Наташа Соболь - написанные рецензии

Рецензия на «А был ли» (Абрам Гнесин)

А, нет! Жизнь продолжается!))
Счастья, здоровья и радости Вам!
Всё впереди! Вот увидите!
С уважением.

Наташа Соболь   15.02.2024 00:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Руки пахнут гвоздями и кожею» (Элеонора Беловская)

Всё было, всё будет, всё уже есть! Прекрасные стихи и душа! Спасибо!

Наташа Соболь   13.11.2022 23:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!) На тот момент реально так чувствовалось.

Элеонора Беловская   15.11.2022 04:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Безусловно» (Александр Сорокин 4)

Да хранит Вас наш любящий Господь!
Всё будет хорошо!
История - очередной виток спирали.

С сердечным теплом и уважением.

Наташа Соболь   30.08.2022 23:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Соловей и цесарка» (Александр Сорокин 4)

Круто! Прям про меня
http://stihi.ru/2014/02/12/1174
Но ума хватило удержаться, не портить людям жизнь. Слава Богу за всё!

Наташа Соболь   05.04.2022 20:13     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо! С теплом!
Богу всегда слава!

Александр Сорокин 4   11.04.2022 11:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «О валюте» (Вадим Славин)

Вадим, браво! 🤭🤣👏

Наташа Соболь   20.03.2022 21:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа, я старался.

Вадим Славин   22.03.2022 02:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сумерки» (Наташа Соболь)


Крест, который нельзя бросить.

Могут ли слова иметь вес, вкус, запах? Слово «жизнь», как мне кажется, имеет запах и вкус, но не имеет веса. А вот слово «талант» тяжёлое. Может быть, оттого, что одним из его значений является древняя денежная единица. Килограммы драгоценного металла слиты в слово «талант», и ради этого металла люди способны на предательство, воровство и убийство.
Денежные знаки нынче не оттягивают наш карман. В бумажный век и деньги легковесны. А потому не будем отвлекаться на омоним, а будем говорить о таланте как об уникальной способности.
Талант не облегчает жизнь. По мне, он больше крест, чем утешение. Вернее, он — утешение другим, но обладателю он — крест, который нельзя бросить. Крест, с которого снимают.
Мелкая душа мечтает побыть на день царём, на час — халифом. И это для того, чтоб нарядиться в «царское», покрутиться перед зеркалом и «сфоткаться». Ещё — отдать пару взбалмошных, бессмысленных приказов. Конечно, поесть на золоте, попить из серебра. А потом надо быстрее сматываться. Пока не рассекретили и не натолкали в шею. Или пока груз ответственности и реальное бремя власти не стали пригибать к земле.

Иначе думают те, кто родился на царстве. «Не хочу быть царём», — плакал наедине с воспитателем маленький Александр Второй. Жуковский, штудировавший с наследником всемирную историю, языки, литературу, понимал ребёнка. Понимал, но поднимал его ни свет ни заря и продолжал занятия. Положение обязывает. Царствовать — титанический труд.

Точно так же обязывает талант. Он ведь не изобретён. Он дан, и за его использование спросят.

Прожить легче и лучше с ремеслом. С тем, что не рвёт тебя в небо, но помогает устроиться на земле и быть полезным. Ремесленник понятен. Талант — далеко не всегда. Ремесленник согласен со вкусом и требованиями заказчика. Талант неуживчив. С Тарковским, например, было трудно работать. Никто не понимал, что у него в голове, почему одну сцену снимали по сорок дублей. Ради какой-то коряги или сухого дерева ассистент мог провести в поисках неделю. Кстати, Андрей Арсеньевич один из тех, кто не проповедовал «радость от занятия любимым делом». Для него работа была тяжёлой и обязательной. Как будто он, как генерал на фронте, получил из ставки главнокомандующего одному ему известный приказ и молча несёт на себе груз ответственности за его выполнение.

Талант отчасти напоминает святость. Любого человека можно научить неплохо рисовать или рифмовать слова. Но никого не сделаешь вторым Репиным или Мандельштамом.

