Якоб Урлих - написанные рецензии

Рецензия на «Родня» (Иван Пиманов)

Шикарные, весьма неочевидные, и потому очень оригинальные рифмы (особенно в строках 2-4, 6-8, 9-11). Точные и даже пронзительные метафоры тоже весьма впечатляют — они здесь живут чуть ли не в каждой строке. Отличная вещь в плане формы; содержание — с долей некоего шуточного гротеска, что тоже не может не очаровывать.

Якоб Урлих   30.04.2024 22:48     Заявить о нарушении
ох уж этот гротеск, когда такое выходит, я огорчаюсь почему-то

Иван Пиманов   01.05.2024 08:17   Заявить о нарушении
Вот так вот... Но я в хорошем смысле имел в виду.

Якоб Урлих   03.05.2024 00:35   Заявить о нарушении
я понимаю. просто когда нечто с элементом комизма выходит, мне кажется, что всё это несерьёзно. ну, потом думаю, чёрт с ним. пусть будет для разнообразия

Иван Пиманов   03.05.2024 12:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «говорить наобум» (Брецко)

Очень крутая вещь. Оставлю рецензию, чтобы не забыть и не потерять.

Якоб Урлих   28.01.2024 02:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «***» (Брецко)

Одно из самых кратких и ёмких произведений среди тех, что мне довелось видеть за последнее время. Впечатляет. Это действительно чудо.

Якоб Урлих   27.01.2024 23:17     Заявить о нарушении
Спасибо. Получилось довольно невынужденно, хотя написал именно то, что хотел написать и выразить.

Брецко   29.01.2024 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Луна» (Зигфрида Шмайссерманн)

Шикарно, просто нет слов. Стихотворение буквально на мою любимую тему. Благодарю!

Якоб Урлих   04.01.2024 20:20     Заявить о нарушении
Луна — только Моя

Зигфрида Шмайссерманн   05.01.2024 13:46   Заявить о нарушении
Справедливо

Якоб Урлих   27.01.2024 23:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «На Память О Прохожих» (Зигфрида Шмайссерманн)

Шикарная вещь, очень трогательная и пронзительная. Это стихотворение — одно из наиболее мягких и чувственных у Вас среди тех, что мне довелось прочесть. Мне оно очень, очень понравилось: "Горе цедил вечер через вино", "Лишь ностальгий пополняю вновь счёт" — это великолепно; это именно та проникновенность, которой я жаждал от современной российской поэзии; это буквально выход за грань сугубо словесной поэзии в пение через печатное слово (я давно заметил, что талантливые авторы в отдельных своих стихотворениях каким-то чудесным образом умудряются подлинно петь через письменное, печатное слово — здесь именно такой случай).

Если созрею и буду в должном состоянии, то позже напишу более развёрнутую рецензию. Здесь действительно есть с чем соприкоснуться. Премного благодарю за то, что дарите возможность внимать столь ошеломительной, столь чувственной, столь глубинной поэзии.

Якоб Урлих   27.12.2023 16:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «Маленькие человечки Сеймура Мэйна» (Аддис Абеба)

Шикарный жанр! Я восхищён приведённым в пример стихотворением "Insomniac" — как в оригинале, так и в переводе; это великолепно и чрезвычайно, почти шокирующе пронзительно.

Пожалуй, действительно мне хотелось бы попробовать свои силы в данном жанре (к тому же мне сама по себе весьма интересна современная англоязычная поэзия, её ходы и формы), однако я вижу, что он требует какой-то особой краткости и ясности; для каждого стихотворения необходимо своего рода мгновенное, точечное озарение, яркая мысль, внутренне богатый образ или меткое, проникновенное наблюдение; да и в целом жанр очень требователен — это настоящая поэзия, явно лежащая за гранью простой, механической работы по подбору слов (чем я обычно всегда и занимался, выискивая свои вещи непосредственно в языке и вытягивая их оттуда уже почти готовыми). Мне с моим почти прозаическим многословием до этого далеко. Здесь требуется нечто качественно особое.

Якоб Урлих   18.12.2023 02:56     Заявить о нарушении
Якоб, спасибо (редко бываю на этой странице)...
.
Данная тема развернулась в литературную дискуссию.
.
И получила развитие, в том числе и ушла в более крупные формы. Дадите тему, попробую на конкретном примере показать как это работает.

