Люди со стишками- Я уже девять лет нахожусь на сайте, свыше ста восьмидесяти тысяч прочтений моих произведений и мизерно малое количество интересных, осмысленных впечатлений-рецензий, при оглушительном молчании всевозможных "экспертов", волей-неволей задаюсь вопросом: как могут люди, прочитав, промолчать или нахамить в глаза таким стихам? Что же это за «люди» такие?! - Это люди со стишками. Они, в большинстве своём, не знают поэзии, не разбираются в ней и не хотят познать её, они просто не в состоянии отличить талантливое от хорошо обыкновенного или плохо обыкновенного. - Допустим что так, но всё-таки, день за днём, год за годом, они нахваливают стишки друг друга, они краем уха и глаза знакомы с русской и с мировой поэзией, имеют какой-никакой читательский опыт — должны же они хотя бы смутно догадаться о том, что перед ними — поэзия, большая поэзия?
- Что же выходит, стишки — это всё что им нужно? - Да. В определённом смысле именно так. Стишки — это то, что им понятно, это то, что понимания и постижения не требует. Стишки — не требуют от них стать тоньше, выше, лучше. Стишки — не унижают их, не заставляют отличать красивенькое от прекрасного. Стишки — равны их уровню владения языком, их натурам, их судьбам и обстоятельствам жизни, размерам их душ. Они не против поэзии, как таковой. Просто, их представление о поэзии — либо отсутствует вообще, либо равно стишкам. Кроме того, люди со стишками могут всю жизнь тайно надеяться на то, что когда-нибудь напишут что-нибудь стоящее. Не боги горшки обжигали! Что плохого в их бесчисленных попытках? Что вредного от нескончаемых вариаций «я помню чудное мгновенье?» - Я бы предложил не путать «вариации» и «попытки» с сознательным отказом каждого из них постигать поэзию, я предлагаю не путать любительство и разные мнения с сознательным и злостным игнорированием или охаиванием таланта. Это уже совсем другое. Это уже подлость в действии. Это уже пошлость в разгаре. - Надо щадить их самолюбие. Тайное наполеонство среднего пошиба. Нельзя у них на глазах превращать «карету в тыкву». Нельзя в лоб, в упор, да ещё предметно, напоминать им об их обыкновенности или поэтической бездарности — читательской и писательской. Это их раздражает. Выводит из равновесия досуга. Такое они не прощают. И мстят по мере сил и возможностей. И ещё дальше становятся — от совести и от поэзии. - Значит, надо заискивать, надо время от времени нахваливать, хотя бы частично, их стиховую дребедень, намекать на потенциал, холить в них надежду на будущие творческие успехи, даже в случае изначального отсутствия дара слова? Но ведь «дар слова» - божественен — либо дан человеку, либо нет! Зачем плодить «золушек» с ножками на три размера больше туфельки? - Ложь противна и вредна, безусловно, но «ложь во спасение» полезна. В конце-концов, одна из задач поэта постепенно, тактично преобразовать «плохо пишущих» в «хорошо или хорошее читающих», воспитать вкус, привить стиль, напомнить о существовании поэзии, чего-то большего, чем стишки. С лояльной аудиторией эта задача имеет больше шансов быть выполненной. - А кто же убивает: Есенина, Цветаеву, Мандельштама, иже с ними? Не из этой ли «квази-лояльной, непрофессиональной и завистливой» среды — выходят все будущие и действующие убийцы и гонители поэзии? - Из этой. Но из этой же среды могут выйти и будущие ценители, сберегатели поэзии. На них вся надежда. Им сегодня нужна поддержка в моменты личных разочарований в своих способностях. Им можно и нужно открывать — тайны очарования поэзии. -Даже ценою пожизненного прижизненного забвения? -Даже такою ценою. Так было всегда. Просто сегодня интернет выплеснул сотни тысяч профанов, как шторм водоросли, вывалил на всеобщее обозрение, на свет божий и придал им уверенности, смысла существования. Не разрушая их иллюзий, можно постепенно развить в людях со стишками представление о поэзии, предлагая их вниманию — лучшее, талантливое, совсем не то к чему они привыкли. Это единственное что можно сделать подлинному или талантливому поэту. И это благородно! А на встречное благородство лучше не рассчитывать. - Что ж, попробуем... -Не надо придавать слишком большого значения людям со стишками. Они не единственные, кто есть на белом свете. Надо рассчитывать на читателей, стишками неотягощённых и при этом, любящих поэзию. Именно они - главные адресаты большой или настоящей поэзии. А люди со стишками... Что ж, их уже сейчас не существует для поэзии. Их нет и в будущем. Нет и того что они сегодня "творят".
© Copyright: Вадим Шарыгин, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|