Роман с Интернетом-3«МНЕ БОЛЬШЕ НЕКОГО ЛЮБИТЬ…» Я уверена, что долгая жизнь и большая читательская любовь уготована стихам нашего современника Николая Зиновьева из г.Кореновска Краснодарского края. Впервые я познакомилась с творчеством кубанского поэта в «Литературной газете». Меня настолько потрясло одно из его стихотворений, что я запомнила его наизусть: Меня учили: «Люди – братья, Но с той поры об это «чуде» С этого момента я стала следить за его литературной судьбой. Краткие, но глубокие стихи Николая Зиновьева полны боли и отчаянья за родную страну и ее народ, переживающий сейчас потрясенье за потрясеньем. При внешней простоте строк они всегда мудры и очень выразительны. Вчитайтесь: В степи, покрытой пылью бренной Николаю Зиновьеву безоговорочно веришь, потому что его поэзия отражает нашу реальность, пропущенную через сердце поэта и усиленную его эмоциями: Я помню всех по именам, Как может быть мой дух высок, Ведь я потворствую ему, Сдержанность и чувственность присутствуют в стихах Николая Зиновьева одновременно. Скупыми словами он умеет рассказать о многом. Всего 8 строк написал поэт о своей бабушке, но в них раскрыта и ее судьба, и ее характер, и их взаимоотношения: Осталась от бабушки прялка Никто мне «Мыкола» не скажет, И всё-таки, в первую очередь, Николай Зиновьев – патриот. И, как совестливый человек, видит и говорит о пороках своего времени высоким, образным, воистину поэтическим слогом: Не понимаю, что творится. Большой поэт является выразителем не только своей души, но души всего народа, его голосом, говорящим то, что думают, но не умеют или не осмеливаются озвучить, другие: Мы жили в большой и богатой стране, И денно, и нощно сгущается тьма, Чтобы писать такие строки и публиковать их – надо быть смелым человеком, настоящим мужчиной. Эта сила духа в сочетании с высоким поэтическим мастерством – и есть те качества, которые привлекают читателя в поэзии Николая Зиновьева более всего. Интернет способствует популярности поэта, умножая ежегодно число его поклонников, в числе которых нахожусь и я. ПРЕКРАСНОЕ НЕ ТРЕБУЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ; Какая разница между хорошим и прекрасным? - спросили Вольтера.
В марте я была в командировке в Москве и решила совместить профессию с призванием. Куда пойти вечером после работы подсказала «Литературная газета», где я прочла многообещающее объявление: «В ЦДЛ 19 марта в клубе «Кольцо А» читают новые стихи о любви». «Послушаю чужие стихи, почитаю свои, познакомлюсь с пишущими людьми», - мечтала я по дороге в Центральный дом литераторов. «Судьба теперь ко мне строга РОГА И КОПЫТА В гардеробе в это время одевался Валентин Резник. Увидев его, я обрадовано похвалила: «Вы мне понравились больше всех! У меня небольшая просьба — почитайте еще раз про рога и копыта, чтобы я запомнила это четверостишье». Он явно был польщен, но, махнув рукой, возразил: «Ерунда — работал на публику. Так, оживляж. А ты куда идешь? На метро? Пошли вместе». СТРЕЛОЧНИК На следующий день в Интернете я нашла верстку сборника стихов Валентина Резника. Заглавное стихотворение отражало полностью индивидуальный стиль и тематику его произведений: Я — стрелочник. В книге, которая так и называется - «Стрелочник», автор описывает, пропуская через душу, то нелегкое время, в которое ему пришлось жить и творить (от правления Сталина до перестройки): Пропадает пропадом Написаны стихи сочным языком, очень метким и ироничным: Как не была б душа ранима Читая его стихи, я поняла, что мне понравилось в этом человеке – его острый ум и чуткое сердце, которые неминуемо проявляются в стихах: И вновь глаза на мокром месте – Пожалуй, единственный недостаток произведений Валентина Резника – привязанность ко времени, поэтому боюсь, что юного читателя они