Родился во Владивостоке, живет в Москве. Окончил Московский физико-технический институт по специальности инженер-математик, работает в сфере управления финансовыми и модельными рисками. Публиковался в литературных журналах и альманахах: «Дальний Восток», антологии «Сто лет Приморья», антологии поэзии Приморского края «На переломе эпох», Антологии русской поэзии, альманахах «Серая лошадь» и в альманахах Российского союза писателей. Автор двух книг стихов. Дважды финалист литературной премии имени Сергея Есенина «Русь моя», финалист литературной премии «Наследие» и национальной литературной премии «Поэт года». Автор представлен редакцией Литклуб.TV.
Родился и живет в Москве. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Работает главным редактором медиахолдинга PLUS Group. Член Союза журналистов России и Союза писателей России. Публиковался в «Литературной газете», журналах «Нева», «Новая юность», «День и ночь», «Сибирские огни», «Дети Ра», «Октябрь», «Дружба народов», «Литературная учеба», «Огни Кузбасса», альманахах Российского союза писателей и других изданиях. Обладатель Золотого диплома международного славянского литературного форума «Золотой витязь». Победитель поэтического конкурса имени Н. С. Гумилева и литературного конкурса «Георгиевская лента». Лауреат международной Волошинской премии, а также литературной премии «Народный поэт» и национальной литературной премии «Поэт года». Автор семи поэтических книг. Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Эксперты: 14 (2 чел. по 7 баллов)
Зрители: 37
Сумма: 51 балл
Эксперты: 70 (10 чел. по 7 баллов)
Зрители: 85
Сумма: 155 баллов
Я достаточно медлила с голосованием. А тут ВК подкинул мне анонс свежего номера журнала "Формаслов", и вижу: Евгений Обжаров - Чёрный поролон, да ладно? может совпадение? а нет, нашла эти строки у него на странице:
Чёрный пойдёшь искать поролон,
Да и нет его.
Двое бросят месить бетон
И найдут третьего.
Без закуски, да на пеньке.
С козырем – без виста.
Встал бетон. Да вода в реке
Всё равно вода.
До горизонта бежит уклон.
Вот уж и ночь близка.
Чёрная как поролон.
Чистая как река.
И ещё много других стихов. Как жаль, что первая подборка Евгения действительно составлена неровно. И как жаль, что Евгению выпал такой сильный соперник - тут ничего не сделать, это Турнир, за время которого выбывали многие достойные.
Я восхищена мастерством и подборкой Михаила Свищёва - это профессиональная современная литература, и я ни в коей мере не голосую против Михаила и думаю, что он наверняка победит. Но мне ближе Евгений Обжаров - со своим голосом, образным строем, настроением. И читал он хорошо - а это тоже неотъемлемый компонент Турнира.
Лора Катаева (16.10.2025 в 15:53) – Экспертный совет
Решение голосовать на этой стороне пришло, ни когда читал Свищев, - Михаил гениален и прекрасен. Он прекрасен настолько, что куча последователей, стремящихся писать, как он множится и множится. Я наблюдала их и на Кубке Мира, и на Кубке Балтии… и уже не понятно, кто кого породил. ( то бишь, - опередил).
Пока Михаил читал, мысль о том, что почти миллион пиитов Стихиры могут быть смело упразднены – так гармоничен, выразителен, академически устойчив , грамотен и тверд его стих – не покидала меня. Зачем эти 800 000, когда Свищев все равно напишет лучше?
Но все изменилось, когда на пятом-шестом -седьмом стихе, мне стало казаться, что он, будучи гениальным препаратором живой и неживой природы, все-таки, в огромной степени техничен и мастеровит и грамотно владеет алгоритмом написания победного во всех смыслах стиха, умело им пользуется и беззастенчиво применяет, не страдая от фантомных болей. Меня не покидало это чувство. Хотелось, хоть где-то контрапункта, оторопи, заминки, непонятки образа, подвыверта сознания, сорванного ритма от балды живого чувства свободы.
Я не стала задыхаться. Нет… я просто отложила учебник литературы с изгармонизированными до предсказуемости стихами Михаила Свищева до лучших времен.
Когда лучшее - лучше лучшего – хочется отречься. Так сенсеи, учителя и наставники-философы осточертевают ученикам - надеюсь, я донесла свою мысль без потерь.
Что это значит? А ничего это не значит. Он и, царствие небесное, - Царев – все равно будут названы мною лучшими. Ведь, это правда.
Но…возвращаюсь к осознанному выбору. Голосую здесь за фактически явленную Евгением «квантовую поэзию» )) и расшифрованную суперпозицию образа. Возможно, это пока никто не понял. Но лирикам нужно чаще заглядывать к физикам. Несчастный кот Шрёдингера – уже мэм, а квантовая теория суперпозиции – так до сих пор в дискуссах-курилках ученых мужей. Не а…пора уже и нам заглянуть чуть дальше видимого.
Иначе авторский голос, неожиданные конструкции, не понятно откуда взявшаяся гармония чувства к великому, все убивающему урбану, смелость поэтического мировоззрения, лихое чудачество и простота натуры – будут законсервированы «зя» - «низя» господами уполномоченными.
Пока Елена Пестерева, разделывала Обжарова, как бог черепаху – мне вспомнилась история с нашумевшей выставкой современной живописи в 1962, в Манеже. Ей, между прочим, предшествовала выставка 1956 г. Пикассо в Эрмитаже , которая стала возможной только потому что он был коммунистом.
НО …Советские художники, наконец, увидели то, к чему многие из них стремились годами! Вслед за этим, так сказать алаверды, в 1959 году и американский зритель увидел, испытав не меньший шок, наших Ротко и Поллака.
Художник Леонид Рабичев вспоминал: «Тогда почти каждого из нас сдерживала инерция тридцатых, сороковых годов, порожденная страхом репрессий (…) , …в то же время в воздухе носились идеи наподобие «пражской весны»…(…) по рукам ходил самиздат, в искусстве множились и расцветали в виде полунамеков идеи о самовыражении и свободе личности».
«Новая реальность» - школа, основанная художником и педагогом Элием Белютиным собрала художников –авангардистов, которые стремились через обобщение форм достигнуть внутреннего равновесия, разрушенного влиянием внешней агрессивной среды.
Белютину и поступило предложение о том, чтобы собрать современных художников на выставке. 1 декабря 1962 года выставка открылась. Работы авангардистов разместились в залах на втором этаже Манежа.
Прибыла делегация с Хрущевым, Сусловым и другими членами правительства.
Сначала Хрущева повели смотреть советских классиков, среди которых был Дейнека, Герасимов, Греков. Все было хорошо. Но на работах Роберта Фалька первый секретарь начал закипать. Помогли и сопровождающие, называвшие картины «мазней». Хрущев предложил выехать умершему 4 года назад Фальку заграницу, заявив, что «такое искусство советскому народу не нужно». (Что кричал Никита Сергеич у картины Никонова «Геологи» - цитировать не буду- кому интересно- посмотрите в интернете) .
К художникам школы «Новой реальности» глава государства шел уже разгоряченный... Напряженно ожидавших его живописцев он встретил словами: «Ну, идите, показывайте мне свою мазню, так мне представили ваше искусство. Я тоже так думаю по тому, что я видел». Хрущев бегал по выставке кругами, то пробегая, то возвращаясь, - и задержался, наконец, на портрете девушки Россаль-Воронова: « Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально».
13 художников стояли у своих картин и слушали ругань генсека. Одновременно начали кричать и сопровождавшие его члены правительства. Раздавались возгласы «Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!». Суслов поднял кулаки и кричал: «Задушить их!». «Происходило то, что невозможно описать словами», — делился впоследствии Рабичев.
Никита Сергеевич сначала напряженно пытался понять, что он видит, на какое то время замолкал, а затем громко, с ненавистью закричал:
-Го..но!». И, подумав, добавил: П*дерасты!.
