Петр Шмаков - написанные рецензии

Рецензия на «Фрагмент 4. Топор» (Рь Голод)

Отлично, Игорь! Просто отлично! Как профессионал, приветствую талантливую вещь.

С уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   08.07.2019 21:25     Заявить о нарушении
Рад, Пётр, такому интересу! Я так и не смог соединить Фрагменты (их сейчас 14 штук) в нечто связное, и пока даже не представляю как это вообще возможно. Пусть пока повисят так, по отдельности.

Нашёл Вашу страничку на прозе.ру, прочёл только про Ленку и Иуду, это из романа, про который писали, да? Интересное прочтение библейской истории, неформальное и очень человеческое. Мой адрес iggol@mail.ru -- пришлите текст, который хотели. Единственно что, я очень тяжело читаю последние несколько лет: долго, с перерывами, это любых книг касается. То, что казалось раньше естественным, например -- читать книги, почти перестало работать, странно.

С уважением и благодарностью, Игорь

Рь Голод   08.07.2019 21:53   Заявить о нарушении
Отослал. Пожалуйста, подтвердите получение.
Интересно, что со мной та же история, я про чтение книг.
С моей точки зрения фрагменты эти совершенно не нуждаются в соединении. Я только три нашёл и прочитал. Очень понравились, равно и прозаическая и стихотворная часть. А где остальные? Прототип главной героини романа считала, что у поэтов надо читать в первую очередь прозу. Во всяком случае, Ваша проза стихам никак не уступает. Так что подумайте, может надо ей выход дать?

С уважением и интересом. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   08.07.2019 22:39   Заявить о нарушении
Письма на почту пока не пришло (Вы вручную набрали адрес или скопировали? Лучше скопировать, чтобы 1 и l не спутать).
Теперь уж завтра посмотрю.

А все Фрагменты есть на моей страничке, чуть ниже, если интересно.

Рь Голод   08.07.2019 22:51   Заявить о нарушении
Вначале от руки написал и всё назад пришло. Теперь скопировал и снова послал. Пока не возвращается. Я боялся, что mail.ru подведёт. Краем уха слышал, что с ней проблемы, особенно с Америкой. Посмотрим. Если что, перешлю через своего друга в Москве. У него Gmail.
Все фрагменты прочитал. Хороши. Вы моё самое большое удивление за последние годы. Язык - Бог поэзии. Ваш поэтический язык впечатляет, с Богом поэзии Вы поладили. Если будет охота, гляньте на проза.ру мои стихотворения в прозе. Учитывая прозаические вставки, Вам они, вполне возможно, понравятся.
Если когда-нибудь выплыву, на что надежды немного, постараюсь Вас вытащить на всеобщее обозрение. Насколько я понимаю, Вы не печатаетесь. В русской поэзии, да и прозе, сейчас царит бардак и повальная графомания. Таково моё мизантропическое мнение.
Фрагменты, мне кажется, хороши без всякого насильственного об’единения.

Со все большим уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   09.07.2019 01:00   Заявить о нарушении
Меня в своё время отрезвила одна мысль, и я чувствую, что за ней правда. Молчание Музы куда глубже Её слов, и подлинные творцы никому не известны, они слиты с молчанием Музы, с Её сутью, а словами говорят совсем другие люди. И говорят эти люди лишь потому, что есть те, молчаливые творцы. Поэтому создание стихотворения (или рассказа) -- это, скорее, поражение, это признание своей никчемности. Мир велик, и поэзия лишь малая его часть. Нам даётся именно такое невеликое дело, и мы лишь хотим сделать это дело хорошо. Нам, собственно, ничего другого и не остаётся. Но в этом и есть потрясающая свобода -- делать то, что должно.

