Татьяна Орбатова - полученные рецензии

Рецензия на «Не говори и не молчи нечаянно» (Татьяна Орбатова)

"Не говори и не молчи нечаянно,
когда земля, укрытая отчаяньем,
болит и просит милости одной,
зови её весной."

Начало текста предлагает не говорить и не молчать "нечаянно", указывая на важность осознанности в наших словах и молчании. Упоминание земли, укрытой отчаянием, предполагает, что она нуждается в нашей поддержке и зовет нас к себе весной, когда природа пробуждается к новой жизни. С Чжуан-цзы начали, его идеями и завершили... много отдельных последовательных частей, от того нет смысла проговаривать все.

"Качни поэзий ангельскую ветку" подразумевает использование поэзии и выражения творческого потенциала для вдохновения и исцеления, но осмысленного и не высокомерного "не фантики конфетные уже, не Фаберже".

"Летят и липнут странные наклейки" может означать, что различные идеи и мысли приходят к нам, прилипая к нашему сознанию, независимо от того, хотим ли мы их принимать или нет. "к чужой-своей душе – узкоколейке, не говорят там вместо всех за всех сквозь горький смех." — Строка "Не говорят там вместо всех за всех сквозь горький смех" указывает на то, что некоторые идеи или высказывания могут быть неверно восприняты или недооценены, первоначально даже самим собой. Но призма осознания всегда проходит через струны собственного сердца, — "к чужой-своей душе – узкоколейке".

Последняя часть текста предлагает не умалчивать, а выражать свои мысли и чувства, так как они могут оказаться важными и иметь значение, даже если они кажутся незначительными или непонятными на первый взгляд.

Белый снег... заточили облака,
Ангельский образ витает в них.
Тоска бездонная, как волны,
Сердца тревожит и края не знает
Безутешное горе, где меж тьмою
И светом сумерки точат болью ткань.

Символы, аллегории, звуки,
Фразы на разныз языках звучат и молчат.
Время бежит, но Чжуан-цзы спокоен,
Беседует со смертью, как с другом в лесу,
Где только слова донесённые покорили время
И не знали утрат и преград.

Реальность переплетается с мифом,
Бочка с вином, и ковчег, всё божественно,
Чего не заметим в суе, что затмит стремление
В лучшие времена и их густую синь.
Мир сновидений входит в нашу жизнь,
Смешивается с ней, как рассвет с темнотой.

Пробуждение. И человек предоставлен скупым ветрам,
Терзхаемый холодом обстоятельств...
Его одолевают ностальгия, тоска по ушедшим дням,
Двери, ключи, воспоминания. Время,
Как и люди, ускользает, что вода сквозь пальцы,
Мы остаемся, лишь дымом на ветру.

Борьба и смирение, вечный философский спор,
Жизнь тяжкая, но и в ней всегда есть место светлому.
Стремление к смыслу, к гармонии, к пониманию,
В мире среди вечной незваной в нашу жизнь войны,
Где реальность неудобно смешалась с мечтой,
А тьма, порой стала тропой для преодоления светом...

Алексей Сикорский   05.03.2024 05:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Несподівано.

Татьяна Орбатова   05.03.2024 12:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заплачет, засмеётся слово» (Татьяна Орбатова)

Эпиграф: Пророческая надпись на скале близ Абу-Симбела в Египте является источником вдохновения для стихотворения и попыткой окраса/настроя обосновывающего собственные выводы. Она предвещает конец смысла жизни на Земле после того, как человек поймет суть окружающего мироздания "движение звёзд".

Содержание стихотворения: Стихотворение отражает сосбвенное мироощущение происходящего. В стихотворении описывается утрата и перемены. Слово, которое символизирует знание и мудрость, сначала заплачет, затем засмеется, а затем замолчит. Это отражает идею о потере смысла и стабильности. Образы воды и света используются для выражения противоречия между жизнью и фатальными изменениями в ней, а также между светом просвещения и тьмой неведения. Далее, в стихотворении обращается к духовной стороне существования, призывая к пониманию и принятию непостижимого через мистическое, как последнюю соломинку для сознания. Наконец, выражается эмоциональный подъем и крик души перед беспомощностью и отчаянием перед хаосом и разрушением мира.

Эти элементы структурируют стихотворение и помогают создать сложный мозаичный портрет человеческого существования и его взаимодействия с миром, мыслями и чувствами, где отдельное мировосприятие всегда является заложником обстоятельств. Жить во времена перемен "и непостижимое благо и проклятье"... — "не убежать не задремать."

НЕ подытоживая, но глядя на отдельные части:

"Заплачет, засмеётся слово, зерном ли, оловом, соломой – застынет, сыплется, молчит, туманом стелется в ночи."
Слово олицетворяется как нечто живое и чувственное, будучи языком осознания и нашего внутреннего диалога. Оно может быть сначала возмущено, затем смеется, но в конце концов становится туманным и молчит, возможно, утрачивая свою ясность и смысл в бесконечной пустоте.

"Не прячется, врастая в стены, бьёт мячиком – растает пена – бессменно звуки сторожит, строжит."
Вроде абстрактное и хаосное отражение непрерывности звуков и слов, которые не исчезают, а, наоборот, накапливаются и строятся в новые формы и значения для отдельного человека и его реальности.

"И мне б его воды и света, но жизнь воды и света – лето, весна и осень, и зима..." Боязнь ли прринять как есть, невозможность ли принять, это уже глубоко личное, но обращено оно к цикличности жизни и присутствия вроде одного и того же в нашем восприятии но в разные "сезоны" осознанности с учётом самого взврастного восприятия мира. Ведь и вода и свет те же, но они никак не соотносятся с происходящим, где нет места жизни "не вой сирен, война и тьма, не скулы острые, как камни, дрожащие от взрывов ставни.."