Белютин пытался объяснить Хрущеву смысл изображенного: «Эти художники, которых вы видите, много ездят по стране, любят ее и стремятся передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем»
— Где сердце, там и глаза, — сказал Хрущев.
- Поэтому их картины передают не копию природы, а ее преображенный их чувствами и отношениями образ, — продолжал Белютин, не реагируя на хрущевскую реплику, пытаясь усилить аргументацию на примере картины Николая Крылова «Спасские ворота».
На что первый секретарь парировал властью, данной им народом )):
-Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство. Где тут зубцы на стенах – почему их не видно?
Ну, и знаменитое Хрущевское: «Мой внук и то лучше нарисует!», и «Где вы видели зеленую бабу?!»
Правда он не знал тогда, что Эрнсту Неизвестному, « проедавшему народные деньги»(С), которому на этой выставке досталось больше всех, придется долго примерять бронзовый колобок хрущевской головы к дуге мраморной черно-белой рамы – чтобы водрузив ее, не вызывать у кладбищенских посетителей сакрального: «Где вы видели такого Никиту Сергееича? »
А теперь представим те картины. Да? (как говорят на современных площадках СЛЭма после суперского прочтения: Было?)) чувствуете гений, опередивший время.
За гениальным поэтом Геннадием Айги тоже ходила дурная слава. Пока в Париже номинации на Нобелевку не стали сыпаться одна за другой. А теперь возьмите сборник в руки и растворитесь в надмирном…
То, что выпуск был лучшим за последние несколько лет – заслуга, несомненно, и обеих Елен, и самого Евгения .
То, как он стоически, мужественно и по- мужски сдержанно терпел бандерильи женских «прелестей» и приводил железобетонные аргументы спокойно и по существу.
То, как «мироточили» внутренним светом глаза Елены Албул, которая сидела с ликом матери-человеческой, и выражение скорби, жалости и стыда от происходящего – делало его неземным и красивым…
То, как рухнула в конце концов стена моего плача от всего увиденного, когда Елена Пестерева сменив гнев на милость, произнесла: «Наверное и он в чем-то прав..».
( О…- возликовала я от Воландовского:
«Люди как люди…() … Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
К счастью, все закончилось благополучно.))
Прекрасно понимаю, что голосовать здесь уже бессмысленно. Но, возможно, ещё имеет смысл напомнить будущему победителю, что если ты пишешь стихи на русском языке, о русских реалиях, то и звучать они должны по-русски безупречно, и уж определённо не должны врать. "Ещё горит палатка фрукты-овощи" - неужели Михаил не слышит, что он пишет про пожар? "Гомер в советском переводе" - возможно, Михаилу будет приятно (и наверняка полезно) узнать, что в Советском Союзе Гомера читали в переводах Жуковского и Гнедича, умерших более чем за полвека до образования СССР (1852 и 1833). Так что извините.
Добрый день!
Не постесняюсь заметить что, профессиональная, вузовская составляющая творчества уважаемого Михаила Свищёва, выглядит основательно и цельно и явно посмелей, помастеровитей, поядрёней, чем аналогичный компонент у Евгения Обжарова.
Читаешь и понимаешь великодушную философичность и незыблемость поэтической платформы Поэта Михаила Свищёва. Она, преподнесена, как доказанная и потому стабильно непотопляема, даже прилично привычна, в меру рискова и в ту же меру, благополучна и самодостаточна, разумеется, без осложнений.
Всё вышеперечисленное у Поэта Евгения Обжарова выглядит спорно, поэтому я проголосовал за него.
С уважением,
СП.
Турнирная подборка Евгения понравилась, и как автор держался. Музыка Евгения тоже понравилась!
Я отметила креативность, авторскую индивидуальность, глубину мышления, благородство, культуру. Стихи его интересны!
Оба претендента - неординарные мастера слова.
Оба отражают в творчестве чуткое понимание своего места в мироздании
и самого этого мироздания.
Художественные образы и эпитеты Евгения мне эстетически ближе
Кто-то из голосующих упрекнул Михаила, мол зря он лезет в поэтическую песочницу к деткам. Порадовала образность мышления, но с самой мыслью не согласна. Михаил большой молодец (вместе с Юрием Семецким). Пора поднимать уровень турнира. Этот первый тур, благодаря Михаилу и Евгению, получился сильнее многих, если не всех, финалов Турнира.
Есть конечно чем восхититься и над чем задуматься, слушая подборку Михаила. Очень умные и изящные стихи.
И по звуку очень многое понравилось.
"И плавили имперские пломбиры
Стальные пломбы в сливочных зубах" )))
В строчке ""Гляди, как отечество сладким становится дымом" - понравилась сохранившаяся ирония Чацкого... хотя вот это
" гляди, как отечество ..." не очень удобно выговаривать, но раз Елена Пестерева не указала на это, значит у Михаила всё норм)))
А вот у Евгения : " Я с градом выхожу из коматоза ' - это конечно да. Язык сломаешь)))
Но, если без шуток, слушая подборку, подумала, что странно было бы не проголосовать за Михаила. Безусловно Михаил большой мастер,
безусловно за него проголосует большинство и конечно это будет правильно .. если не он победитель Турнира 2025, то кто? Кто лучше? Эта река с бревном запоминается и долго не дает покоя , Иероним, взрослые, как дети без родителей, распитое из лбов молодое мукузани, и рыбок опять же жаль, даже больше, чем задыхающихся космонавтов, но .... Я всегда могу точно сказать, ЧТО именно мне нравится в стихах Михаила. А стихи Евгения зацепили меня чем-то неуловимым, необъяснимым , неосязаемым и для меня пока непостижимым. И эта неуловимость его стихов и желание Евгения найти новые пути развития современной поэзии, склоняют меня на его сторону, хочется поддержать Евгения в этом сложном для него противостоянии.
Два слова ещё о пресловутой росе в зените дня))) Для меня всё сложилось: жаркий локон и поцелуй, которые однажды спасут лирического героя, став для него росой в зените дня, то есть они будут также приятны, как прохладная роса в жаркий полдень. Господа, это же стихи, а не трактат "Круговорот воды в природе". Почему бы именно так не почувствовать поцелуй любимой женщины?
Главное, возникла магия или нет. А следить за тем, кто в какую дверь когда вышел и зашел ли обратно, совсем не обязательно, поскольку это отвлекает от цельности восприятия и удивительное вещество поэзии улетучивается, как пар в зените дня. Можно ли почувствовать, глядя из окна, что проспекты стали дном, или это можно сделать только находясь на этом самом дне, - тоже очень спорное и субъективное суждение, но в любом случае всегда очень интересно послушать профессионального критика..
Евгений , многие на сайте мечтают услышать разборы своих стихов от Елены Пестеревой, воспринимайте это как подарок судьбы, не огорчайтесь )))
Спасибо за выпуск! Елены как всегда были прекрасны, а поэты поэтичны как никогда!
Удачи обоим авторам!
ПС: И всё таки надо было свести эту пару хотя бы в полуфинале.
Спасибо за прекрасные стихи. Дождались!
И прежде чем критиковать, надо хотя бы изучить биологию и физику.
Пыль помыть можно, делая влажную уборку:).
Про росу можно найти информацию даже на яндексе.
Да, роса может образовываться на мельчайших частицах пыли, в результате чего возникает поземный туман.
vk.com
"Роса появляется, когда из-за охлаждения воздушной массы водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Обычно это происходит ночью, в ясную тихую погоду.
ru.wikiquote.org
weather.yandex.ru
gismeteo.ru
При этом роса образуется чаще на поверхностях с низкой теплопроводностью, таких как трава и листья. Гладкие и тёплые поверхности, например асфальт, охлаждаются медленнее, и роса на них образуется реже."
Что мне действительно Не нравится в разборе - это "препарирование лягушки".