Всем нужно стремиться к праведности. Но святость выше праведности. Она всегда неожиданна и неподражаема. К тому же, вблизи истинного таланта так же трудно долго находиться, как возле раскалённой печи. Здесь тоже со святостью скрыта схожесть.

Архимандрит Софроний в книге о старце Силуане говорит, что со святыми рядом тяжело. Святой живёт перед лицом Христа, а ты это чувствуешь, но далеко не всегда можешь это понести. К святому хорошо ходить за благословением или исцелением, но, получив просимое, нужно возвращаться. И Николай Сербский пишет, что льющийся к нам и всё оживляющий солнечный свет на самом Солнце представляет собой жуткие взрывы энергии, всплески и вихри огня. Таковы и сердца святых. Они льют нам тепло, но прячут от нас свою боль и борьбу.

Истинный талант в этом отношении сродни святости. Он непонятен, и мы видим только его фасад. Можно замереть в картинной галерее. Можно бежать с работы, как на свидание, к недочитанной книге. Можно, непонятно почему, плакать от звуков флейты или скрипки. Но мы так и не поймём, чего всё это стоило автору. А главное, как это тяжело — под земной шляпой носить небесные мысли.
Без твёрдой нравственной основы талантливый человек похож на воина в ночной сорочке. Ни одного доспеха. Ни один жизненно важный орган не защищён. Оттого они сгорают рано и гибнут пачками. Мистиков, прочно стоящих на земле, подобно Баху, мало. Очень мало.

Талант делает обладателя отшельником поневоле. Если он интроверт и меланхолик, тогда всё в порядке. А если нет, то одиночество будет ещё одним звеном на кандалах избранности. Оттого гений бывает так чувствителен к простому человеку. Он, отделённый от обычной жизни, способен по временам смотреть на повседневность глазами Ангела — с жалостью и милостью. Отсюда, от бессонных ночей с пожарами мыслей, пастернаковское:
Мне к людям хочется, в толпу
В их утреннее оживленье.

Потому и Моцарт, говорят, любил подолгу играть для простых людей. Даром. Просто так.

Есть, правда, гении, зелёные от злобы, любители противопоставить себя «толпе» и жёлчно рассуждать о «её» низости. Но это — другой куплет и из другой песни. Этих я в гении не записываю.
Опять хочу вернуться к повседневной жизни. Кто-то сказал, что «красота — это талант». Согласившись с этой мыслью, не умолчим о том, что красивые люди редко бывают счастливы. Красивой женщине трудно прожить свою жизнь правильно. Слишком многие жадно смотрят на её красоту. Слишком велик соблазн превратить красоту в капитал и пустить в оборот с целью получения прибыли. К тому моменту, когда зеркало просигнализирует о приближении неумолимой старости, совесть вчерашней красавицы нередко похожа на портрет Дориана Грея. В отношении всех остальных талантов эта схема тоже может работать.

Лучше поэтому не лезть ни в чужой огород, ни в чужие сани. Шапка Мономаха действительно тяжела. Середнячок без особых дарований — это Божий любимчик, человек, счастливо избавленный от множества опасностей и искушений. Хорошие отец и мать должны научить детей трудиться, должны закалить их и воспитать на твёрдых нравственных основаниях. И они же должны часто молить Бога о том, чтобы никаких чрезвычайных дарований Господь их детям не давал. Иначе вся жизнь становится под знак вопроса, и счастье детей, а вместе с ними и родителей, становится эфемерным.

Конечно, истинный гений пробьёт себе дорогу. Бороться с ним так же невозможно, как невозможно полёту мысли преградить дорогу шлагбаумом. Но, Боже милостивый, как всё это опасно и неоднозначно. И как глупы те, кто лезет в гении настырно, гением не будучи. О таких можно сказать словами Ионеско: «Один петух притворился собакой. Но ему не повезло — его узнали».

Для «бескрылых», правда, есть одно серьёзное утешение. Узнать гения, почувствовать его талант — это тоже талант. Не только сам Рахманинов, но и ценители Рахманинова гениальны. Между ними есть связь. Вероятно, он без них и невозможен. Как для одного летящего в небе самолёта нужна масса наземных служб, техников, диспетчеров, так и для одного гения нужна особая культурная среда, нужны друзья и братья по крови. Нужны те, кто поймёт с полуслова, поддержит, ободрит. Мало кто говорит и пишет о гениальности такого рода.