Рь Голод   09.07.2019 19:53   Заявить о нарушении
Вы интересно и необычно мыслите. Не знаю что и ответить. Никогда особенно не задумывался. Есть в творчестве огромный пласт неосознаваемого. Есть общечеловеческое ментальное поле. Есть визионеры, маги, да мало ли кто и что есть. И всё это конечно связано как-то за пределами поверхностного индивидуального сознания, всё это влияет на создаваемый образ. Я стараюсь особенно не задумываться, а делать то, что приносит радость. Какая-то искра в душе меня провоцирует на это дело. Моя проблема, что я по натуре не очень-то общительный человек. Многие годы я вообще ничего из написанного не показывал. Только пару лет назад я открыл страницы на стихи.ру и проза.ру. Открыл, потому что созданные стихи и проза буквально разрывали меня, требовали выхода, словно это не я, а какие-то самостоятельные существа, которые страдают взаперти и рвутся на свободу. Но именно в таком ракурсе, как Вы это излагаете, я не думал, просто не знаю.
Кстати, у меня стихотворение тоже начинается с невесть откуда взявшейся первой строчки, которая настойчиво требует продолжения.

С уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   10.07.2019 01:05   Заявить о нарушении
Ещё добавлю, что совершенно согласен с Вашей мыслью, что делать то, что должно - это потрясающая свобода. Свобода в том, чтобы жить по велению сердца. Это-то и есть то, что должно, и ощущается абсолютно ясно.

Петр Шмаков

Петр Шмаков   10.07.2019 01:13   Заявить о нарушении
Ещё я подумал, что возможно Вы имеете в виду известную мысль, что поэзия - это то, что остаётся в стихотворении, если из него убрать все слова. Вероятно, талант заключается в умении подобрать слова так, чтобы они не заслонили этот остаток. А вот откуда берётся этот самый бессловесный остаток - неизвестно. Может, он действительно передаётся от кого-то или чего-то, а может... Впрочем, рассуждать можно до бесконечности. Не исключено, что и остаток этот - от Искры Божьей, живущей в душе поэта. А слова нужны, чтобы он вышел к людям. Способность к творчеству не случайно называют «Даром». Потребность творчества - это потребность дарить.

Петр Шмаков

Петр Шмаков   10.07.2019 03:02   Заявить о нарушении
Да, это Вы хорошо сказали. Чем больше мы дарим, тем больше покоя и счастья. Увидеть, что тебе ничто не принадлежит, значит отдать всё с лёгким сердцем. В такой отдаче отсутствует выбор. Как говорил восточный философ: Свобода -- это отсутствие выбора. Кстати, именно он на вопрос о творчестве ответил: "Ничто, сделанное руками и умом человека, не является творчеством, единственное творчество -- огонь восприятия." Всё, что мы можем, -- позволить этому огню гореть, и пусть он сжигает в своём тигле всё, в том числе строки стихов. Только кажется, что огонь опирается на дрова, -- он их сжигает. Конечно, Вы правы -- дело не в словах, они лишь палец, указывающий на Луну, они лишь весенние льдинки, сквозь которые проваливаешься в воду жизни.

Интересно, что когда творческая свобода проявляется чуть более полно, то действительно отсутствует выбор, и все слова спонтанно встают на свои места. В таком безусильном стихотворении словно включён свет, там ясность и отсутствие выбора. Для меня классика, главным образом, это отсутствие выбора. Это высочайшая гармония. Интересно, что многие события нашей жизни являются такой классикой, но мы этого не осознаём, потому-что само осознание загрязняет эту безусильность и естественность, это доверие жизни.

Рь Голод   10.07.2019 15:45   Заявить о нарушении
Хорошо и добавить нечего. Все уже прдыдущ0ие читатели сказали.

Юрий Извеков Улан-Удэ   22.03.2023 08:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудесный друг, твои понятны речи...» (Рь Голод)

