Сергей Сташиц - написанные рецензии

Рецензия на «На дно» (Богоруслан Хасанов)

Немного говорил об этом тексте в предыдущей реце, так что здесь буду покороче. Чисто тематически у меня ассоциация с песней Александра Левина:
http://levin.rinet.ru/songs/lnnl/128/16_v_glubine.mp3
-- выглядит как краткий и несколько более отстранённый пересказ, хотя написано было явно независимо от. Интересно сравнить, но есть что сказать и отдельно о вашем тексте.

Здесь вам опять же удалось передать читателю описываемое ощущение. И при этом невозможно ткнуть в какое-то конкретное словосочетание или место текста, где -- "вот, возникает отсюда". Нет. Повтор двух строчек -- намеренный приём, безусловно -- создаёт вдоль текста некий маяк, символизирующий о бедствии, назойливо твердящий SOS. Слова самые простые. Но полное ощущение всё-таки возникает из чего-то ещё. Внешне, по форме это напоминает подстрочник -- что обычно тексту не идёт на пользу, но здесь читается как бесстрастный транскрипт чёрного ящика, если бы такой крепился на акваланг. Это тяжёлый текст, на самом деле, но со своей задачей он справляется.

Сергей Сташиц   18.06.2019 17:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты видишь звезды, чуть дыша,» (Богоруслан Хасанов)

(Сколько лет не был на Стихире, насилу вспомнил пароль...)

Здравствуйте, Богоруслан! Я от Вячеслава. Почитал ваши стихи, и пару текстов хотелось бы отметить -- вот этот и ещё один, под которым я тоже чего-то напишу ещё.

Мне кажется, что этот текст вам удался лучше, чем некоторые другие. Но не так-то легко будет установить, почему. Вообще здесь попытка передать личное ощущение, соответственно, судить можно с двух сторон -- насколько автор сумел передать ощущение и насколько читатель сумел его воспринять (а для этого необходимо его... опознать, что ли). И можно сказать, что, допустим, вот это конкретное ощущение (ночь ещё молода!) "зашло" какому-то конкретному читателю типа меня, а соседние, допустим, "не зашли". Но всё-таки мне кажется, здесь и авторская удача, и авторское усилие не последнюю роль сыграли.

В этом тексте есть некий кураж. Он немножко сам от себя светится, сам собой обалдевает :) Реальное ощущение только что окончившегося полёта -- и целой ночи впереди. Вот это удалось донести, и эта эмоция через весь текст просвечивает. Может быть, помогло некое отстранение, что ли -- описание процесса как бы со стороны, от третьего лица, хоть и в терминах второго. Второй текст, который хочу отметить -- "На дно" -- там тоже рассказчик в стороне, сюжет не предполагает активно участвующего свидетеля, на дне морском не к кому обращаться напрямую, поэтому можно рассказывать издалека. И это каким-то образом вам помогает.

Возможно, дело в том, что в других ваших текстах -- где идёт эмоциональный диалог с подразумеваемым адресатом -- там ощущения должны выстраиваться очень тонкие, и любая неточность слова их рушит. Скажем, концовка "Во тьме вижу свет" -- "у не исследованных ранее скал" -- приобретает несколько такую обэриутскую интонацию, ироническую. Но у обэриутов это приём, и приём сознательный, несочетаемость фразы порождает собственную эстетику. Здесь же перебой интонации приводит к тому, что какое бы у читателя ни было впечатление, на последней строчке оно разрушается, и читатель остаётся мало с чем. (А вот в "Твоих чертах" концовка -- столь же неожиданная -- наоборот, играет скорее на руку, с появлением этих загадочных флагманов текст вдруг уходит в глубину; но там с первой частью стиха свои трудности). Или архаическое "снедает" среди текста тоже оказывается перебором. Речь о каких-то ощущениях, которые и читателем не опознаются, как слишком личные, и автор не может всех нюансов донести и потому прибегает к речевому штампу, так что уникальное чувство выражается общим слогом -- и в итоге не доходит по адресу. (Это не критика, т.е. не разбор, но это такое ощущение иной раз возникает).