И нам, как читателям, хотелось бы когда-нибудь увидеть или услышать стихи ведущих. Спасибо.
В спорте всегда болею за команду послабее, потому как считаю, что болеть за сильных просто и неинтересно. Здесь Михаил явно посильнее, поопытнее, помастеровитей. Но не намного. Буду болеть за Евгения. А вдруг?!
Мне понравились стихи Евгения Обжарова по содержанию. Евгений пишет от души. Это очень ценно. Стихи интересны своим контрастом. Образы яркие и символичные. Также автор исполняет свои стихи наизусть. Мне понравилось его чтение. Звучит вполне убедительно! Бдагодарю!
Поэзия как аппарат осознания нового мира не рождается безупречно совершенной сразу. Неизбежны муки преодоления немоты. Неприятие профессионалов, благополучие которых уже сложилось, вполне естественно:
новый язык, новые, невыверенные конструкции могут не найти достаточного числа читателей сразу. Более того они уверенны, что такое «не работает» (любимая оценка критиком Обжарова). «Не работает» - это не вкусовщина – это оценка издательской перспективы. А нам остаётся только благодарить отчаянные попытки доказать, что когнитивная немота не вечна.
Поэтический язык – наиболее адекватная модель чувственного мира общества. Общество цифровизировано очень глубоко. И когда критик-гуманитарий пытаются спорить с выпускником МФТИ по поводу физики росы становится грустно от безнадёжности понимания главных чувственных процессов общества радостными гуманитариями.
Несколько слов в защиту Гагарина.
Критик Пестерева утверждает, что Гагарина в небе нет и уже никогда не будет. Утверждение весьма спорное, но бесспорным является то, что она с уверенностью определила место человека, единственного из нас, побывавшего в, собственно, небе. По нашей духовной традиции, если ему место не в небе, так в аду. Критик, видимо, не знает, что Юрий Гагарин, уже вернувшись из космоса, высказался(в то самое время!) за восстановление Храма Христа-Спасителя. Не знает, что Юрий Гагарин посещал Свято-Троицкую Лавру, и неоднократно, святую старицу Макарию.
В контексте рассуждений о небе, кремлевской стене и месте в нем или в ней Бога и Гагарина и сам автор упомянул, что Гагарин говорил, что Бога он не видел. Похвально единство взглядов критика и поэта. Но и на этот счет так же существует версия, что на вопрос Хрущева о Боге Гагарин ответил утвердительно, чем смутил собеседника.
Так же известно, что в детстве Юрий Гагарин был крещен.
Просмотрев передачу, я отметил весьма жесткий, вплоть до конфликта, разбор стихов Евгения и прямо-таки убаюкивающее дружеское воркование вокруг творчества Михаила. Однако, применив скальпель при вскрытии стихов последнего, можно отметить, что, несмотря на искушенность в форме, содержание остается на каком-то ископаемом уровне, и даже нет во взгляде на недалекое прошлое той самой новизны, все те же ностальгические рефлексии. Окраины Третьего Рима, Кутузов и французы, Сталин(боже мой!) и микояновская колбаса, скелеты Ленина и Каутского во все тех же шкафах!
Да, Евгений сыроват и нелогичен в стихосложении, он пока еще в поэзии инженер-физик. Но ему есть что сказать, и вопрос как сказать – вопрос времени.
И еще – давайте не нарушать регламент.
Послушайте, господа хорошие. Если человеку за 30, то "судить" его ни-и-ззя! Он - голос поколения. Это я про Евгения. А лезть в поэтическую песочницу к "деткам" - некрасиво. Это я Михаилу.
голосую за редкое в наше время и в чём-то новаторское видение (время покажет, насколько будет плодородным семя, брошенное им на поэтическую землю). Свищёв великолепен, я знаком с его творчеством, но Обжаров - это алмаз, который надо ювелирно обрабатывать.
поэтому мой голос - за перспективу!
Я 45 лет прожил на Дальнем Востоке, хоть и родился в Москве. Я выписывал журнал "Дальний Восток", был знаком с Николаем Наволочкиным и дружен с его не менее талантливой супругой, читал стихи Евгения. Возможно, мы встречались там, в Хабаровске на ТВ у Геннадия Павчинского. Как предать своего дальневосточника? Хотя и его конкурент безусловно достоин победы, если бы она делилась на двоих. А у меня нынче юбилей, мне стало вдруг 85 лет. Эдуард Мирмович (Тихомиров).
Изначально мне больше понравилось выступление первого поэта. Видимо, человек умеет правильно подать себя на сцене.
Но открыв подборку на страницах этих конкурсантов, сразу поняла, что отдам свой голос Евгению Обжарову.
Однозначно.
Стихи Евгения мне более понятны, т.к. написаны нормальным человеческим языком!))) Ближе к народу, короче говоря!)))
Из-за чего моё воображение само рисует образы в голове, не надо ломать голову, что в какой строчке имеется ввиду)))
И по своей структуре его произведения более мелодичные, чем у оппонента.
Мне это ближе, чем излишняя нагромождённость странными образами.
Мой голос здесь. Стихи Михаила мне более знакомы и я уже не раз голосовала за них и ничего нового на турнире не увидела. Дикция так себе, в то время, как у Евгения с ней всё хорошо. Стихи Евгения явились для меня приятным открытием. Физики пишут интереснее гуманитариев) Удачи желаю обоим. Передача была очень интересной, накал критических страстей завораживал) Стихи прекрасные у обоих. Елена Албул выросла в критика невзначай)
Мой голос за Евгения.
Уважаемая Елена Пестерева несколько противоречива, когда предлагает поэтам идти своим путём, гнуть свою линию и при этом их произведения должны нравиться любому читателю и критику. Но это невозможно, как говорится, априори. Да и не всякое стихотворение правильно составленное, с правильными словами, смыслами и тд, хорошее, как и не всякий стих неправильно построенный, - плох.
Такое стихотворение получилось недавно, странное и противоречивое, как и любая критика.
Удачи в дальнейшем творчестве и успехов!
Критик поэту противоречиво
Стихи твои просты и примитивны.
В них нет ассоциаций, нет души!
И если ты такой поэт активный,
То над собой работать поспеши.
Ты поспешай, на свете жизнь не вечна,
Бывает так, что муза улетит.
Машина может вылететь на встречку…
Да ты послушай дальше, без обид.
Я ознакомился с твоими письменами.
Стихи твои напоминают бред,
Но иногда, и это между нами,
Я удивлён, ты попадаешь в цвет.
Жаль, пишешь сам, ни на кого не глядя.
Халтурно ищешь суть, - поэта гуж,
Но приглядись, участвуют в параде
Поэты - инженеры тысяч душ.
То гвардия страны, элита слова.
Блестящи, стойки ровные ряды.
Такие глыбы составляют их основу,
Что на брусчатке от шагов видны следы.
А ты блохой по кнопкам ноутбука
Туда-сюда, куда ручёнка ткнёт,
Нет, не блохой, а толстой жирной мухой
Нырнуть ты хочешь в банку, где есть мёд.
Поэтам мёд, когда стихи, - отрада,
Когда понятно всё везде и всем.
Напишешь так, и ждёт тебя награда,
Не опечалишь никого ничем.
Ну, а пока ни образа, ни стиля,
Сегодня пишешь это, завтра – то!
Не прилагаешь никаких усилий,
Прям, не стихи, а просто спортлото!
Так соберись, поставь себе задачи,
Чтоб были высоки, как Эверест!
Уединись в деревне иль на даче,
Таков удел поэта, вот те крест!
Спустя лет десять, может быть пятнадцать,
Твой результат тяжёлого труда
Возможно будет где-то издаваться,
Когда редактор скажет слово ДА.
Хотя поэт сейчас не ограничен,
И в интернет грузи хоть сто стихов,
Вот только слог высокий единичен.
Ты быть, как все сегодня, не готов?