"Послушай, что кричит по-вдовьи суть, оглушённая бедой..." обращение перенаправить взгляд и увидеть мир, в том числе страданий и боли, глазами иных людей (к сожалению это могут только чувственные и живые душой эмпаты, но не безчувственные сухие снобы или зазомбированные фанатики). Далее эта мысль раскрывается шире... "Не муж, не сын, не брат, но – свой, он – свой мне – истекает кровью." — Говорится о крови как о символе родства и принадлежности.

"Тяжёлый бой, огонь в масштабах, безмолвна смерть, безумство храбрых – свинцом и матом..." Этот участок отображает страшные аспекты войны и безысходности её для человека, пребывая среди смерти и разрушения, от которых не может уйти человек, что находится в эпицентре событий. Это выражение отражает как безвыходность так и бессмысленность ситуации, в которой человек находится. — "Божья мать! Не убежать, не задремать."

Дальше беспорядочность и хаос происходящего в мире подчеркивается. — "В венце из разномастных снов Земля летит бильярдным шаром..." как и то, что все удары судьбы всегда имеют свою человеческую адресность, ломающую судьбы конкретных людей. — "свободу азбуки и воли зовёт трёхбортным карамболем, но ищет лузы именам."

Если осознаем и тьму и свет, если принимаем и настоящее в людях и боль утрат, то сможем найти и выход из ситуациии и свою роль на данный момент, не смотря на наши возможности и слабости и тогда "сфинкс не смеется" он улыбается с горизонтов его сезонов. Всё будет хорошо, а иначе зачем?

Алексей Сикорский   05.03.2024 04:33     Заявить о нарушении
Понимание дорогого стоит.

Дякую.

Татьяна Орбатова   05.03.2024 12:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чёрная метка» (Татьяна Орбатова)

Оскал войны особенно стал страшен.
Мы не своё, чужое поле пашем.

Татьяна Чернавина   11.04.2023 18:35     Заявить о нарушении
Привет, Танюша. Чем дольше война, тем меньше хочется рифмовать. И даже совсем не хочется. Всё это похоже на пустые игрища, в сравнении с бомбёжками, гибелью украинских мирных жителей и солдат.
Мало поэзии сейчас в сердце, лишь ярость и слова проклятия.

Татьяна Орбатова   12.04.2023 14:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Песня о доме» (Татьяна Орбатова)

Поклон, Таня! До слёз... Ваша песня о Доме Света.
Ваши строки - поистине летний берег, напоённый лунным светом, силой и солью правды.

Ирина Ивлева-Краузе   10.11.2022 15:09     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Ирина!

Татьяна Орбатова   10.11.2022 18:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Связь» (Татьяна Орбатова)

Татьяна, это - тихое чудо, Ваши строки, в темноте светоносны, пересыпаны солью...
цитируя Вас.
Спасибо! За нерушимую геометрию духа!

Ирина Ивлева-Краузе   10.11.2022 14:35     Заявить о нарушении
Благодарю за душевный отклик, Ирина!

Татьяна Орбатова   10.11.2022 18:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ни куда, ни где» (Татьяна Орбатова)

Красивые, задумчивые и вдумчивые мысли, ощущения и чувства... Спасибо Вам...

Ирина Нусс 2   20.02.2022 16:49     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Ирина!

Татьяна Орбатова   20.02.2022 16:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отболят времена, пустота отмолчит» (Татьяна Орбатова)

Таня, в ваших стихах меня сражает наповал ваше умение/это, наверное, все-таки не умение, а--состояние души/ сплетать в клубок, плотный связный клубок, несколько вроде бы несвязанных между собой ассоциаций и выращивать из этого клубка такие ростки, мощные, крепкие, зе-ле-ны-е... дух захватывает.

Рада, что у вас это так здорово "получается"!

Ничего, что я сегодня же и отвечаю Вам рецензией?:))) Давно собиралась Вам это сказать:отличный дар!

Светлана Кудрявцева-Угрехелидзе   16.02.2022 23:34     Заявить о нарушении
Про ответ рецензией улыбнули, Светлана.
Сегодня хорошо, и не сегодня :)
У меня последние годы с рецензиями совсем туго. Многих читаю и молчу.
Бывают настолько чудесные, сильные стихи, дух захватывает.
Хочется написать, но понимаю, что надо писать много.
Поэтому чаще всего пишу коротко – о том, что близко.
Живое общение/телефонные разговоры всегда в приоритете.
Интонация, голос, эмоция, ход мысли – важно.
В стихах это можно услышать,
но есть и большая вероятность пойти на поводу у собственных ассоциаций.

Вообще не знаю, как стихи получаются.
В целом они очень быстро приходят. Но потом долго «маньячу», ищу те слова, которые должны быть в конкретном стихотворении. Есть чувство слова, но не всегда нужное слово сходу возникает. Иногда там стоит как бы «временное» и надо найти постоянное.

А по поводу ассоциаций, я чувствую, что в нашей Вселенной и за её пределами
всё увязано со всем. Эта связь – живая структура и она пронизывает всё.

Спасибо за щедрый отклик, Светлана! Всегда рада Вам.

Татьяна Орбатова   18.02.2022 00:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Был долгий дождь» (Татьяна Орбатова)

Здравствуйте Татьяна!
Прочитанное сегодня вдохновляет,
потому как Вы хорошо пишите.
Удачи!

Иван Чайка   14.02.2022 13:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван. Взаимно!

Татьяна Орбатова   14.02.2022 14:34   Заявить о нарушении