А при передаче ситуации не конкретному/конкретной, а вообще-читателю, при рассказе со стороны -- меньше сил уходит на попытку справиться с чувством и больше интеллектуального усилия на осознание и описание происходящего. Это важно, ведь главное средство, которое есть у автора текста -- это опосредованное описание, ЧЕРЕЗ которое уже и можно донести до читателя какие-то чувства. Грубо говоря, чтобы описать предмет, нужно его рассмотреть спокойно. А когда смотришь в небезразличные тебе глаза, какое уж там спокойствие; описывать и обращаться к кому-то одновременно -- сложно (или кажется сложным в данном случае).

То есть самым интересным оказывается действительно то, каким вы видите этот "безлюдный, чистый мир". И рассказ об этом удаётся лучше, когда не надо адресоваться к непосредственному адресату (не зря же, кстати, мир -- безлюдный, очень характерное определение). Такой несколько странный вывод; но я вовсе не хочу сказать, что вам нужно дальше писать только в таком стиле. Наоборот, если интересно что-то развивать в этом плане, то лучше остальные тексты подтягивать к этой планке, общение с адресатом передавать на том же уровне, на котором получаются такие описания, как упомянутые два текста.

Не знаю, пригодится ли вам этот непрошеный отзыв, но в любом случае было интересно вас почитать и открыть что-то новое. Желаю удачи и вдохновения, и думаю, что мы с вами ещё не раз пообщаемся за пределами Стихиры.

Сергей Сташиц   18.06.2019 16:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Чашка, кофе, стол ученого» (Богдан Гердев)

Моё почтение, мессир.

Сергей Сташиц   26.09.2018 13:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Моя школьная любовь» (Константин Свириденко)

Несколько запоздало (только узнал) поздравляю с публикацией в ЛГ!

Сергей Сташиц   21.04.2015 22:34     Заявить о нарушении
хех.. живой, гаденыш! рад тебя видеть!

Константин Свириденко   23.04.2015 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «***» (Симонов Глеб)

Дважды четыре года прошло. Интересно, что бы ты сейчас сказал этому, из 99-го, и этому, из 2003-го, и даже во-он тому, в перьях, из 2007-го...

Сергей Сташиц   24.11.2011 07:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Alice и добрые люди» (Фундаментальная Ошибка Атрибуции)

(Добро должно быть с топорами?..)

Здравствуйте. Захотелось оставить свою дилетантскую рец. Всё обсуждение не осилил, хотя обзор Глеба, конечно, пропустить не мог. Эк он Вас ;-)
Ещё удивило упоминание Офелии и то, что здесь вообще видят утопленницу. По-моему, когда сначала с топорами калечили, а потом "мёртвая... плыла себе по реке" - это несколько по-другому называется.
По поводу хороших фраз ("в последний раз опоздать на чай...", "выпей меня, я прошу тебя...", "билась о дно реки / билась о дно одна"), я уверен, Вам уже много хорошего сказали в сотне рецензий. А я и повторю: фразы хорошие, из их волшебного сочетания и состоит, в конечном счёте, поэзия.
Добрые люди (если они не левши в массе своей, что вряд ли) правой рукой и крестятся, и топор сжимают. То бишь - крестятся топорами. Жутковатый и, кстати, довольно "тонко" прописанный, не всегда видимый образ.
Элис себя "бросает", а гарпун в неё "кидают". Мне кажется, это очень круто, честно. "Бросает" как-то ближе к "отбрасывает в сторону, прочь" ("...и нечто, долетевшее с земли, / не торопясь, рукою отодвинул") в то время как у глагола "кидают" куда явственнее намечена цель - как оно, собственно, гарпуну и положено. Переставить глаголы - и вышло бы уже не то. Браво.
Спотыкаюсь на фразе "калечили от плеча". "От плеча" привычнее "...замахиваются". Причём если в первый раз это кажется очень интересным сочетанием, освежающим смысл устоявшегося выражения, то во второй раз положительный эффект почему-то исчезает. Как-то этой фразе вредит повтор.
Ещё странно, что у добрых людей топоров много, а вот ружьё - одно на всех. Ну это я уж придираюсь, пардон.