Тогда свети средь туч, как солнца лучик,
И критиков тебя поддержит рать!
Получишь ты от жизни счастья ключик,
Когда стихи научишься писать.
Выбор очевиден.
Великолепный анализ поэтических произведений в исполнении Елены Пестеревой. Браво, Елена!
Елена точно была в этой передаче «Критиком за правым плечом» - замечательная метафора Бориса Кутенкова, название его новой одноимённой книги.
На подробный анализ/комментарий в этот раз нет времени, к сожалению.
Только…почему мне несколько раз вспоминался чаньский афоризм: «Глупо упрямый – упрямо глуп»?
Так получилось, что я ознакомился с подборкой Михаила задолго до выхода передачи в эфир. Привычно зайдя с Главной страницы на страничку известного мне автора, я обнаружил подборку Михаила, с которой внимательнейшим образом ознакомился. Мысленно посочувствовал его сопернику, поскольку очевидна весомая заявка на победу в Турнире. Подборку читал и перечитывал многократно и до просмотра программы, и после. Отлично понимаю Елену Пестереву, которая сконцентрировалась на разборе стихов соперника Михаила, поскольку Михаил представил в своей подборке как минимум два-три стихотворения, ранее напечатанных в "толстых" литературных журналах, в том числе и в "Дружбе народов", то есть апробированных Галиной Даниелевной Климовой. Добавлю, что в Литературном институте Михаил посещал и поэтический семинар Галины Иваноаны Седых. Однако, тем и хорош Турнир поэтов, что никакой "послужной список", никакие регалии не могут обеспечить победу автоматически. Свежий зрительский глаз всегда отметит недостатки, которые могут быть продолжением достоинств. О том, что чего плавит, пломбы или пломбиры уже написано, а мне не совсем понятно из контекста, о какой именно эпохе идет речь, если пломбы "стальные" (появились в семидесятые годы), а Сталин молодой "как мукузани" (мукузани выдерживается в дубовых бочках не менее трех лет). Не могу отделаться от мысли, что некоторая нарочитая небрежность изложения является фирменым стилем Михаила, его попыткой избежать "приглаженности" текстов. Всё это, тем не менее, только способствует яркости стихотворений.
Его соперника мне остается только поблагодарить за участие в Турнире и пожелать ему учесть замечания, высказанные критиком. А мы будем ждать новых встреч с Поэзией Михаила.
Георгий Бойко (22.10.2025 в 11:07) – Экспертный совет
При всём пущем желании быть оригинальным или выравнять счёт, голосовать иначе у меня не получается.
И дело не только в давлении авторитета и бэкграунда Михаила Свищёва.
Даже при том, что услышанное не явилось откровением, а прошло некоей ретроспективой (как содержательно-смысловой, так и творческой), не признать, что ты слушаешь одного из самых достойных Поэтов сайта — бессмысленно.
Евгений в некоторых попытках написать свежо и нестандартно в данной подборке местами был интереснее (если можно использовать это слово), но жребий получить в соперники именно Михаила оказался беспощаден. Спасибо Евгению!
Спасибо Михаилу за готовность выйти из зоны комфорта (это к вопросу «а зачем ему?») и повышение планки уровня Турнира этого сезона.
Игорь Бирюков (22.10.2025 в 10:14) – Экспертный совет
У Михаила нет соперников, если оглянуться на уже выступивших. Не стал им и Евгений, автор перспективный, но ему пока не хватает обученности, а текстам глубины. Попробую объяснить на примере стихотворения "Не гуашь, не акварели".
ЛГ встал грудью (что само по себе абсурдно), прошёлся косой, встал у колодца, в ведре ни зги (прошу обратить внимание, эти детали никак друг с другом не связаны, а зга, по предположением некоторых филологов, это звериная тропа), сердце в дребезги.
И как понимать этот финал? Всё закончилось инфарктом? И это написано хореем, которым обычно пишут детские стихи, частушки и марши.
Всем советую найти стихотворение "Йок" Елены Кряковцевой - вот это работа большого мастера, в которой автор выводит читателя на эмоции благодаря достоверности происходящего, а не за счёт плохо связанных друг с другом образов.
А Михаил мастер, который может проиграть только самому себе. И это точно случится не в этот раз.
Юрий Семецкий (22.10.2025 в 20:15) – Экспертный совет
При всей симпатии к Евгению - Михаил в этом туре намного сильнее.
Что касается переводов Гомера, то к "советским" можно отнести переводы В. Вересаева, впервые изданные в 1949 ("Илиада") и 1953 ("Одиссея") годах и затем переиздававшиеся большими тиражами.
Мне кажется, что многие критикуемые моменты в текстах Евгения—это не "стилистические ошибки", а своеобразие образного мышления автора. Он не сторонник многословных подводок: образ он выдаёт сразу как конечную формулу, опуская процесс. Строка "пыль, немытая росой", — вызывает одно замечание: "не" следует написать раздельно. Текстам не хватает хорошего редактора, это очевидно: споры о росе можно решить одной буквой: "пыль, не (с)мытая росой"
Инвектива: не надо писать к а к (Маяковский), досталась только Евгению (ст-е"Перрон..." ), хотя Михаила с тем же успехом можно упрекнуть, что он, порой, пишет "к а к Бродский" (например, текст "Когда, наконец, мы получим покой" не в меньшей степени отсылает к "Пророчеству" И.Б.).
Евгению одному вменяется "неточность поэтического высказывания", но Михаилу сходит с рук классика амфиболии:
И плавили имперские пломбиры/
Стальные пломбы в сливочных зубах
Кто кого плавил?
"Потрудитесь излагать ваши мысли яснее", —сказал бы незабвенный Филипп Филиппович. А критик не сказал🙃.
Зато сказал (и я с ним согласна), что двусмысленность с горящей палаткой — напротив, выглядит стильно, как литприём.
Лекция на предмет "точности поэтического высказывания" была бы ещё более познавательной с участием текстов Михаила: они тоже заслуживают😌. Шучу: очень уж избыточным показался поток дифирамбов в его сторону.
Голос отдаю М. Свищёву, потому что у него "музыка-техника-смысл" пребывают в гармонии (в моём восприятии). И, если честно, прочитав подборку задолго до выхода передачи, выдохнула: наконец-то! Как говорится, я не знаю, что такое поэзия, но при встрече с ней сразу её узнаю.
Очень удачный по составу авторов выпуск. По-моему, пока Михаил — вне конкуренции.
... Евгения хотелось бы ещё послушать, потому что это тоже незаурядный автор. По сравнению с персонажами первых передач — весьма!
Такое ощущение будто боксёр тяжеловес по ошибке зашёл не в ту весовую категорию, к более лёгким. Михаилу бы соперников посерьёзнее, и ему бы интереснее и зрителю повеселее. Никак не хочу обидеть ни Евгения, ни других поэтов. Подборку Евгения, кстати, с интересом прочитал. И при всём уважении, всё так, как я написал выше – не та весовая категория.
Не буду подробно влезать в литературные достоинства и недостатки представленных авторов. Я просто описал ситуацию на Турнире. Но ведь ещё есть время. Надеюсь, найдётся Михаилу достойный соперник и финал будет интересно смотреть.
Игорь Гонохов (16.10.2025 в 15:22) – Экспертный совет
Голосовать против Михаила - это всё равно, что голосовать против поэзии.
Стихи, которые обнажают человеческую изнанку, метафоричность на уровне бог,
лёгкость изложения, помноженная на глубинную суть.
Если говорит о стихах (а именно они должны оцениваться в конкурсе), то мой голос однозначно на стороне Михаила. Можно было бы на этом остановиться.
Но в целом – этот выпуск «сделала» Елена Пестерева (при деликатном ассистировании второй Елены). Она была прекрасна в своем красноречии и убедительности! Забавно, что, говоря о стихах Михаила, Лена многажды обращала взгляд на камеру, как бы приглашая зрителей разделить ее положительные эмоции от разбираемых произведений. При разборе стихов Евгения он не взглянула на камеру НИ РАЗУ. Перед нами была строгая учительница, терпеливо и не отвлекаясь растолковывающая непонятливому ученику общеизвестные вещи.
