Блаженный Августин завещал люби и делай что хочешь

Владимир Беспалов Барский: литературный дневник


Любить — это отдавать, а брать — значит, ненавидеть. Стремление к богатству, алчность — это сгусток ненависти. Насколько же надо ненавидеть ближнего, общество, природу, чтобы хапать, хапать, вырывать кусок из горла у ближнего, отнимать у общества, истощать природу!


А если ты ни у кого ничего не хочешь отнять, если ты готов помочь любому попавшему в беду, зачем нужны право, силовые органы, адвокатура и прокуратура? Кому нужно подозревать тебя в чем-то плохом, подглядывать за тобой, уличать и обличать? И если ты сам не подозреваешь ближнего в том, что он воспользуется своими преимуществами (а физического, да и интеллектуального, равенства в природе никогда не бывает) тебе во вред, зачем же ты будешь ограничивать его свободу действий? И если вами обоими никто не будет командовать, принуждать вас к чему-то, заставлять и приневоливать, что может стрястись такого плохого? Зачем организация, когда и без нее все идет хорошо? Когда есть доверие, нужна ли регламентация?


Анархическая натура русского мужика описана слишком многими, но не меньше циркулирует указаний и на противоположную черту его характера — готовность к подчинению, к исполнению приказов. И это порождает вопросы.Как анархия сочетается с монархией, с диктатурой и, если угодно, с тоталитаризмом?


Абсолютно естественно. Попробуйте выйти в море на корабле, на котором не установлено единоначалие, совершенно необходимое в экстремальных ситуациях. А других ситуаций в море и не бывает. Нет уж, тут не до демократии, тут рассусоливать, дискутировать и вотировать некогда. Потонешь за здорово живешь! — это ясно каждому.
Вот и любые самые свободолюбивые анархисты в предвидении чрезвычайных событий вынуждены были учреждать у себя абсолютную монархию, то есть, в буквальном переводе с греческого, единоначалие. Вряд ли можно найти в истории более бесшабашное и вольное сообщество, чем наши казаки. Но походного атамана они выбирали всегда. При этом на казачьем круге, провозглашавшем новоизбранного руководителя, над головой атамана вешали саблю. Чтобы не забывал товарищество. Не зарывался. Иначе… И бывало, что сабля шла в ход.


Вот вам и анархия с монархией, вот вам и вольность с тоталитаризмом.
И эти социальные нормы пронизывали русское общество по всей вертикали. Начиная с низов. Основу нашей жизни всегда составляли коллективы — крестьянская община, городская артель, монашеская киновия. А сверху — царь-батюшка или генеральный секретарь с абсолютной, как у анархиста Махно, властью. На время чрезвычайного положения. А нечрезвычайного в нашей истории и не было.


(Из произведений Юрия Салина)



Другие статьи в литературном дневнике: