Счастлив не тот...

Татьяна Вика: литературный дневник

кто может себе многое позволить, а тот кто может себе во многом отказать.
О.Александр Игнатов.


http://www.proza.ru/2011/05/15/1492 Урия Хеттеянин Ольги Шульчевой-Джарман


"Христос – надежда сверх надежды. Он - Упование, на которое уповают, когда бессмысленно надеяться. Надежда – упование – одно из имен Мессии. Надежда Израилева. Чуткое, напряженное, радостное ожидание. Знаменательно, что этим мессианским именем называют девочек…Плач женам в радость Христос преложил...


***



Какая горькая судьба. Не-семит, человек из страны хеттов – прекрасных всадников, из страны коней и легких колесниц. Иафетид, европеец – наш древний родственник – захотел служить царю, поставленному пророком Бога Израилева, Самуилом. Чужеземец, доверившийся правому царю, помазаннику Бога, Давиду. Он восхищен его талантами и добродетелями – смелостью, благородством, великодушием, высокой и чистой религиозностью. Нет ни слова плохого об Урии в Библии. Судя по тому, что он был женат на Вирсавии, он принял веру Давида. И его слова о Ковчеге? –


И сказал Урия Давиду: ковчег
и Израиль и Иуда находятся в шатрах,
и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле,
а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! (2Цар, 11:11)


А как поступил Давид с доверившимся им, к пришедшим к его Богу? Он предал его и убил.


А жена, Вирсавия? Удивительно, что она не убивается о муже. Возможно, она поняла, какие перспективы открывает перед ней интерес Давида. Она и позже покажет себя как твердо знающая, что ей нужно женщина – когда речь зайдет о престоле для Соломона.


…У Урии не осталось даже потомков. Это – страшно для человека той поры. Это означает, что он полностью и безвозвратно погиб. Нет продолжения его рода. Никто не совершит жертву Богу о нем, умершим – ведь помнят своих предков, а чужих не помнит никто… Он, Урия Хеттеянин, погиб бессмысленно, погиб наемником, погиб за предавшего его чужого царя, принадлежавшего к истинной вере. Горькая смерть на чужбине – удел верного Богу, но чуждого царю. Возлюбивший Бога Иаковля и Его Ковчег, тайну явления Бога, тайну пребывания Бога с людьми, был предан и уничтожен Его недостойным рабом. Что же, Бог Израилев – Бог пустыни и смерти, как часто казалось его народу по время Исхода?
Да, Давид покаялся, рыдания его составляют Пятидесятый псалом.


Давид был прощен Богом.


Бог простил его…


А как же мертвый, более того - умерший бездетным, Урия? Бездетность в ветхозаветном мире было страшнее любого проклятия - у умершего бездетным исчезала всякая надежда...Где же Правда Бога? Выходит, что Он может прощать "любимцев"? Наступит время, придет Мессия - Сын Давидов - но потомков Урии среди тех, кто встретит этого Мессию, не будет - и по вине - прощенной вине! - Давида...


Тайна...Разрешение ее - только Крест Мессии.


Сыну Давидову, Сыну Авраамову возможно всё. Вообще – всё.

Небывшее сделать бывшим и наоборот – если говорить о грехе Давида. Не просто простить любимца, но сделать небывшем убийство человека человеком, дать потомство бесчадному.
Имя Урии, "инородца", не-иудея, смелого воина погибшего из-за коварства Давида-царя, тем не менее, не изгладилось из памяти Христа, из памяти Бога.
И свидетельство этой тайны – то, что Урия – вопреки всему возможному – вошел в родословие Мессии. Он – предок верного Помазанника, того, кто не предает. От чресл его произошел Мессия. От его – и Давида.


Евангелист Матфей - вопреки всем ожиданиям! - помещает имя Урии (а не Вирсавии, матери Соломона, прямого предка Мессии) в Родословие Мессии. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею (Мф 1:7).


В церковнослявянском стоит верная калька с греческого - "От Уриины", - от "Уриевой" - так имя несправедливо лишенного Давидом не только жены и жизни, но и нерожденных детей хетта Урии вошло в родословие Того, кто родился, чтобы своей кровью омыть и грех Давида, и дать Урии, как и всем обитателям шеола - "жизнь с избытком".


Он властен и над умершими – для Него нет умерших, Он Бог живых, а не мертвых.


Парадокс? Но это слово по-гречески означет буквально «преславное». Да, это – дело воистину Божие, преславное. Христос делает Урию-хетта соучастником в славе среди Своих предков по плоти. В Родословии Мессии примирились Давид и Урия – во Христе. Примирились они и в Царстве Христа.


Тайна – Родословие Того, кого называли Сыном Давидовым, и который был неизмеримо более Давида.


«Как же Он – Сын ему?» - спрашивает Христос о Давиде, возводя ум слушателей к тайнам, превышающим законное плотское родство. «Не только те, кто по плоти – Израиль», - напишет потом апостол Павел.


Бесплодного, сгинувшего, умершего –по малодушию царя, по недостоинству того, кто был избран в Свои служители Богом – Христос оживляет и делает Своим предком.
Это стоило Христу, как пишет Антоний Сурожский, всей жизни Его и всей смерти Его...О таком прощении - такой ценой, иной ценой прощение не дается - молят Христа Бога все грешники и поныне - Он совершает это оправдание. Это страшно, но таков наш Бог."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.11.2014. Счастлив не тот...
  • 11.11.2014. ***
  • 10.11.2014. ***