Что касается самих участников турнира, то вне чтения стихов, на мой взгляд, оба они выглядели тускло. Не могу отвергнуть гипотезу, что перед записью они вместе «хряпнули для храбрости» и их слегка развезло. Михаил изредка и с трудом выдавливал из себя краткие малозначащие реплики. А Евгений явно ерзал под критическим давлением Елены, пытался возражать, но как-то легковесно, типа, в поэзии всё можно. Можно-то всё, но не всё уместно! Его аргументация отсылкой к квантовой физике выглядела несколько задиристой (дескать, вот что я знаю!), но промашкой.
Читаем, например, в Яндексе: «суперпозиция в квантовой физике — способность системы существовать одновременно в нескольких состояниях. Система существует сразу во всех возможных вариантах, которые «схлопываются» в один определённый результат только при наблюдении». Прямо по известному анекдоту: как только один носок надевается на правую ногу, второй мгновенно становится левым!
Перефразирую это определение: ненаписанные стихи могут включать в себя одновременно всё, что угодно (помните, «в поэзии можно всё»?), но будучи написанными, они приобретают (схлопываются во) вполне конкретное содержание. И все дела!
Выбор победителя в этом туре был достаточно прост. По одну сторону барьера человек явно одарённый, но словно блуждающий в потёмках с целью соединить образы, существующие в его голове, с конкретными словами, среди которых по привычке то и дело проскальзывают научные термины, весьма далёкие от поэзии.
С другой стороны барьера безусловно состоявшийся поэт со своим уникальным языком, богатой фантазией и способностью увлечь читателя даже вконец всем осточертевшей ностальгией по СССР (ну сколько можно!). Но перефразируя фразу его соперника про стихи, таланту можно всё.
Да, дикция Михаила оставляет желать лучшего. Но не за дикцию мы любим поэтов, а за то вещество поэзии, которым они наполняют свои строки, звучащие, пахнущие, пьянящие и будоражущие наше воображение. И в отличие от текстов соперника, ты легко прощаешь автору те маленькие неточности, отмеченные рядом комментаторов. Прощаешь уже за один прекрасный образ "взрослых, которые как дети без родителей". А ведь таких замечательных находок не одна и даже не десяток. И поэтому в голове, помимо восхищения, присутствует лишь одна мысль: "Жги, поэт, не останавливайся!"
Как всегда, снимаю шляпу перед дуэтом прекрасных Елен, в котором критику досталась роль сурового прокурора, терпеливо объясняющего неопытному автору, сколько раз он нарушил кодекс мастера поэтического слова. Вторая Елена по мере сил играла роль адвоката, всячески стараясь смягчить справедливый, но такой болезненный удар по авторскому самолюбию. В результате все живы и даже имеют шанс на исправление указанных ошибок.
Хотелось бы и в последующих за этим этапах турнира испытывать радость от встречи с настоящими поэзией и критикой. И поменьше людей случайных, которым ещё учиться и учиться связывать строчки в рифмы до того момента, как они будут готовы выносить на суд публики свои тексты в этой передаче.
Евгений Обжаров.
Очень тронула и заинтересовала рецензия страстной, романтической Е. Таленики, но это всё-таки "тень на плетень" для поддержки раскритикованного Евгения. ) Хрущевские серость и хамство, а также "квантовая суперпозиция" )) тут ни при чем. Послушайте, если хороший автор по какой то случайности представил неудачные стихи, то, наверное, нужно прямо сказать ему об этом. Я понимаю, что критик Елена Пестерева не может так поступать, но она намекала изо всех сил. И спасибо ей большое.
Давайте по стихам.
1-ое. Содержательно почти ноль, говорить не о чем. . А "закатароза" - это просто ужас. Если автор этого не слышит, то.. тогда только "ой!" А если слышит, но не убирает, то это тоже беда.
2-ое. Бессмыслица. В таком случае говорят: "В огороде бузина, в Киеве дядька"
Впрочем, если разве что похмелье изображено; раннее утро(?), ещё темно, просёлок, осока (в канаве, на обочине?), дикие неожиданные мысли о покосе (этой осоки?), и ..похмельная жажда приводит, наконец, к колодцу. ЛГ недоуменно глядит в ведро. Сердце, естественно, "вдребезги". )
3-е. Спето чужим голосом. Это во - первых. Во - вторых: почему этот инвалид именно солдат (это важно!), и как "я" это понял, ибо никаких признаков автор не дал?
4-ое. Евгений пишет:
"..Как метко пахнет водкой с чесноком
Гнусавый бас в прокуренном вагоне.
Кто с этим ароматом незнаком,
Навечно в этой жизни посторонний.."
Что же это такое? Почему так уж и "посторонний" ? Да ещё в "этой жизни" да ещё и "навечно"? Нельзя шутить с этим словом. Извините меня, Евгений, пожалуйста, но вы, мне кажется, написали здесь о том, о чём совсем не знаете; кажется, что вы сами этого "аромата" никогда не нюхали. С чего вы взяли, что эти "ароматные" люди ищут "потерянный рай"? Интересно, что же такое вещал этот "гнусавый бас", что он автора так обворожил.
5. Это посвящение Высоцкому интересное, по-моему. Хотя мне такая пафосная вычурность не по душе, но тут идеи какие-то есть: противоречивость образов, энергия ритма, окончание яркое ( но почему "на стекле", а не "по стеклу"?) Недостатки Елена Пестерева отметила.
Последние два стихотворения : там все Елена сказала. В 6-м Пастернак бродит. А в последнее, 7-ое, даже Мандельштам закрался. Могу подчеркнуть только, что, наверное, никому не стоит играть с духами гениальных поэтов. Почти всегда не получаются игры.
===============
А ностальгическая подборка Михаила Свищёва мне просто понравилась, хотя кое что я и не поняла, но это, скорее всего, мои проблемы, не автора. И всё-таки мне кажется, что стихотворение про реку и бревно, оно не только про любовь, а про что-то ещё очень важное. Про жизнь.
Михаил наиталантливейший поэт.
Составить творческую конкуренцию достойного уровня в состязании ему смог бы даже не Кальпиди, а Иван Жданов или кто-нибудь подобного уровня.
Из более ранних – Асеев, Заболоцкий, Корнилов, Левитанский.
Не менее, чем они.
Турнир действительно получился очень интересным и поучительным, как его первая умилительная часть, так особенно, по краю бритвы, его вторая часть. Для меня безоговорочный лидер в этой паре конечно Михаил и я полностью солидарен с критиком в отношении стихов Михаила. А вот насчёт стихов Евгения хочется сказать, что не нужно в лирику тянуть физику... И может тогда в стихах будет больше места для любви и просто уважения к человеку. С уважением, Валерий Женин!
За Литературный институт и настоящих поэтов!
Михаил Георгиевич хорошо читал свои стихи, от души!
А многие привыкли жить змеями и на белое говорить чёрное.
Можно ввести нового критика для выпусков? Рекомендую Наталью Александровну Малинину.
Разбавьте кровь Турнира поэтов!
На этот раз, как бы этого не хотелось, но выбор не был слишком тяжелым. Михаил Свищёв имеет возможность с первых произнесённых, за душу берущих слов, проникать в сердце, умением подбирать довольно удачные образы вкупе с прекрасными рифмами.Именно его стилистика мне показалась ближе. Образы же Евгения Прожарова кажутся несколько надуманными, пока ещё годными к тому, чтоб над ними поработал критик. Однако.., если бы соревнование было с автором более слабым, то возможно Евгений мог выступить в качестве более сильного автора.Но,в данном случае мой выбор падает на Михаила Свищёва
Есть такая порода людей, для которых стихотворчество так же очевидно, как наличие , например, сердца у человека. А ежели сердце закольцованно с разумом и душой, то такой человек, непременно, Поэт!