Удачи!

Сергей Сташиц   07.05.2011 20:45     Заявить о нарушении
ну, топоры ж проще достать, чем ружья, вот и довольствуются одним на всю толпу)

добро должно быть мирным, а не насаждаться повсеместно, но почему-то этого никто из отъявленных добрых людей не понимает.

спасибо, Сергей.

Фундаментальная Ошибка Атрибуции   07.05.2011 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «долина кинокефалов» (Симонов Глеб)

1.

Мелькор надевает шипастый браслет
наматывает портянки натягивает шапочку из фольги
прижимает к зубам варган и начинает камлать
с первым вдохом Мелькор входит в кабинет автора и отсчитывает 5000 баллов
со вторым вдохом Мелькор размещает анонс произведения и указывает ссылку
с третьим вдохом Мелькор достигает заглавной страницы Стихиры

2.

На заглавной странице разрешены литературные конкурсы глагольные рифмы и владислав яковлев ад израиль
зато запрещены оскорбительные высказывания и угрозы в адрес авторов или третьих лиц, унижение личного достоинства или деловой репутации, копии одинаковых произведений или сообщений с целью привлечения к себе дополнительного внимания читателей, посторонние символы либо знаки препинания, не соответствующие пунктуации русского языка, и произведения умерших авторов без согласия правообладателей

люди заглавной страницы публикуют более развёрнутые рецензии длиной не менее 8 символов
предпочитают съедать авторов потихоньку, растягивая удовольствие
не надо путать сообщество литераторов с масонской ложей
вход на заглавную страницу охраняется бродячими шизофренизмами видения
при виде которых Мелькор реквестирует моар картинок с Луркмора в более развёрнутые замечания длиной не менее 5 символов

3.

Мелькор возвращается в ЖЖ под вечер
думает руководитель проекта Дмитрий Кравчук думает на сервере публикуют произведения 344416 авторов, сейчас 1291 в сети
думает в 2009-2011 годах прием в Русский литературный клуб осуществлялся на мероприятиях, которые проводились в Москве
Мелькор разлогинивается на Стихире и Формспринге
играет в "Alien vs predator 2", читает Лукоморье и Драмматику
иногда пролистывает расчленённых оленей до самого горизонта

Сергей Сташиц   30.03.2011 16:19     Заявить о нарушении
http://images2.memegenerator.net/ImageMacro/4955315/You-sir-are-awesome.jpg

два чая тебе за труды. щас унесу в жж. ))

Симонов Глеб   30.03.2011 17:59   Заявить о нарушении
это ж чего надо было надеть и вдохнуть чтоб написать такую рецу

Виктор Никодимович   31.03.2011 00:26   Заявить о нарушении
стихиру же

Симонов Глеб   31.03.2011 00:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «матушка матушка» (Симонов Глеб)

Ну вот. А говорили, Мелькора не стало... Врут-с.
Концовка - прямо как у Андреева в "Красном смехе", кстати сказать.
Лучшая строка - четвёртая.

Пиши почаще.

Сергей Сташиц   28.01.2011 14:35     Заявить о нарушении
нечто андреевское есть, да. ну в общем я так понимаю, что похоронный подтекст ты разгадал. а вообще на стих вдохновила старовлавянская пародия на старославянские же плачи. цитирую по памяти:

- матушка, чего ты плачешь?
- у меня муж умер.
- матушка, как его звали?
- не помню.
- матушка, на что он был похож?
- на вилы.
- матушка, его звали Вавила.
тут плакальщица начинает выть "ой Вавилушка, да на кого ж ты меня оставил..."

