Отчет о проделанной работе -

Валентина Дамбран: литературный дневник

а работа была проделана большущая -
27 мая 2017г в моем музыкально-поэтическом салоне прошло мероприятие, приуроченное к Дням Русской Культуры Латвии, которые проводятся в Риге ежегодно - в этом году с 23 мая по 6 июня 2017 года, о котором мне и захотелось поведать моим дорогим друзьям в Стихири.
Музыкально-поэтическая встреча прошла под названием "Жемчужины русской классики" - в программе были представлены наиболее яркие образцы арфовой музыки и поэзии 19-21 веков, участвовали солистка оркестра Латвийской национальной оперы Екатерина Суворова (арфа), музыкант оркестра Латвийской национальной оперы Людмила Калныня (скрипка)- ими было сыграно 17 музыкальных произведений для арфы и скрипки.
Особое внимание в представленной поэзии было отведено Александру Сергеевичу Пушкину, т.к. 2017 год фондом "Русский мир" (Россия) объявлен Годом А.С.Пушкина.


Ведущий Юрий Касянич - поэт, член оргкомитета Дней Русской Культуры в Латвии поздравил гостей салона (около ста человек) с ПРАЗДНИКОМ - Днями русской культуры в Латвии и рассказал присутствующим зрителям об инструменте АРФА - символе прекрасного и романтического.
Самая древняя АРФА обнаружена при раскопках шумерского города в Мессопотамии, ее возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет.
АРФА не раз упоминается в Библии, она была самым распространенным и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме.


В Европу АРФА попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью - в Ирландии до сих пор ее изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.


Первая АРФА в России появилась во времена Екатерины II - в 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института, и сразу АРФА вошла в моду в аристократической среде.


Советская арфа была впервые создана в годы разрухи - в1947 году на фабрике им.Луначарского Алексеем Каплюк и Сергеем Майковым - участниками В.О.войны.


Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент АРФУ широко использовали и любили ведущие русские и советские композиторы Римский-Корсаков, П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов, А.Измайлов ...чьи произведения, как и многих других композиторов, нам и представили Екатерина Суворова (арфа) и Людмила Калныня (скрипка).


В ПРОГРАММЫ ПРОЗВУЧАЛИ:


1). "Воинственная песнь"
Натальи Павловны Строгановой - одной из первых русских арфисток в России в 19 веке - графини, талантливой арфистки-любительницы и композитора - произведение написано ею в возрасте 15 лет в 1811 году.
Здесь же был прочитан и отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" -


"Ну ж был денек!Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут......."


2). "Вальс"А.С.Грибоедова - автора пьесы "Горе от ума".


3). Романс М.Глинки "Не пой красавица при мне" на стихи
А.С.Пушкина


4). "Ноктюрн для арфы" Михаила Глинки;


5). песня "Красный сарафан"
Н.Цыганова и А.Варламова в обработке
французского композитора Шарля Обертюра";


6). "Городской романс"
Ксении Эрдели - выпускницы Смольного института в 1895г, ....преподавала в Московской консерватории до 1971г. - (ушла из жизни в возрасте 93лет) .Из класса К.Эрдели вышли все выдающиеся арфистки, в том числе Вера Дулова, Ольга Эрдели;


7). "Фантазия на тему оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" Вальтер-Тюне - преподавательницы Смольного института, посвятившей данное произведение своей ученице Ксении Эрдели.
Исполнение музыки сопровождалось чтением и глав из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".


8). "Фантазия к опере П.Чайковского "Пиковая дама"
Валерия Кикты - нашего современника, обладателя Пушкинской Золотой медали, Золотой Гоголевской медали, Золотой медали Союза московских композиторов...
Музыка В.Кикты сопровождалась чтением глав из повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" и стихотворением Федора Тютчева "Глядел я, стоя над Невой....";


9). "Прелюд до мажор"
Сергея Прокофьева - русского и советского композитора, лауреата Ленинской и шести Сталинских премий, автора знаменитых "Ромео и Джульетта", "Любовь к трем апельсинам" и...др...
В 1955-67г были изданы 20 томов собраний его музыкальных произведений, а в 2053г (в год столетия со дня его смерти) по его завещанию будут открыты последние архивы композитора.