Проголосовал за Михаила. У этого парня есть поэтический дар, поэтическое чутьё, хороший школьный поэтический аттестат, хорошие учителя. При этом заметно, что он из другого советского, надломленного поколения, позволяющего себе сегодня небрежно отзываться о жизни в СССР, о советских символах, идеалах, свершениях, победах. Очевидно, что при всём своём таланте, начитанности, он ещё не дорос до глубокого понимания великого советского прошлого, без которого не было бы ни его самого, ни его родителей, близких, ни сегодняшнего "турнира поэтов". Столь же небрежно, к сожалению, сорила словами и критик Пестерева, не думая, как её слово отзовётся...
Свищёв поинтересней. Понравилось - вначале все равно играет музыка,
и только после – комья на лопате, напомнило никитинское - Вырыта заступом яма глубокая. И всё-таки, поэзия - это не кроссворды, попроще бы, а то впечатление такое - я и так могу, я и так могу. Самое сложное - писать прозрачно и оригинально.
Михаил Свищёв пишет ВКУСНО! Во всех смыслах. Сильное творчество, крепкое, смысловое. С горечью, но без слёз. С радостью, но без истерики. Плюс опыт и уверенность.
Про творчество Евгения Обжарова - оно тоже не вкусное, но по своему. Ассоциации с дорогой: едешь, лес природа, красота и тут кочка (это не плохо, это особенно - шарм, стиль, называйте как Вам по душе).
Отдельно хочется отметить работу "критика". Почему в кавычках? Для первого автора это "облизыватель" (в силу знакомства и скорее всего дружеского или постоянно-рабочих отношений). Для критики важна непредвзятость, которой, я думаю (мне показалось), было мало. Зато для второго автора хватило за двоих. Да, на пыли может появится роса, как на любой поверхности. А вот "сливочных зубов" в словаре нет. Но это художественный образ, да я понимаю, как и "проспекты стали дном", при этом мне не нужно выходить или даже смотреть в окно. Логика: сильный дождь - много воды. Для реки нужно движение, но мой мозг это не рисовал. Ровно также, как и не открывал рты и не вырывал "сливочных зубов с пломбами".
И ещё ложечку. "Отдельные личности", по мнению критика, не используют "высокие" слова, в силу разных факторов, но критику использовать в лексиконе "ЧЁ", вполне допустимо.
Поэзия существует в живом слове, слове способном парить, долбить, поднимать с колен, вспоминать маму и поминать мать словцом всуе. Говорят, что я воспринимаю поэзию глазами, а не ушами. Смешно. Поэзия и звукопись, это мелодия звучащего слова. Поэзия и музыка – сёстры, так читайте ноты, и будет вам счастье не ходить в концертные залы. Музыкальная грамотность сродни поэтической грамоте, это не только «наука» стихосложения, но и художественные изыски иль как модно нынче говорить: «авторские фишки». Читаем ноты и стихи, но уровень поэтического и музыкального образования у всех разный, да и талантом каждый наделён по-своему. Тот, кто помечен звёздочкой Бога, частенько и не знает, что обладает даром Бога, строчит ноты-гаммы иль слова-созвучия и пребывает в своём отгороженном от всех мирке, а громыхают публично в литавры, стукнутые по голове лопатой, думая, что шишка на лбу, это дар и признание ниспосланное свыше.
-*-
К чему столько букв? Да, чтоб Поэзия заняла принадлежащее ей место: декламация, это топливо без которого самолёт Поэзии не полетит, хотя дыма и шума поднимет много. Музыка в нотах мертва, так и Поэзия в строках стиха на бумаге иль в интернете. Конечно, безграмотность в стихосложении не столь зрима, как в музыке, читать и понимать ноты, чтобы ноты звучали, могут весьма ограниченное количество людей, а в поэзии все эксперты, этих экспертов на каждом поэтическом конкурсе валом-навалом, что хорошо, но и накладывает некоторые ограничения на ценность экспертных мнений.
-*-
Авторская декламация в 7 туре Турнира Поэтов стучится снизу по дну. В авторской декламации выигрывают стихи Михаила, но стихотворения звучат, словно мертворожденные, нет в них крика жизни. Стихотворения в авторском чтении Евгения не имеют лица, их невозможно воспринимать, это нечто разительно отличное от стихов на бумаге/экране мобильника/ноутбука. Подборки стихов, т.е. возможность увидеть ноты/тексты изменяют впечатление от прослушанного/увиденного концерта/лит. чтения. Читаем стихи в подборках и видим/слышим/сопереживаем… или нет, но происходит творческое общение: автор - читатель.
-*-
Стихи Евгения,
без лести – хорошие, т.е. не жаль потраченного времени. Евгений давно пишет, но в текстах не хватает филигранной работы со словом, т.е. слова должны иметь своё место, откуда их если переставить, то исчезает авторское лицо, то, что делает автора поэтом, вернее, стихотворцем отличным от других. Про «росу» не буду, т.к. роса не пар и это или понимать или шестая палата с Наполеонами. Аристотелевская метафизика рулила в человеческом мышлении до 19-20 века, а с 20 века рулит в науке, глобальной политике и экономике, да и в творчестве – диалектическое мышление, а притягивать за уши квантовую физику, это как Аристотель ставил философию во главе всех наук, что интересно, но, извините, не истина, а правда мгновения истории.
-*-
«Аромат» в стихотворении к месту, т.к. создаёт некий колорит, как уже современная классика: «горшок душистых (о)прелостей» (с), а вот «метко» явно из другой оперы, из другого ряда смысловых предикатов предмета/события/явления. Тянется душа к стихам Евгения, очень они ей милы, но зараза, давно живущая аналитика и чувственная требовательность даже в хаосе умеющая найти крупинки порядка, уводят субъективность оценки в объективную реальность, т.е. к Михаилу, к творчеству менее мне близкому, чем стихи Евгения.
-*-
Стихи Михаила,
прям, дурная бесконечность аллюзий, НО – если перечитать стихи, то вдали видны очертания горизонта, хотя море аллюзий, явно, бескрайнее. Самому хочется вместить в строки и то, и то, хочется, ох, как хочется, в стишок засунуть всё, но – тормозишь и отсеиваешь лишнее, вплоть до аскетизма, так и рождаются из одного стихотворения несколько близких стихобратьев. Мне при чтении стихов подборки Михаила, мешала перенасыщенность аллюзиями. Мировоззренческие взгляды, а значит и ценности, у меня с автором НЕ совпадают, но – стихи, явного победителя Турнира Поэтов 2025 года, конечно, если некто из стихирян с иной поэтикой, скажем, как В. Скобцов не объявится на Турнире Поэтов.
-=-
Тур получился отличный, стихи авторов разительно отличны от стихов других туров. Елены прекрасны душой и сияют весной в хмурой осени, слушай, смотри, впитывай, словно губка, поэтический бальзам.
Спасибо авторам и всем создателям телепередачи.
-
С теплом уважения, Александр.
Михаил Свищёв ярче, мастеровитее и творчески состоятельнее своего оппонента.
И только демагогия Е.Талленики, явленная вкупе с её самолюбованием, может объявить эти качества недостатком.
Роберт Рождественский:
<Как страшно мне, что люди привыкают,
открыв глаза, не удивляться дню.
Существовать. Не убегать за сказкой.
И уходить, как в монастырь, в стихи.
Ловить Жар-птицу для жаркого с кашей.
А Золотую рыбку — для ухи.>
Вот то, что я называю: Писать открытым текстом. Сила лирика была неимоверная. Некогда и незачем было мутить, было что сказать и как, а нам было что спеть. И кто бы тогда считал песенный жанр не очень таким престижным уровнем в поэзии?