Хорошие стихи. По ним видно, мне во всяком случае, что Вы поэт. Сочувствую. Быть поэтом - это скорее проклятие, чем дар. По себе знаю. Верлен нескольких поэтов назвал проклятыми. На самом деле прокляты все поэты, так или иначе. Причём вне зависимости от тональности и настроения стихов. Этот мир не для мечтателей. Прошу прощения за пессимизм. Но я сторонник прямоты и ясности. Если бы мне стихотворение не понравилось, я бы вообще ничего не написал. Очень рад, что этого не случилось. Вы мне почему-то симпатичны и я долго колебался - читать ли. Не хотелось Вас обижать молчанием.
С уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   05.07.2019 04:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Пётр! Рад, что стихотворение отозвалось. Я понимаю, о чём Вы говорите. Однако, коли речь зашла о ясности и прямоте: поэтический дар действительно не так сладок, по-крайней мере временами, это прежде всего внутренний путь, путь по которому скорее тащат, чем по которому идёшь. Но это ощущение лишь в меру сопротивления, т.е. детской позиции замыкаться и отстраняться. Это ощущение лишь этап взросления, так мне кажется. Поэзия это достоинство и величие, это нечеловеческая вещь и все наши мелкие взгляды рано или поздно тают в Ней. Поэт это тот, кто утонул в Поэзии, а не тот, кто плывёт изо всех сил.

с уважением, Игорь

Рь Голод   06.07.2019 09:51   Заявить о нарушении
Вы отлично ответили, Игорь. Совершенно с Вами согласен. Но я имел в виду другое. За «нечеловеческое» платят человеческим, и ещё как платят. Мало кто из поэтов прожил нормальную жизнь и по количеству (то есть по длительности) и по качеству. Трагедия на трагедии. В моей жизни «нечеловеческого» было навалом, но и человеческим я расплатился и продолжаю расплачиваться сполна. Все мои любимые поэты прожили довольно-таки страшные жизни. Дай-то Бог, чтобы Вас эта чаша миновала. А что до внутреннего пути и величия Поэзии - то здесь никаких возражений.
С уважением. Петр Шмаков

Петр Шмаков   08.07.2019 06:18   Заявить о нарушении
Конечно, Вы правы, Пётр, -- такая печальная тенденция легко прослеживается. Однако печалиться по поводу чего бы то ни было -- не продуктивно, тем более -- примеривать эту тенденцию на собственную жизнь и творчество. С моей точки зрения следует чётко отделить то, что в нашей власти от того, что не в нашей. В нашей власти увидеть те разрушительные, чисто человеческие вещи, которые ведут к гибели поэта, и приводят к вырождению творчества. Эта тема практически не исследована. Нет такого понятия, как поэтическая техника безопасности. Нет такого понятия, как Поэтическая Йога -- как часть Йоги Жизни -- настройки на соединение с Единым Миром, на соединение со своим Призванием, на ответственности, как способности отвечать на любые обстоятельства и вызовы жизни. Слишком большая роскошь -- жить по чужим лекалам, не смотря прямо на всё, что происходит. Слишком большая роскошь -- делить Мир на тело и дух, на Поэзию и обыденность (об этом стихотворение "Поэзия"). Я думаю, что такое поэтическое трезвение будет постепенно проникать в широкие поэтические сообщества. Всё меньше явно катарсических стихов будет публиковаться (они лишь для внутреннего пользования). Поэзия действительно -- наша "эволюционная неизбежность", в противном случае -- гибель и забвение.

Вы прочитали много моих стихов, я очень Вам благодарен за участие и интерес. Посмотрите ещё, пожалуйста, небольшое эссе "Давно хотел спросить..." -- там моё видение будущего Поэзии.

с уважением, Игорь

Рь Голод   08.07.2019 09:49   Заявить о нарушении
Привет, Игорь. Эссе прочитал. Понравилось. Хорошо написано. Конечно, сам текст со временем не меняется, но его восприятие может измениться кардинально, что в принципе одно и то же. Есть поэты намного опередившие время, то есть оказавшиеся в ладу не с ментальностью своего поколения, а с ментальностью будущего. Впрочем, это давно известно. Вы имеете свой оригинальный подход к поэтической реальности, но главное, вы его талантливо выражаете. Это мне интересно в первую очередь. Маяковский в предсмертной записке написал: «Я поэт, этим и интересен». Вот и Вы мне этим интересны. Если бы мне не понравились Ваши стихи, вряд ли я бы затеял с Вами переписку. Это не значит, что как человек... Впрочем, не хочу растекаться мыслью по древу. Стихи Ваши буду читать, возможно кое-где рецензию добавлю.
Мировоззрение Ваше похвально и даже зависть вызывает, но от меня далеко. Что продуктивно, а что контрпродуктивно - не знаю. Спорить не хочу, я вообще не спорщик. Моя муза - печальная муза, муза трагедии. Я ей не хозяин. Мои любимые поэты от любых благорастворений далеки. Один из самых близких мне по духу поэтов Георгий Иванов. Ещё до революции и эмиграции Ходасевич в одной из статей сказал о нём, что поэт из Иванова выйдет, когда он получит пыльным мешком по голове. Иванов страшно обиделся и сделался врагом Ходасевича до конца дней. Но Ходасевич оказался прав. Только в эмиграции, на грани нищеты и доведённый до отчаяния, Иванов сделался действительно большим поэтом. Цитирую по памяти:

