***

Владимир Мялин: литературный дневник

"Маленькие трагедии" и "Борис Годунов" - мои любимые у Пушкина... В первой драме он, со свойственным ему чутьём и ясностью мысли , определяет и выводит крайнюю степень порока: скупость, сладострастие, зависть и проч. Так как русская душа не бывает только злой или только доброй, автор выбирает Европу.


В "Борисе" поворот исторический, предупреждение нам о войнах и смутах; кровь болезненного царевича долго ещё будет искупаться нами. Вспомним расстрел царской семьи и смерть, тоже болезненного, царевича Алексея... Повороты в истории, выведенные в искусстве, всегда предупреждают, приготавливают нас к чему-либо. Долго будет ещё аукаться нам (а может и не так долго уже) злодейство человеческое , облачённое в порфиру.


Всякое соприкосновение с родной историей доставляет радость, мало с чем сравнимую. Если, конечно, соприкасаешься добрым, чутким сердцем и ясною мыслью.


Думаю, что сам талант историчен... По крайней мере, талант большой. Художник, им обладающий, несёт обязательно в себе зерно нравственности. По моему мнению, нет искусства вне нравственности, вот почему авторы современные, в меньшей степени - недавнего советского времени, обладающие даже и мастерством, не достигли и не достигнут высот в поэзии и в любом другом виде искусства. Им просто не хватает духа.


История учит только людей нравственных, вероятно.


В каждой поэме есть ключевые строки, или - вершинные. Их мало. Так в "Монологах Микеланджело" этих фрагментов два:


"Античность светлая мне мрачно улыбнулась,
Заставив взять резец железный в руку
И столбик мрамора поставить пред собой..."


и


"Нет совершенства там, где нет изъяна".





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.12.2022. ***
  • 21.12.2022. ***
  • 18.12.2022. ***