Аддис Абеба   13.03.2024 15:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Темно в красном» (Брецко)

Поразительно, сколько тут скрытых рифм! Много слышится и иных разного рода удивительных созвучий. — По своему опыту скажу, что их практически невозможно подобрать намеренно, и чаще всего они обретаются в тексте сами собой, обнаруживаются в уже написанном, — и тогда это видится как чудо, сакральное раскрытие языка. Наверное, для намеренного подбора таких скрытых рифм нужно обладать весьма развитым и неординарным языковым слухом. Они сами по себе настолько тонки и эфемерны, что и отыскать их в готовом тексте не так уж просто, однако если они есть, то их присутствие сразу слышно. Что характерно, в текстах повествовательного или описательного характера, которые изначально задуманы и написаны именно как проза, такого почти никогда не встречается, причём это касается даже самых высокохудожественных и наиболее талантливо исполненных вещей. Видимо, для появления скрытых, тонких созвучий необходим особый настрой — настрой на написание именно поэтического текста; немалую роль здесь играет и тщательная проработка, высматривание, внимательность авторского взгляда, а это касается поэтических текстов по преимуществу (вне зависимости от их формы).

А ещё у этого стихотворения особый, поразительный ритм. Меня захватывают эти отрывистые ритмические ходы, этакая преднамеренная неказистость и вместе с тем грузность, увесистость выражения, сформированная за счёт употребления коротких слов (как правило, из одного слога), состоящих из жёстко звучащих согласных, — однако эта самая грузность неизъяснимым образом сообщает конструкциям лёгкость, хлёсткость, ясность и краткость — они просто, чётко и плотно отпечатываются в восприятии. В итоге текст по общему своему звучанию наводит на ум ассоциации с первобытной глиняной статуэткой как неким примордиальным артефактом, изначальным, первичным телом человеческого искусства вообще, — и это очень красиво; это создаёт ощущение сильной, подлинной реальности, настоящей жизни. Впервые увидел это у Хлебникова, он весьма часто использовал такой приём, хотя и в несколько другом виде.

Якоб Урлих   11.12.2023 22:31     Заявить о нарушении
Рецензия на «На посошок» (Сергей Васильевич Дурманов)

Как шикарно! Редко встретишь стихотворение, которое бы звучало настолько хорошо. Каждая строка здесь похожа на раскат грома. Очень плотный и интенсивный стиль, а благодаря точному подбору слов ясность здесь действительно на высшем уровне.

Якоб Урлих   10.12.2023 07:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «Облако. Из Теофиля Готье» (Владимир Микушевич)

Блестяще. Я обожаю Бодлера, равно как и Теофиля Готье, — через это стихотворение между двумя поэтами особенно ясно видится консонанс как в стиле, так и в миросозерцании. Два непревзойдённых мастера высокой, изящной поэзии.

Когда-то именно благодаря "Цветам зла" я вошёл в настоящую поэзию, и этот опыт оказался ошеломительным, незабываемым. А поскольку этот сборник посвящён Теофилю Готье, то вскоре я обратился к нему, и он очаровал меня, стал моим вдохновителем. После открылась для меня пёстрая гамма иных мастеров слова — это Поль Верлен и Артюр Рембо, Стефан Малларме, Тристан Корбьер, Лотреамон, Жерар де Нерваль, Леконт де Лиль, Шарль Кро, Арман Сюлли-Прюдом, Морис Роллина (многие именно в переводах нашего не менее великого И. Ф. Анненского). — Теперь же это стихотворение воскресило во мне воспоминания о моих первых шагах в освоении поэтического мира. Благодарю!

Якоб Урлих   08.12.2023 14:57     Заявить о нарушении
Приятно, что французскую поэзию люблю не я один.

Владимир Микушевич   08.12.2023 23:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «не было» (Ася Шшшведова)

Одно из лучших — раньше, кажется, уже видел и читал это стихотворение (или одну из его версий), и даже, помнится, оставил к нему хвалебную рецензию. Жаль, что на этом сайте отсутствует функция, позволяющая поместить в список избранного отдельное стихотворение. Я бы поместил это. Мне оно очень понравилось, отметилось в моей памяти — я вижу его действительно особенным среди той массы поэзии, которую мне приходилось читать (как много ранее, так и в последние пару месяцев). — Поражает колоссальное количество малоизвестных гениальных авторов, которые живут в моё время.