В программе был представлен и ДЕТСКИЙ УГОЛОК :


10). "Музыкальная табакерка" -
пьеса Анатолия Лядова - русского композитора (1855-1914) , дирижера и педагога.
Вальс-шутка Лядова и сказка В.Одоевского "Городок в табакерке" словно созданы друг для друга.


11). "Ревушка", "У сломанной игрушки" и "Шалун" -
пьесы Михаила Мчеделова - (вице президента Ассоциации Арфистов России) - сопровождались чтением стихов Агнии Барто "Ревушка", и стихов Азалии Ханиной "Трудный ребенок".;


12). "Сказка" Николая Метнера -
сказка для взрослых как размышление о жизни...- произведение русского и советского композитора.
Н.Метнером также был создан цикл "Семь песен на стихотворения А.Пушкина", а также написана музыка на два пушкинских романса "Элегия" ("Люблю Ваш сумрак неизвестный" и
"Телега жизни", которая была прочитана на фоне музыки Н.Метнера,


13). "Этюд номер 20"
Ксении Эрдели - как мечта о будущем....


Здесь же было рассказано об истории создания советской арфы - история советской арфы началась в конце 30-х годов в стенах Московского музыкального училища имени М. И. Ипполитова-Иванова, где в классе Веры Георгиевны Дуловой учились Алексей Каплюк и Сергей Майков, которые после войны (в годы разрухи) в 1947 году были приглашены на ленинградскую фабрику им.Луначарского, где они и возглавили производство советской АРФЫ.


14). Пьеса "Одиночество"
Андреса Измайлова - молодого композитора, нашего современника, Лауреата международного конкурса, постоянного участника Московского международного арфового фестиваля, организатора дуэта "Живая струна".
Кстати, я нашла А.Измайлова в интернете - ВКОНТАКТЕ - пригласила его на нашу встречу, но...не сложилось! А музыка у него прекрасна!


На фоне пьесы звучали стихи М.Ю.Лермонтова " Одиночество"..


15). "Вокализ" Рахманинова
прозвучал в исполнении арфы (Екатерина Суворова) и скрипки (Людмила Калныня) - музыкантов оркестра Латвийской национальной оперы.
Здесь же прозвучали стихи И.Северянина "Маргаритки".


16). "Романс"
Георгия Свиридова из к/ фильма "Метель" по повести А.Пушкина - исполнили музыканты оркестра Латвийской национальной оперы Екатерина Суворова (арфа) и Людмила Калныня (скрипка).


Затем было прочитано стихотворение Сергея Есенина "Край ты мой заброшенный", т.к. Г.Свиридовым была написана и "Музыкальная поэма памяти Сергея Есенина";


17). Заканчивается программа вальсом Андреса Измайлова
"Санкт-Петербург - Вена" ,
написанным им в стиле Иоганна Штрауса, посвященный летним ассамблеям Павловского вокзала в С.Петербурге.
Павловск - станция первой железной дороги России - здесь 22 мая 1838 года был открыт концертный зал с рестораном для публики. Павловский вокзал стал первым концертным учреждением России, в котором в летнее время выступали симфонические оркестры, в течение десяти сезонов выступал Иоганн Штраус сын, дирижировали на вокзале Глазунов, Глиэр, Лядов, выступали Собинов, Вяльцева, Сергей Прокофьев, пел Федор Шаляпин.


Вальс неподвластен времени. И, видимо, не случайно о нем так восхищенно писали и великий А.Пушкин:


"Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный...."Евгений Онегин"


и современные поэты -


прозвучали стихи Е.Евтушенко "Вальс о вальсе" .


Вот такая КЛАССНАЯ ПРОГРАММА - 2 часа прошло на одном дыхании - согласитесь, не часто можно услышать соло - чарующее звучание АРФЫ, а в сочетании со скрипкой - "Романс" Свиридова и "Вокализ" Рахманинова - это вообще ШЕДЕВРЫ.


Чтобы не быть излишне скромной, признаюсь Вам - тексты к музыкальным произведениям и стихи выдающихся поэтов подбирала я, а порядок программы составлен Екатериной Суворовой - зрители отметили и это - все были в восторге.
И еще раз...кстати - все музыкальные произведения и стихи, перечисленные здесь, можно послушать и почитать в ЮТЮБЕ и просто в инете.
Спасибо и Вам, если дочитали до конца!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.05.2017. Отчет о проделанной работе -