оставят равнодушным — слишком быстро меняется мир и утрачивается политическая актуальность. Поэт, претендующий на бессмертие, должен писать на вечные темы, которые не потеряют читательского интереса никогда. Вечером, выполняя намеченную культурную программу, я вновь пошла в ЦДЛ - на выступление поэта Игоря Царева. Его стихи в целом понравились — образные, технически грамотные, мелодичные. Но лично мне не хватило в его творчестве философии, широты мышления и эрудиции: темы стихотворений ограничивались лишь личными впечатлениями автора. Почему-то из всего выступления запомнился только один пошленький фрагмент, рассказанный поэтом: «Когда я ехал по Рязанской области, меня удивило название одной из речек — Вобля. Местные жители на мой вопрос о происхождении названия рассказали легенду. Когда-то через эту речку переезжала Екатерина Великая. На мосту колесо ее кареты попало в трещину между досками — и царица произнесла сакральную фразу, давшую название речке. Через несколько лет я побывал в Старом Асколе и увидел еще одну речку с созвучным названием — Убля. Местные жители поведали историю ее названия. Когда-то через эту речку переезжала Екатерина II. На мосту ее карету сильно тряхнуло — и императрица произнесла фразу, которая легла в название этой реки». ПЕЧАТАТЬСЯ ИЛИ НЕ ПЕЧАТАТЬСЯ? Последним литературным мероприятием, которое я посетила в Москве, была встреча с редакторами известных и не очень известных журналов. На этот раз Малый зал ЦДЛ был заполнен до отказа. Всех собрало одно стремление – увидеть плоды своих литературных трудов напечатанными в серьезных изданиях. Взглянув на пытливые взгляды присутствующих, заместитель главного редактора журнала «Юность» Игорь Михайлов равнодушно сказал: «Печататься или не печататься в журналах – не имеет никакого значения: всё равно из сотен живущих ныне литераторов останется только одно или два имени». Зал, протестуя, возмущенно зашумел, а я вспомнила свое старое стихотворенье на эту тему: Новому времени – новые песни. Впрочем, зачем я гадаю у рока: Искусством ныне правят торгаши - У большинства писателей денег нет. Зато у денег есть писатели — Центробанк в очередной раз выпускает коллекцию монет с портретами выдающихся литераторов — Гоголя и Чехова. Я не против выпуска коллекционных денег с ликами писателей, если они будут украшать крупные купюры или редкие серебряные монеты. Однако выпуск в 1999 году рубля с портретом Пушкина тиражом в 10 миллионов экземпляров был оскорбительным «для солнца русской поэзии», ведь из-за инфляции рубль давно превратился в мелкую монету: Мне сдали рубль с профилем поэта. Один из знакомых московских писателей делился секретами раскрутки – одна минута эфирного времени на рекламу вышедшей книги стоит 250 тысяч рублей, а показ ролика в самое смотрибельное время – 450 тысяч рублей. Творить и пестовать кумиров Не видно яркого сиянья, ПОДПЕРЕВ ДЕСНИЦЕЙ ЛАНИТУ… В телевизионной передаче «Умницы и умники» школьникам дали задание – перевести древнерусские слова: длань (ладонь), чело (лоб), десница (правая рука), шульца (левая рука), перси (груди), ланита (щека). Задание было трудным. Подперев шульцей ланиту и почесав десницей чело, я наблюдала за мучительными раздумьями умников и думала: «Как быстро меняется язык!» А ведь еще Пушкин писал в «Онегине»: Я не желал с таким мученьем Теперь же все эти лобзанья, уста, ланиты, перси вышли из употребления… «МЫ ГОВОРИМ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ...» Изменилась жизнь - изменился язык – изменилась и поэзия. Александр Сергеевич о смерти писал так: А наш современник Вячеслав Гусаков рассуждает о земном конце иначе: А где-то всем провайдерам провайдер Понял бы его Пушкин?.. © Copyright: Юсупова Лилия, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|