Кажется, здесь преобладают нежные и тёплые чувства, изнутри которых, мягко возжигаясь под действием времени, начинает светиться ностальгия, — вроде бы, это довольно близкие и понятные атрибуты человеческой чувственности, однако при этом в каждой строке, даже в каждом слове то и дело вспыхивает неожиданность; при прочтении каждый момент дарит открытие, каждый взгляд отмечен новизной. Когда читаешь это стихотворение, поток образов не отпускает внимание; интенсивность не слабеет, но всё так же гудит, пульсирует и мягко жжёт в каждой строке, в каждом слове. А ещё я заметил, что буквы здесь как будто горят разными цветами или тлеют, подобно багряным уголькам костра. Перечитываю вот уже который раз, но не перестаю продолжать всматриваться. Есть такие произведения, при прочтении которых внимание не устаёт и не проваливается — в них нет пустот и банальностей, где внимание могло бы оборваться или утомиться. Это — одно из таких.

Несомненно, произведение носит ярко выраженный кинематографический характер, — в картинке ясно угадывается сепия с её тихо шуршащими пастельными тонами, а в диспозиции элементов и нарративных последовательностях — сновидческая ориентация. По-видимому, чувство пребывания внутри сновидения обусловлено тем, что в содержании доминируют мотивы памяти, и всё стихотворение представляет собой своего рода сплошную, автоматически воспроизводящуюся реминисценцию — это могут быть выцветшие воспоминания или воспоминания пронзительные, обжигающие; это могут быть ложные воспоминания либо, напротив, вещие, опережаюшие воспоминания, которые несут в себе чувство предвосхищения или дежавю, — как бы то ни было, сон и память образуют таинственную неразрывную связь, которая здесь как раз таки и дана в самом что ни на есть чистом виде. Эта перспектива поистине завораживает, сообщая осознание контакта с чем-то очень, очень настоящим, подлинным, внутренним. Поистине, всё здесь, обретается в крайней своей интенсивности, будучи к тому же мастерски выраженным или, вернее сказать, выраженным с большой искренностью, потому что в этом деле требуется именно человеческая искренность, а вовсе не ремесленное мастерство. (Небольшое отступление: такое стихотворение, в отличие от, например, философского трактата, можно написать, что называется, "с нуля" — однако это соображение ничуть не умаляет его статуса, однако, напротив, возвышает его по сравнению с изделиями, плодами навыка; такие вещи, равно как и способность их создавать, я воспринимаю как чудесный дар, который для меня видится несравненно более загадочным и стоит куда выше разного рода ремёсел, предполагающих обучение, запоминание, подготовку, выработку умений; впрочем, пожалуй, они вообще несопоставимы.)

Но что ещё более интересно, статус тех предметов и событий, к которым отсылает память, здесь до самого конца остаётся неопределённым, или, вернее, пребывающим в процессе утраты своей определённости, в процессе размытия, рассыпания, — они теряются и сгорают где-то в бездне уносящегося событийного времени. До самого конца остаётся не понятно — были они или не были? Если же не были, то каким образом возникло воспоминание о них? Это придаёт ещё большей загадочности, значительно обостряет грани. А в конце нечто жёсткое резким болевым импульсом всё же возвращает к твёрдой реальности, словно плашмя бросает на асфальт: "а сердце просто треснуло под подошвой / барбарисовыми осколками. / но ты случился, / потому что сейчас мне больно. / я тебя помню." Последняя фраза обжигает ясностью, — и тогда вся панорама памяти вдруг сжимается, и, приближаясь, как будто костенеет — в тот же момент костенеет, цепенеет вся воспринимающая и чувствующая внутренность; душа сжимается до чёрной точки, но сновидение продолжает тлеть, теперь уже отдалившееся, словно под действием дереализации, которая на последней границе рискованного чувства впрыскивает анестезию, после чего следует пробуждение либо падение в более глубокий сон. — Пожалуй, таково моё прочтение и видение последних строк, отягощённое, впрочем, немалой долей воображения, немалой примесью своего опыта.

Поэтическая игра с мотивом ложного воспоминания представляет собой крайне интересный процесс, сновидческий в своей основе, который увлекательно наблюдать в его разворачивании, — и точно могу сказать, что здесь, как по мне, эта внутренняя постановка разыграна весьма искусно.

Якоб Урлих   25.11.2023 05:14     Заявить о нарушении