Кстати дикция у него была плохая, но это ему не мешало быть великолепным ведущим телепередачи <Документальный экран> на советском телевидении. Сам смотрел. Удивительно как из намечавшегося скучного официоза можно сделать такую притягательную вещь.
Он же, Рождественский, уверял: Нужно стремиться быть первым, мол лучше быть первым из маляров, если не можешь быть первым художником. Я поверил, и потому хочу, чтобы сегодня оба поэта остались первыми среди первых, каким бы не был результат тура. Попробуйте только турнуть…
Я согласен с уже покойным ныне К. А. Кедровым, сказавшим это в одном из своих экранных уроков на сайте, как разумеется и с Еленой Талленикой, что да, лирику обязательно нужно быть в курсе современных научных изысканий. С этой стороны особо интересна квантовая механика. Возможно как раз и она неким образом диктует внесение в поэтическое творение некий принцип неопределённости и ухода от привычного образа мышления ибо современные научные теории уже напрочь лишают нас сфокусированного, я бы сказал так, понимания реальности и обнажают слабость привычной нам формальной логики. Принцип неопределённости, суперпозиции в микромире это ещё куда ни шло, но квантовая запутанность, попытки объяснить одинаковый заряд и массу всех электронов тем, что существует всего один электрон, уходящий по временной шкале вперёд, отражается невесть от какого предела, потом летит из будущего в прошлое в виде позитрона, там создаёт себе клона и так, после повторов среди нас существуют триллионы клонов одного и той же не то волны, не то частицы. Един электрон, как и Бог, как и мы клонированные его подобия. Простите мне мою «мусульманскую страхотень, где сущность творца считается неопределимой. Есть ещё и теоретические обоснования как вощможно воздействием на настоящие изменить прошлое. Но это в микро мире, а поэты живут в макро. И в нём нужно тоже понимать, то субъективные идеалисты были отчасти правы. Нет в мире ни зелёного, ни красного, ни иных цветов. Всё это творение, художества нашего сознания, плод работы головного мозга окрашивающего определённые длины волн света в избранные оттенки. Нет горячего и холодного, больного и приятного…. Нет того мира, что мы считаем реальным, мы создаём его в своих ощущениях и чувствах подобно россыпи творцов силясь познать творца физических законов из хаоса. И в этом познании поэты, настоящие поэты не самые последние из исследователей.
Евгений Обжаров, вас пытались ввезти в заблуждение. Никогда не пытайтесь объяснить написанное или еще не написанное прозой, тем более через квантовую механику Поэзия как раз и признана объяснить своими методами то, что нельзя объяснить прозой, а порой даже и понять невозможно, только почувствовать. Мы родившись начинаем познавать мир только в ощущениях, если мы потеряем эту способность, мы останемся, ущербными. У вас очень талантливые интуитивно понятные стихи, если кому то сейчас или всем кажется, что там что то не на месте либо непонятно, придёт время и всё объяснится. Никогда не стоит править на холодную голову, только то, что называется вдохновением даёт проникновение в неуловимую истину.
Вообще, иногда перечитывая рассказ Шукшина СРЕЗАЛ, я говорю себе: Полиграф Полиграфович, а куда ты лезешь со своими несколькими публикациями на исписанной школьной парте и одной на реальной стене мужского сортира в техническом ВУЗа? Но всё же скажу: Конечно до авангардных экспериментальных творений Ростислава Русакова тут далеко… И, вот не смотря на отголоски минувшего десятки лет назад прошлого, именно такой я вижу один из современных обликов, луков поэзии. Оба автора по разному продемонстрировали и увлекли этим. Немного не хватает гормона, максимализма и готовности на авантюры,, того, что для меня деда здесь в избытке. Не смотря на то, что по душе оба, голосую без сомнений за Михаила Свищёва. Не могу объяснить почему. Но наверное по принципу духовной квантовой запутанности))))
У меня тоже есть вопрос по поводу участия Михаила и Евгения в ТП? Поясню в следующий раз. А вот про их очный поединок на первом его стадиях после откровенно слабых первых пар вопросов нет. В этой бане опять женский день и на двух таких сильных авторов поди поищи ещё авторов соперниц. Вопрос один: А кто осилит в симпатиях критики и публики победителя в этой паре без толерантного вмешательства экспертов? А может это шанс, плюнуть им на толерантность ещё раз? Либо мы тут скоро получим нечто от грядущей королевы бала? Либо она уже была? Интрига однако…
У Евгения есть интересные находки, например, этот оксюморон:
И мы идём. И ты молчишь,
Гром заглушая колокольный.
Есть стремление к звукописи, эффектной ли, эффективной ли, например:
Летаргия лесных литургий..
Но Свищёв положил соперника на лопатки. Убедительно.
И дело не в количестве стихов в подборке.
У Евгения я добросовестно прочла не ту короткую, по регламенту, что он представил на турнире, а ту, что он выложил на своей странице, чтобы уравновесить объём. Понравилась "Низкая облачность". Понравился бойцовский дух в диалоге с критиком.
Жаловались на низкий уровень участников) Получите МЕГАПРОФЕССИОНАЛА от Юрия Семецкого)) Я бы, возможно, и проголосовал за оппонента Михаила по причинам, которые изложила меткая Елена Талленика - во многом с ней соглашусь - но у Михаила есть стихи (не из этой подборки), которые я постоянно вспоминаю и шевелю в голове. И я осознанно не буду пытаться писать так, как написано в тех стихах, но шевелить их в голове буду. Иными словами - в текущей битве я увидел имя с обложки книжки, которая у меня внутри. И это, конечно, ура! Спасибо, Михаил. Спасибо, Юрий.
Турнир конечно тяжёлый. Физик схлестнулся с лириком на "лирическом" поле. И чтобы победил физик, надо быть либо физику в лирике сильнее, либо лирику быть слабее. Михаил не показал себя слабым. Евгений держался молодцом, но "хирургия лирики" оказалась для него намного сложнее его о ней представлений.
У Михаила стихи в целом мастерски, грамотно, осмысленно написанные, тематика серьёзная. Декламация вяловатая, стагнирующая, что осложняет восприятие смысла на слух. И выкладка стихов на страницах авторов – похвальная идея.
Однозначно Миша. Есть уровень, ниже которого Михаил, если бы и захотел, попросту опуститься не может. И этот уровень многим даже не снился. Что и делает Свищёва одним из лучших поэтов современности.
Неоновая лампа — несколько разновидностей газоразрядных ламп, использующих разряд в неоне.
В 70-е годы ХХ века школьные классы освещали главным образом люминесцентными лампами.
Полотна Босха вылизаны, и омерзительны именно своей кропотливостью и тонкостью прорисовки.
А значит "мазками спутаны густыми,
как на иконе" - это про смысл. И да, и на иконах не легче и всё тот же бред бредовый, согласна с Михаилом.
Но причём здесь русские?
Русские - от шавки до миледи? Как будто?
Игорь Гонохов, Вас это, как будто, не оскорбляет?
Да, в них нет ни души, ни медведей.
Михаил вполне достоин финала с той очаровательной верующей, но
Ещё горит палатка «фрукты-овощи»,
и светятся в картонках мандарины,
и можно пробираться только ощупью,
поскольку попа больше чем у Нины.
Коснись рукой хоть яблока, хоть облака, –
весь мир покрыт от края и до края
мурашками застенчивого опыта,
незрячими пупырышками брайля.
Глазеют светофоры снисходительно,
стоит Гомер в советском переводе,
а взрослые и дети без родителей,
на красный свет дорогу переходят.
Вообщем, сексуально у Вас получилось, Михаил. А Брут это убийца Цезаря? Детство ни о чём, это и понятно. А кого оно о чём? Только у Гонохова, само собой.
Отряд дворников чудесен. Остальное было во-вторых... - замечательно. А кто был первым кроме Гонохова? Да никто.
