имже точиши исцеления всем с верою притекающим14/27 марта - день празднования ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, По преданию, Феодоровская - Костромская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христа на иконе обнажена до колена. Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома. С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых. 14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора. Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отрешения Царя-мученика Николая II образ потемнел и стал почти черным. Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. Однако начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца, этот праздник закрепляется за 14 марта При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью и приравнивалось к празднику Благовещения. Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус. В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину. Насколько велико было почтение Романовской семьи Феодоровской иконе, что зимой 1908 года императором было принято решение о постройке для Конвоя и Сводного пехотного полка отдельной церкви — Феодоровского Государева собора. Императрица Александра Федоровна, горячо желавшая немедленного сооружения хотя бы временной церкви, изъявила готовность пожертвовать личные средства для устройства особого помещения для походного храма. Однако появилась возможность исполнить ее волю, не прибегая к постройке нового здания: свободное помещение нашли в новом каменном здании учебной команды Сводного пехотного полка (современный адрес: Академический проспект, д. 12, внешний вид здания не изменился). Здесь установили походный иконостас л.-гв. Преображенского полка, полученный 13 января 1909 года из 1-й Гвардейской пехотной дивизии. В храме первоначально планировалось устроить лишь два придела: главный — по имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой — во имя Сет. Алексия, митрополита Московского, мысль об устройстве нижнего (пещерного) храма появилась значительно позже. Посвящение главного престола Феодоровской иконе Божией Матери было выбрано неслучайно, поскольку именно она являлась древним семейным образом Дома Романовых, перед которым в 1613 г. в Ипатьевском монастыре и был венчан на Царство первый Царь — Михаил Феодорович Романов. Пятиярусный иконостас (высотой 11 метров) состоял целиком из новых икон, изготовленных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым Основные средства для постройки храма (150 тысяч рублей) были предоставлены лично Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной. Вот такая вот история. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года. Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии. Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований. В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен. Вахтанг ЯКОБИДЗЕ
Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины ХIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272-1276) наполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. Князь Василий двинулся в бой с чудотворной Феодоровской иконой. Татары были разгромлены Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины ХVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династии Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви). В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более ста. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России. Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловетские острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России: Камчатку, Сахалин, Владивостокскую, Хабаровскую и Благовещенскую области, город Биробиджан. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек. С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2010 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, назначенного Управляющим Астанайской и Алмаатинской епархией (ныне Митрополит Астанайский и Казахстанский), был изготовлен точный список, «мера в меру», чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом. Список получил имя: Алматинская – Феодоровская икона. Отныне эта святыня находится в Вознесенском кафедральном соборе города Алматы. © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|