«Конечно, есть и развлеченья:
страх бедности, любви мученья,
искусства сладкий леденец,
самоубийство наконец.»

Какая там к черту техника безопасности. Олдос Хаксли однажды сказал, что Земля - это возможно ад другой планеты. Это мне куда понятней любых слияний. Я впрочем не собираюсь портить Вам настроение. Идите своим путём и, если Ваша муза диктует радостное мировосприятие, можно только позавидовать.
Кстати, если вдруг захотите лучше понять меня и мою поэзию, советую прочитать мой роман «Предание». Отрывки из него есть на моей странице проза.ру. Он продаётся на Озоне в числе шести изданных моих книг. Можете в разделе личных сообщений прислать мне свой имейл и я вам пошлю линк моей страницы на Озоне. Любую из заинтересовавших Вас моих книг, в том числе и роман, я могу переслать Вам в pdf формате.

С уважением. Петр Шмаков

Петр Шмаков   08.07.2019 18:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «До - и после» (Александровский Сергей)

Прекрасное стихотворение. Из тех (это мой личный подход), для которых время и политическая ситуация значения не имеют. Настоящее искусство времени и злобе дня не подчиняется. Кристальная форма, аж звенит.

Петр Шмаков   30.03.2018 07:25     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Петр!
Увы, отвечаю с четырехнедельным, без малого, опозданием — простите великодушно.
Ваш

Александровский Сергей   19.04.2018 14:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евгений витковский» (Евгений Витковский)

Отличные стихи. Хочу еще! Десятилетия читаю переводы Евгения Витковского. Приятно удивлен, что и собственные стихи Евгения не уступают переводам.
Надеюсь на дополнение этого раздела.

Петр Шмаков   20.03.2018 19:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сапсан» (Александровский Сергей)

Замечательное стихотворение. Это первая рецензия, которую я вообще пишу на этом сайте. И не потому, что это стихотворение Сергея Александровского лучше других. В принципе я мог бы написать похвальную рецензию к каждому стихотворению. Просто это стихотворение довольно типично в смысле моего отношения к творчеству Александровского. Я с радостью констатирую, что мне не так уж важно его мировоззрение, которое далеко не обязательно я разделяю, зато его блистательная поэзия всегда находит во мне отклик. Мой художественный метод и тематика ничего общего с поэзией Александровского не имеют. И тем более замечательно, что мне это совершенно безразлично. Я, словно кот над блюдцем со сметаной, жмурюсь от удовольствия, читая его стихи.
С глубочайшим уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   20.03.2018 09:06     Заявить о нарушении
Дорогой Петр, от всей души благодарю Вас!
Тут лишь руками развести можно да трижды сплюнуть: не сглазить бы...
Простите, пожалуйста: отвечаю кратко до невежливости, но такая уж полоса выдалась нынче, что стрелка минутная сделалась настоящим стрекалом, подгоняющим неумолимо. Как только стану хоть немного свободнее, примусь неторопливо читать Ваши стихи, в которые, увы, сумел пока что лишь заглянуть "на бегу". Судя по увиденному, предвкушаю огромную читательскую радость.
Со взаимным глубочайшим уважением,
Сергей Александровский

Александровский Сергей   21.03.2018 10:21   Заявить о нарушении