Вроде и пятилетку спускали, и жизнь у худых нехаляльных задов становилась лучше, но вас, тем самым, расстреляли.
Глубокий смысл, да. А "по" это Бог. (Именно с маленькой буквы.)
Григорьева сказала да, но неоновыми лампами ничего не освещали и не освещают, но неоновые лампы в виде детей 50-х - вполне себе похоже, они до сих пор кое кому светят, но как их выключить они и сами не знают. Ни Бога у них, ни Гагарина, одна только Терешкова и небо как стена из нарисованного красного кирпича.
В начале всё равно - играет музыка. Или: в начале - всё равно, играет музыка. А лучше - в начале всё, давно играет музыка...
Но на самом деле в начале музыка нифига не играет, а вот для того что на лопате - оркестры с удовольствием отжигают, под ИП.
Пятый элемент - шикарный фильм. А как дышат каюты мне не интересно.
Глаголы скатаны в матрас, они сырые не без нас.
Я стану бревном, ни к чему не пристану, ты станешь меня по округе носить, не хватит имён для меня океану, чтоб реку бесить.
Да, полное единодушие по стихам Михаила Свищёва. Голосую за поэтическую зрелость, глубину мыслей и доставленное удовольствие ностальгии. Не пойму чем, но сразу представился образ Сергея Есенина, вроде Михаил и не кудрявый.
Выпуск получился очень интересный и долгожданный! Зрелые авторы. Мужчины-поэты.
Евгений Обжаров также заинтересовал. Буду читать его стихи. Мне импонируют его мысли, рассуждения как физика. Физик он настоящий. Анализирует и рассуждает по поводу. Он придёт к истине через свою физику и покорит неподчиняющуюся закону Музу и найдёт с ней понимание. Мне нравятся стихи умные поэтов-интеллектуалов.
Я думаю, что хорошо, что времени лимит на рассуждения. Девушки могли бы потерпеть фиаско в области науки. Уж больно красивое поэтическое слово "роса" получилась способной вызывать не только многослойные образы, но стать предметом научного познания, поиском новых гипотез и решений. Что даже понравилось, а не оттолкнуло утончённого литературного критика. Обычно Елена за поэзию-поэзию! Терпеливыми и тактичными оказались и критик, и ведущая! Спасибо, девушки, что не пресекли рассуждения физика, а дали возможность высказаться. Я за содружество поэзии с физикой.
Но пока поэзия Михаила Свищёва более гармонична для слуха, поэтому я за пупырышки брайля; за нас, взрослых - детей без родителей; ржавчину скрепки; мукузани, задачку про шахтёров, сладкую лебеду, комья на лопате... Всё, всё откликается.
Неординарность образов, четкое следование логике изложения, идеальная ритмика, умение "зацепить" читателя с первых строк и вести за собой в своё пространство смыслов - всё это выделяет настоящую Поэзию, которую блестяще воплощает Михаил Свищёв!
Отличные стихи. Это поэзия. Редко кого хотелось слушать, а этот поэт заворожил, образами, оборотами и выводами. И вообще описывая жизненные, самые простые ситуации в воспоминаниях (стоит Гомер в советском переводе, подпольный снимок с темой половой), прямо диву даёшься как это так здорово получилось - не банально о перемусоленной тысячу раз в стихах по этой теме, но так неожиданно, а картинка уже перед глазами. Очень мастерски.
Подборка начинается с претензией на душу, которую поэт в скромности и предохранительности сначала прячет за ширмой иронии. А затем методично открывает.
"как будто даже есть душа в них,
но нет медведей."
"Ещё горит палатка «фрукты-овощи»" - побираться как нищие на базаре подбирать, что от серьезных покупателей на пол упало. А горит, потому что зимой огни мандаринов и прочих померанцев светятся как солнышки и согревают надеждами.
Потом эти померанцы ржавеют в школе, но эта ржавая арматура простоит еще век и перемешается с ржавыми листьями осени. Но это только потом, пока школа... Устилают листья из школьных тетрадок страх смерти.
Смерть или ее выжидание...
Стрельба по ком-то, может и по нам? Еще не ясно.
"Почем вам знать, что вас не расстреляли?!
Вас расстреляли, просто вы не по…"
В космосе смерти нет, так как там нет ни Бога, ни Гагарина, следовательно, надо ее искать в других местах.
"В начале все равно играет музыка" и поэт прислушивается к бормотанию нарастающего ритма словно понимает ее язык, понимает, что бормочет о нем, быть может заглушая шаги надвигающегося рока.
Самое прекрасное стихотворение! Пятый элемент.
"под аквариумной крышкой
смотрят рыбки в глубь кают,
как они всё дышат, дышат,
как скребут стекло чуть слышно,
а потом перестают."
Космонавты сподобленные рыбкам, они тоже плавают при отсутствии гравитации. Но рыбки в естественной среде и они выживают на космическом корабле. Какие такие рыбки в космосе? Но очень красиво. Все зависит от перспективы и местонахождения по ту или эту сторону стекла.
Рыбки тоже не выживут, но наблюдают.
И снова смерть, и снова смерть...
И покой. Конечное успокоение.
"Но ты никогда никуда не впадёшь,
и я никогда ни к чему не пристану." - Очень понравилось!
Дело в том, что в отличие от критиков (очень приятные и сведующие дамы, получила громадное удовольствие!), в отличие от критиков мне видится континуум. Наконец-то! Всю жизнь ждали этой смерти, всю жизнь мотало и кидало, а потом возникает река вечности... и течет, течет непрерывной, сплошной линией в никуда. И счетно-бесконечная мощность времени убаюкивает поэта и Анну.
На протяжении всей подборки чувствуется тяга к порядку утраченному.
Волосы цвета стали встречаются у эльфов :-)
Мои аплодисменты и пожелания удачи.
&
Потенциальный достойный соперник Свищева - Исаянц (Образцов). Но он никогда не будет с ним сражаться и любит Свищева братской любовью. А все остальные графоманы включая Гонохова. Я бы сразилась, но той же причине, что Исаянц...
Что-то не хочется говорить, поэзия это или стихи это, пусть будет то, что будет, скажу о том понравилось или не понравилось.
.
Ни то не другое в меня не вошло
Занудное пенье о чём, я не знаю
Как будто не в радость, а то ремесло
Пришел, принимайте, я вам прочитаю
.
Столько всяких вывертов , где надо и , где не надо/ на мой взгляд конечно/, что одного, то и у другого, просто второй чтец порадостней был....бодрячком.
.
Что мне сказать когда такие "глыбы"
Читают то, что в голову пришло
Такие слов и линий здесь изгибы
Вот только в душу , увы, мне не зашло
Спасибо вам, вы очень постарались
Такую кучу стихов нам принесли
Как "глыбы " над стихом вы возвышались
Всех придавили могучие верши
Надеюсь не увидеть вас в финале,
Хотелось бы летать а не ползти
Во многих радостях и многие печали
Осталось только до всех их донести.
.
Мне всё равно, хорошие это стихи или нет, знаю точно, в зале я бы не досидел до конца чтения любого из них.
Надеюсь там бы, где проходили столь высокие чтения, был бы буфет, это было бы спасением потерянного времени.
Математики всё просчитают:
и финансовые и модельные риски, и
«… опубликовал стихов в два раза больше меня,
считаю справедливым…». Красивый выход…
Придётся посмотреть выпуск, ибо крайне любопытно,
как сложится беседа двух девушек с Михаилом!..
И даже знаю за кого проголосует эксперт Елена…
ПС. Михаил стоически выдержал потоки
необязательных и напрасных рассуждений,
ибо давно состоялся как значительный поэт,
вне зависимости от ничьих мнений...
ПС. Подозреваю, что многие выступившие с обсуждением,
не знакомы с басней С. Михалкова "Слон-живописец"...
Да-а, и с подкидной доски не дотянутся
до левой пятки Михаила...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.