Наденем на нос очки с прагматическими линзами. Прищуримся и ещё раз присмотримся к предмету рассуждения. Талант покажется нам бесполезным. Даже вредным. Не зря Платон, проектируя «идеальное государство», предлагал выгнать всех людей искусства. Не зря и Ленин укомплектовал и отправил за границу целый философский пароход. Во всём этом есть неумолимая внутренняя логика. Строительство идеального общества не может примириться с яркой индивидуальностью, какой всегда является талант. Верховенский в «Бесах» очень логично планирует душить Шекспиров и вешать Коперников.

Пока одни дикари привязывают к древку кремнёвый наконечник, а другие сшивают шкуры, какой-то лентяй и мечтатель рисует на стене пещеры быков. Зачем ему это? Не лучше ли поддерживать огонь или идти на охоту? Но вот протекли столетия и тысячелетия, и мы знаем о тех далёких людях, что они умели рисовать. Они, конечно, что-то ели и как-то одевались. Но не это главное. Главное, что делает их людьми в наших глазах, — это чудесно нарисованные животные на стене одной из труднодоступных пещер.

Жизнь совершенно невозможна без некоторых вещей, которые нельзя ни съесть, ни примерить. Например, без молитвы и музыки. Но как рождается в душе то и другое, непостижимо. Как число ?, природа гениальности убегает от нас в бесконечность.

Прот. Андрей Ткачёв

Наташа Соболь   12.02.2021 00:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «В Рождественскую ночь» (Наташа Соболь)

Проповедь свт Иоанна Шанхайского на Рождество Христово
Христос рождается, славите!
Тихо сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осеняет Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира. Но мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и громкие мирские события. Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа. Иудеи жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали избавителя в лице Мессии - земного царя. Однако, житейские дела не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее чувствовалость " томление духа" по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете и пороках, грядет к гибели. Не только иудеи жаждали избавителя, но, лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели.
Но каждый по своему представлял себе Его пришествие, и, будучи сам плотским, не мог помышлять о духовном. " Иудеи знамение просят, и Еллины премудрости ищут."(1Кор 1,22) И никто не ждал Спасителя кроткого, смиренного сердцем, облеченного не земной славой, а небесной славой.
Не внешней силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, а в зраке раба пришел Спаситель. Поднять на Себя Адамов грех, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен каждому.
Рождается Он в вертепе, в малом граде, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство плотника праведного Иосифа. Никто на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями. И даже сам князь мира, противник Божий - дьявол, оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда был еще ангелом. Услышали пастыри Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, те бедные Вифлиемские пастухи, единственным источником мудрости их была открытая книга премудрости Божией, явленной в красоте Его творений, не тронутых грешной рукой человеческой. А не услышавшему ангельского пения всему остальному человечеству, небо ярким светом воссиявшей на нем звезды возвестило, что, "во своя прииде - Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир."
Ко всем обращалось небо, поведающе славу Божию. Но лишь цари - волхвы, искавшие в нем откровения судеб Божиих, готовые всюду пойти, чтоб найти истину, " уразумели голос с неба". Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили свои престолы и пошли не зная куда, следуя лишь течению звезды, возвещавшей им путь к Царству вечному. Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писанное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу правды.
Мир продолжал бушевать своими страстями. Ирод, узнав о рождении Царя, искал убить Его, не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе.
Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. " Он стоял посреди людей, а они Его не знали."(Иоанн1,31).
Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов свою волю покорить воле небесной.
И настало время - свет Вифлеемский озарил все концы Вселенной.
Ныне опять бушует мир! Одни готовы были убить Младенца и стараются стереть Его имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто " испытует свидения Его и всем сердцем взыщет Его."
А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить взор к небу, горе` иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью, ибо с нами Бог!
" С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!"

Наташа Соболь   07.05.2022 07:39     Заявить о нарушении