

Прошло сто лет, а помню разговор,
она еще твердила мне про эхо:
«Твоя судьба, -- сказала, -- среди гор,
там и ищи...» И – в юбки снопья смеха...

VII.

Совсем не много -- много не бывает
дорог, когда считаешь жизни путь,
терялись лица в жизненном трамвае,
которому не суждено свернуть...

На остановках -- свежей краски сполох:
там отменен вчерашний переход,
а я ищу среди заросших полок
свой проездной уже который год!
Ведь заплатили мы, согласно курсу,
похоронили то, что не жило,
пририсовали ямочки у грусти,
и заменили хрусталем стекло...
И это мало?! Что тогда прикажет
вагонвожатый – спрыгнуть на ходу?..

В одной реке не искупаться дважды,
поэтому я лучше подожду...
 
VIII.

Кажется, услышал отголоски
этот узкоглазый мажордом;
сталактитов кожные наросты
искажались красочным огнем.
Узкую гондолу вел китаец
по реке над головой Шень-Ян,
и драконы хитро улыбались,
белым и востОрженным гостям...

Попросили прокричать по росту,
проверяя пробу местных эх,
те испепелялись, словно звезды,
возвращая голоса и смех...
А мое тонуло и тонуло,
и смешно вбирали стены крик:
переводчик утешал угрюмо,
и косился лодочник-старик...

Было там двенадцать разных комнат --
галерей пещерного царька --
и дорожкой пролегала сонной
странная подземная река-а-а-а-а-а-а...

IХ.

-- И сколько же ночей ты не спала?..
-- Я знаю, чем привязана гора
к неласковому ледяному небу...
Смотри, как белой маскою она
на чистокровную породу снега
похожа...
-- Добываются слюда
и мрамор здесь...,
и Озера здесь ложе...
-- Ты говоришь так скучно, как итожишь...
-- Я не люблю бродить в пустыне слов...
-- Что здесь за место?..
-- Колыбель основ,
начал начало
и аорта знаний...
Здесь сон возможен
только рядом с явью...
-- Байкальский сон?..
-- Зачем тебе названья?..
Их дали люди,
так ли -- у богов?..
-- Я здесь ищу себя, вернее Эхо...
-- Твоя наивность доведет до смеха!
Не ищут люди сроду этот клад!
-- А я – найду!
-- Ну, я -- не виноват...а-а-а-а-а...

Х.

Гора была! Я это точно помню!
Есть книга «в стороне таких-то гор»,
а берега окошками оформил
рассыпанной слюды под заговОр
Шаман-Байкал... Как Демосфен о камни
он точит голос о небесный свод,
и мраморною крошкой посыпает
парадный вход, ведущий к грани вод.
Там камни говорят! И дирижеры –
ветрА – уносят сказки к небесам,
а Эхо возвращает на просторы
байкальские живые голоса...

Вот там живет Глава старейшин -- Эхо,
на Мраморной горе, как на листке,
он отмечает все людские вехи,
и метрики – на горном языке.
А по ночам Луна цыганкой плачет,
читая по прожилкам Книгу Книг,
и бегунком разносит Эхо-мальчик
наказы, где оставил герб Старик...

ХI.

-- Так мне – к нему?..
-- Он просто так не примет.
-- А с чем идти?..
-- Неси душевный груз:
поведай, как растрачивала силы,
пренебрегая преданностью муз,
как проливала капли вдохновенья,
на почву, обреченную молчать,
как не могла спуститься на колени
и тайны отправляла под печать;
как по чужим ходила перекресткам,
крошила судьбы росчерком пера,
где на открытых аурах подмостков
нечестная порой велась игра...
-- Но это – жизнь!
-- А я с тобой не спорю. Уже давно.
Я только говорю.
И галочками меченое горе
с тобою поровну уже давно делю...

ХII.

Жила Душа девчонкой недоспелой,
на одуванчик чувств ложился хмель,
и до поры вокруг нее все пело,
и каждая распахивалась дверь;
и мир казался чистою ладошкой,
с глубокой ветвью правильных дорог,
и опылялся золотою крошкой,
еще не распушившийся цветок...

Из желтого медового отлива
переплавляла жизнь в горячий свет,
в Желток Вселенной, крошечную силу –
сто тысяч зонтиков, и столько же – Планет...

... чтобы однажды утром на поляне,
там, у подножья Мраморной Горы,
раскинул табор карты, и цыгане
зажгли монистом летние костры;
и скорбною гитарной колесницей
призвал бы Эхо трепетный манок,
а девочка с еловыми ресницами
сплела из одуванчиков венок...
 
ХIII.

И вот опять. По пыльной Астраханской,
к арЫковым бордюрам прислонясь,
на старой лошаденке с рысьим танцем
въезжает шарабарщик – местный князь.

-- Ау! – Кричит, и толпы несусветной,
чумазенькой восточной малышни
обменивают рухлядь на конфеты
и пригоршни созревшей алычи.
Перегоняя в русский, тарабаря,
о новостях бишкекских говорят,
и слушает старьевщик, обожая,
кыргизских и улыбчивых ребят.

А горы, в поцелуе слившись с Эхом,
и, проливая во хмелю кумыс,
хранят в пещерах отголоски смеха
и первый крик младенцев прячут ввысь...


Рецензии
Дааа-уж! Ну и нус!
Извиняйте, Инна, что только сейчас забрёл в Ваши "закрома". Невнимательный я, не замечал раньше Вашу конспиративную квартирку. Только и смотрел у всех "гражданскую" рубрику.
Раньше считал Вас своим Избранным поэтом, а теперь ещё и Учителем (хотя сам себя, естественно, поэтом не считаю, просто рефлексирую на современную беспредельную действительность, чтоб её так и сяк!), но учишься невольно, встречая мастера.
Больше всего меня удивляет и радует то, что в наше время ещё встречаются такие динозавры - носители настоящей Культуры, намазанной толстым слоем на хрупкую человеческую основу. Какое же богатейшее общество мы потеряли! Сейчас только его осколки, вроде Вас, и дают представление об этом и вообще дают ещё представление о том, что такое Культура...
Дай Вам Бог Здоровья телегу и ещё мешочек в придачу!
Будьте долго-долго... Тепла Вам этой зимой и всеми иными временами года!
С Уваженьищем,

Сергей Сагумянц   19.02.2019 21:07     Заявить о нарушении
Да какой с меня учитель, Сережа. Я сама здесь всему учусь. И учиться не перестану.

Просто часто задавали вопросы -- вот и родилась эта, как Вы ее назвали, "квартирка" для самых любознательных. Не выносить же все это на свою главную страничку. Читатели этого не любят, начинаются придирки и оскорбления: мол, хвастаюсь былыми заслугами. Мне всегда смешно: почему "былыми"? Не говорят же так, например, ветеранам войны, которые надевают медали по праздникам.))

Спасибо Вам.

Инна Молчанова   20.02.2019 06:13   Заявить о нарушении
Странно, что Вы обращаете внимание на мнения "придирающихся". Ну, да Бог им судья. Написал Вам в личку недавно.

Сергей Сагумянц   21.02.2019 23:24   Заявить о нарушении
Я ответила, Сережа. Спасибо.

Инна Молчанова   22.02.2019 06:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.