получился такой нехилый микс. на Руси покойников до сорокового дня нельзя было поминать по имени, чтоб не приманить. при этом в большинстве источников покойник почему-то всегда приходит к окну (к столу просится). нищие, если ты помнишь, тоже любили стучать в окна. а плакальщицы в свою очередь часто забывали имя того, по ком надо плакать.
типа того, ага...

Симонов Глеб   28.01.2011 18:41   Заявить о нарушении
а вообще, как ты не понимаешь, что я - гитлар, заставляющий тебя есть ложками из костей?

Симонов Глеб   28.01.2011 18:43   Заявить о нарушении
Настолько не понимаю, представь себе, что у меня "Долина" соотносится не с майн-кампфом, а вовсе даже с "Лепрой" Янислава Вольфсона. Ну и ещё с одной "Лепрой", ага.

Сергей Сташиц   28.01.2011 18:58   Заявить о нарушении
гут, гут. и ещё ложечку за папу. ))

Симонов Глеб   29.01.2011 07:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Темное время» (Илья Крамник)

Наше Вам с кисточкой, твр-щ Крамник. Почему бы и не оценить, в самом деле. Я, сами знаете, не филолог, поэтому оценивать буду дилетантскими словами.

Начну отсюда, поскольку именно это мне когда-то и запомнилось - из ЖЖ, должно быть: "В кабаках князья вербуют солдат, из Московии везут воск и лён". Воск - на свечи, лён - на ткани (?), и воск в общем-то не зря на первом месте, поскольку стихотворение о тьме, которую нужно освещать. Но эти две строчки мне запомнились почему-то отдельно. Весь текст про тёмный Запад, и эти две строчки про него же, но без них текст так и останется просто "про-тёмный-запад", а с этими строчками приобретает не вполне постижимым для меня образом дополнительный объём - новое, что ли, измерение.

Вообще, по интонации это - нечто вроде "Смутного времени" Чичибабина ("По деревне ходят деды, просят медные гроши, с полуночи лезут шведы, с юга шпыни да шиши..." - http://lib.ru/POEZIQ/CHICHIBABIN/sbornik.txt второе сверху).

Вот ещё что, пожалуй, отмечу: статику. Князья вербуют, из Московии везут, тьма густеет и свитки пророчат - увидено всё как бы с птичьего полёта. Птица может лететь над дымной Европой и день, и два, и внизу много чего произойдёт, но в итоге всё сливается в такой моментальный снимок, где каждый отдельный образ вроде бы в движении, "но при этом - никуда". Само по себе это ни хорошо, ни плохо, лишь бы в итоге сложилась цельная картинка. У Вас - складывается; и это, в общем, хорошо. Вот.

Откомментирую ещё пару текстов, которые "зацепили", но чуть позже.

Сергей Сташиц   09.10.2010 05:28     Заявить о нарушении
спасибо :-)
На самом деле хотел его продолжить потом решил что лишнее. Картинка сложилась и пусть будет :-)

Илья Крамник   10.10.2010 23:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Юные любители поэзии» (Лев Красоткин)

Ой, мама...

Называется: распалась связь времён. Наполеон въехал в Москву по проспекту маршала Гречко, Пушкин ожил, Чапая откачали, и Пастернак с Яковом Полонским обзавелись уинами...

Нет, конечно, хорошо, что им нравится Полонский, что они его хотя бы так читают, но - но - ой, мама...

Я бы, конечно, и сам не отказался поболтать по аське, скажем, с Эразмом из Роттердама, буде такая возможность возникнет, но - но - но - ой, мама...

Нет, у меня нет слов закончить рецензию.

Сергей Сташиц   09.10.2010 03:32     Заявить о нарушении
Вот и у меня была такая реакция... Но ведь их тянет к поэзии! Пусть неосознанно, но тянет же! Может быть все будет хорошо?

Лев Красоткин   10.10.2010 00:41   Заявить о нарушении