Романтизм все?

Валентин Мацкевич: литературный дневник

Почти сорок лет назад, мне довелось слушать лекции профессора Степина, сейчас академика, ученого с мировым именем. В лекциях он говорил, что наступит время, когда развитие цивилизации потребует от человека вносить осознанные изменения в свое тело. Тело, в том виде в каком оно существует сейчас, сформировано природной и искусственной средой (средой вещей). Естественной средой планеты Земля и искусственной, созданной человеком. Ну, к примеру, ношение одежды, привело к тому, что практически исчезло оволосенение тела. Орудия труда и охоты позволили изменить рацион питания, а вслед за этим изменились зубы, лицо, пищеварительная система, изменился наш мозг и т.д. Наше тело приспосабливалось к земной среде. Оно не рассчитано на преодоление огромных пространств, на движение со световой скоростью, на разнообразные воздействия открытого космоса, то, что потребуется человеку в будущем. Позже он рассказывал, что отказался от этой идеи, поскольку очевидным стало, что вся человеческая культура фундированна в нашей телесности. Культура выросла на тех импульсах, которые посылает в мозг наше тело. Изменение тела приведет к непредсказуемым изменениям в культуре, и возможно, к культурной катастрофе.


А культура, это не оперные арии и народные танцы, не вымытые руки, постриженные ногти, салфетка на обеденном столе, открывание дверей перед женщиной. Точнее, культура не только это. Про Черчилля рассказывают, что во время 2 мировой войны ему принесли проект бюджета, в котором были резко снижены расходы на культуру. Он спросил, почему. Но ведь идет война, мы воюем, отвечают. Не до культуры сейчас. На что Черчилль ответил, а за что, по-вашему, мы воюем? Это хорошая иллюстрация значимости культуры для типа общества. Культура определяет всю жизнь общества и человека. Особая, специфическая культура (набор правил, программ поведения) отличает одно общество от другого. Культура это программа, совокупность программ, сходная, как говорит Степин, с генетической, в которой сформулированы правила человеческой деятельности во всех областях – правила построения зданий, пошива одежды, изготовления сотового телефона, обучения игре на фортепиано, проведения эксперимента, проведения выборов, осуществления военных действий, казни осужденного, правила письменной и устной речи, правила написания стихов, в конечном счете. Все эти программы взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга. Одна программа, является частью более общей программы, и сама является более общей программой для частной программы деятельности. Программа (правила) проведения эксперимента, является подпрограммой проведения исследований и построения теории, к примеру.


А теперь от культуры и ее значимости, к одной из частных культур (программ). К культуре взаимоотношений полов. Или шире, к сексуальной культуре. Этой культурой, в той или иной форме, в большей или меньшей степени, овладевают все, не зависимо от пола, социального, имущественного и образовательного статуса. И если в школе, в колледже или в вузе, можно сачковать, пропускать уроки и лекции, то вот это программу поведения стараются освоить все.


Правила (культура) взаимоотношений полов, доминирующая сейчас в мире, это продукт западной цивилизации. Начала она формироваться в конце 10 века, с возникновением правил куртуазной (придворной) любви. Продолжалось это формирование примерно два века. С началом формирования правил куртуазной любви начался процесс изменений сначала отношения к женщине, а потом и ее статуса в обществе, который продолжается до сих пор, и тон в котором сейчас задают феминистские движения. Идеал бережного, уважительного отношения к женщине, к ее чести и репутации, служение женщине, все это берет начало в том далеком 10 веке. Тогда же, уже не только в стихах поэтов, а в нравоучительных поучениях, в правилах приличного поведения, то есть в обиходных, повседневных правилах, была зафиксирована ценность возвышенной любви. А воспитанный, нравственный человек, соблюдает правила приличного поведения автоматически. То есть любовь возвышенная, любовь, нацеленная на духовное единение, стремление к ней, стало нормой. Это значит, что определенный тип мужского поведения (даже без слов) трактовался, осмысливался, понимался женщиной, как стремление к этому единству. А отклонение от такого типа поведения, вызывало сомнение в таких намерениях, либо свидетельствовало о низком культурном уровне мужчины.


Эта культура прошла длительный путь, от идеалов куртуазной культуры к женской эмансипации и сексуальной революции. И культура бессловесного общения влюбленных, культура взглядов, почти незаметных жестов, наклонов головы и т.п., берет свое начало там же в конце 10 века, в правилах любовного томления, невысказанного чувства, в правилах служения любимой, которые красноречивей слов. Действия, хоть и на начальном этапе возникновения любви, имеют огромное значение. Может быть основное. Слова, которых очень много в самом начале, они о чем угодно, но не о чувстве, не о любви. А вот действия и поведение, как раз о ней. Должен быть пройден некоторый путь, прежде чем прозвучат слова любви.


И вот сейчас радикальные феминистки требуют, чтобы «в начале было Слово», после которого близость между людьми будет легитимной. И слово это должно быть однозначным. Никакой двусмысленности, никакой игры. И какое же это должно быть слово? Формально-нейтральное, которое весьма широко используется на Западе, да и нашими женолюбами, - «Может быть, выпьем по чашечке кофе?». Что означает приглашение на свидание. Или совершенно однозначное и функциональное, - «Давай займемся сексом?». Или даже с расшифровкой, «Сначала сделаем вот это, потом ты сделаешь это, а я это…» и т.д. И каждый раз всего этого может оказаться мало. Сексуальное общение сейчас весьма разнообразно.


Одним словом, культуре романтической любви грозит опасность. Можно иронизировать (что я уже и делал) над этой позицией радикального феминизма, но без последствий не обойдется. В США, лидере западной цивилизации, их идеи на подъеме.


Классический, архетипический сюжет «Золушки», в которой мужчина выше женщины по статусу может безвозвратно уйти в прошлое.


Но пока романтизм еще не вышел из моды, и за него не подают в суд, желаю женщинам сегодня (на самом деле и всегда) галантных, романтичных мужчин, настоящих рыцарей. С праздником милые женщины!


P.S. - Всем этим мужикам нужно только одно!
- Что?
- Не знаю: они не говорят!..
Из интернетовского юмора.



Другие статьи в литературном дневнике: