Ляпология для чайниковАвтор: ЯрославФинтов, Отправлено: 13-01-2010 08:15. I. Дефекты рифмы Когда меня посетила грандиозная идея собрать до кучи всевозможные ошибки, которые можно найти в стихотворениях, сначала я рассчитывал, что это будет одна большая статья — с классификацией, с примерами и пояснениями… Но когда я оценил масштабы катастрофы — в смысле, объем материала, а не количество наблюдаемых ежедневно ляпов (хотя и это тоже))) — то понял, что одним обзором явно не обойтись. Иначе я буду год его писать, а читатели потом — засыпать, не добравшись и до середины. Поэтому планы несколько изменились, и я предполагаю собрать серию статей, посвященных различным видам ошибок, недочетов, шероховатостей поэтической техники. Сразу же скажу, и потом повторю, наверно, неоднократно: понятие «ошибка» расплывчато и неоднозначно. Опытные поэты прекрасно знают, что в поэзии дозволено всё, и любое отступление от правил имеет две противоположные стороны — оно может в одних случаях быть ошибкой, а в других — намеренно используемым художественным средством. И мастерство как раз заключается в том, чтобы это средство работало именно так, как задумано автором, а не выглядело неуклюжим ляпом. Поэтому статьи предназначены в основном именно для начинающих, которые не по умыслу делают ошибки, а просто не знают, как нужно, чего нельзя допускать, пока не научишься виртуозно владеть поэтической речью. Заодно и некоторые распространенные термины приведу, чтобы авторы при случае не утонули, ошеломленные, в потоке высоконаучных критических речей))) В общем, получается этакая «ляпология для чайников»)) Начнем, пожалуй, с самого простого — с рифмы. Именно такая ассоциация возникает в первую очередь в голове начинающего автора и читателя: стихи — это рифмованный текст. Так что этот обзор посвящен разнообразным недочетам рифмы. В качестве примеров во всех статьях я, в основном, использовал материалы, которые рассматривались на конкурсе-тренинге, как раз посвященном разнообразным ошибкам www.stihi.ru/... а также отдельные перлы, найденные на просторах стихиры (и я думаю, это желательно делать без указания авторства)), родной эстрады или в моем детском «творячестве», и при этом старался подбирать примеры, которые вызовут улыбку даже у самого начинающего автора. Итак, одна из самых частых критических придирок к стихам — плохая рифма: что это может быть и чем она плоха. 1. БЕДНАЯ РИФМА 1.1. Чаще всего под бедной рифмой понимается НЕДОСТАТОЧНАЯ, когда в рифмуемых словах созвучны только ударные гласные: Мне льются слёзы, прямо в уши, в три ручья! Иногда по более строгим правилам к бедным относят рифмы, у которых совпадают ударные гласные и согласные только после них: рой — мой, сон — прощён, и т.п. Очень осторожными нужно быть в использовании т.н. НЕТОЧНЫХ и ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫХ рифм, т.е. таких, в которых состав заударной части (части слова после ударного гласного) более или менее различается. Но разнообразие этих рифм, представители которых могут быть как удачными, так и неудачными, настолько велико, что охватить все нюансы их применения я не смогу при всем желании, — во-первых, они слишком субъективно воспринимаются в зависимости от многих факторов, во-вторых, исследования неточности рифм слишком обширны и противоречивы, ну а в-третьих, я и сам в это не углублялся)) Приведу только пару примеров самых примитивных и распространенных ошибок. Добавлю только один важный момент, почти что правило. Шипящие и свистящие звуки в заударной части в силу специфики звучания требуют для себя пары — той же буквы или похожей: Ж-Ш, Ш-Щ, Ч-Щ, С-Ц и т.п. Сравните: «опоздавший — даже» более созвучно, чем «опоздавший — давний», хотя во втором случае различие составляет всего один звук. 1.2. ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА — это тот случай, когда слово рифмуется само с собой. Встречается очень редко и, как правило, используется сознательно в порядке шутки или эксперимента: Я гениальностью своей/ю не озадачен Но бывает, что душевный порыв доводит автора и до серьезного применения тавтологической рифмы, и выглядит это, мягко говоря, нехорошо: как и любой ненужный повтор, это говорит о бедности словарного запаса: Разрушилась мечта в мгновенье, Следует отметить, что рифмование омонимов (слов, сходных по написанию, но различающихся по смыслу) не является ошибкой. Напротив, омонимические рифмы относятся к богатым, эффектным: Луч заката в руках берегу. Певчих птиц щебет ласковый стих Одним из видов неудачной рифмы часто можно посчитать ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКУЮ рифму, в которой рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или нарощенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный — заброшенный, вертолёта — самолёта, площадь — жилплощадь, убийца — самоубийца и т.п. 1.3. ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА — понятие более широкое, чем предыдущая. Рифмуемые слова могут отличаться только приставкой (кто — никто, счастье — несчастье, полюбила — разлюбила), а бывает, что их сходство более завуалировано: милосердный — сердце, мысли — смысле, порву — взорвусь, бессилье — насильник, маятник — маяться и т.п. 1.4. ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ, ОДНОРОДНАЯ) рифма, образованная одними и теми же частями речи в одной и той же форме. Это могут быть существительные в одном падеже и числе (столом — крылом, земле — столе…), аналогичные прилагательные, местоимения, наречия, причастия… и, конечно же, всеми любимые глаголы)) Глагольная рифма — многолетний, даже многовековой уже, наверно, камень преткновения и предмет яростных споров. Противники глагольности (и однородности в целом) упирают на то, что такие рифмы примитивны, доступны и банальны, т.к. подобрать их не составляет никакого труда даже ребенку. Для этого не требуется богатый словарный запас и тонкий слух. Фактически, при этом рифмуются не слова, а стандартные словообразовательные средства — суффиксы и окончания. Сами с собой, абсолютно независимо от корня, к которому присобачены. Ну неинтересно же!!!)))) Но если мы не сетуем, Вам интересно?)) И кочуют из стиха в стих бесконечные ряды близнецов-братьев, безликих и незатейливых, и веет от них зарей русского стихосложения 17-18 века, когда радостные и немногочисленные поэты-первооткрыватели поэтических теорий могли себе позволить строгое следование исключительно точной рифме. вдохновенный — смиренный — тленный — драгоценный — бренный… А сейчас грамотных развелось так много, что, видимо, скоро каждый первый будет считать своим долгом оставить потомкам пару-тройку зарифмованных опусов))) А из года в год такие простые рифмы-то свежее не становятся… вот и приходится искать варианты менее затертые, посложнее да позаковыристее, чтоб хоть как-то выделяться из общей массы, чтобы не проскакивал взгляд по привычно накатанным предсказуемым словам. Идет эволюция рифмы в сторону уменьшения их точности, и по прогнозам, будущее поэзии — это белый стих и вообще верлибр. Вот так-то. Какая уж тут грамматичность… Впрочем, объявлять полный бойкот глагольной рифме тоже не стоит. Если она ненавязчива, немногочисленна, незаметна (а такое бывает в случаях, когда достоинства стихотворения значительно перевешивают, когда интересное содержание полностью отодвигает восприятие формы, и т.п.) — то почему бы и нет? А в некоторых случаях четкость грамматических рифм даже приветствуется — в текстах песен, например, в стихах для детей, также позволительна в шуточных стихах, пародиях… в общем, и здесь требования неоднозначны. Самые ядреные перлы рождаются при сочетании вышеупомянутых видов рифменной бедности в одном произведении или даже в одной рифме: Однажды утром, сонны очи разомкнув, Здесь первая рифма — полутавтологическая, вторая — грамматическая. Объясни, «Меня — тебя», наверное, можно считать эталоном ужасной рифмы))) Вообще, сочетание грамматичности с недостаточностью — это верх антимастерства… Найти неточную глагольную рифму, к примеру, — это еще постараться надо)) Поскользнувшись упаду Сказал, как отрезал))) И не поспоришь ведь… Логика железная) 2. БАНАЛЬНАЯ РИФМА (франц. banal — пошлый, избитый, затасканный) — это рифма, превратившаяся в звуковой и смысловой трафарет, в штамп, т.е. рифма привычная, стертая, использованная тысячи и тысячи раз всеми кому не лень и давно набившая оскомину. И вот уж, гордо растопыря два крыла, Он знать не ведает про Душу и Любовь, Да, понятие банальности — субъективно, и частотных таблиц для рифм еще не имеется. Понятно, что для дикого степного джигита пресловутая «кровь — любовь» может быть находкой и откровением, но ведь читатель нынче более чем избалованный… Розы — морозы — мимозы, день — сирень, чувство — искусство, чай — невзначай — не скучай, вечер — свечи — встреча, век — человек, солнце — оконце, птица — лица — …ться (…тся), конец — венец, небо — небыль — мне бы, дверь — верь, круг — рук — друг, стихи — тихи — грехи, ночь — прочь — дочь… Боль изранила шипами жёлтых роз, Вы можете сами выбирать, пользоваться банальными рифмами или нет — здесь такая же ситуация, что и с грамматическими. Умеючи — можно! Но помните, что над некоторыми рифмами, благополучно дожившими до наших дней, посмеивались еще два века назад… 3. В борьбе за оригинальность рифм авторы могут впадать в крайность иного рода — я бы назвал это РИФМА РАДИ РИФМЫ, или РИФМЫ-БАРОККО. В этих случаях не рифмы подбираются, чтобы выразить смысл, а наоборот, смысл стихов подгоняется под удачные рифмы (или разбавляется незначительными деталями, мечется, нарушая логику изложения, а то и вообще теряется), либо используются вычурные, странные, причудливые, порой выпадающие из стиля рифмы, озадачивающие читателя и чрезмерно отвлекающие внимание своей несуразностью. А зато небанально!))) Авторская рифма, эксклюзив)) А по сути — беспомощные длинноты, пустые украшения, бантик корове на хвост. в тебе много страсти и отваги Моего дыханья свет, Спору нет, рифма хорошая, но какая связь между Буддой и минаретом?)) Глухарь услышал песнь кукушки Но самый запущенный случай рифмы ради рифмы наблюдается, когда автор, пытаясь втиснуть слово в нужную рифмоформу, делает из него нечто непотребное вопреки всем правилам русского языка))) В душу мне розы ложи! Да, нет любви! Но мы найдём! В общем, хорошо сказано по этому поводу: И начальная мысль не оставит следа, 4. ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА — нечастый случай неудачной рифмы, но иногда весьма досадный для опрометчивого чтеца. Графическая рифма совпадает только на письме, визуально-буквенно, но при прочтении вслух созвучие пропадает, т.к. произношение одного из слов рифменной пары не совпадает с написанием. Легкие случаи такой ошибки могут не слишком портить рифму, лишь чуть уменьшая ее точность: «росе — эссе» . Было пройдено много дорог, А ведь говорят , но никак не или … И всё, нет рифмы. Если только, конечно, на местном диалекте не говорят . Забегая вперед, не упущу и здесь возможность сказать, что стихи — это речь в первую очередь звучащая, а не написанная, и за этим надо следить. 5. РАЗНОУДАРНАЯ РИФМА тоже редко встречается в качестве погрешности, чаще как сознательный прием для повышения разнообразия и мелодичности звучания. Это рифма, состоящая из слов со сходным написанием, но с ударением на разных от конца слогах, например: «улица — лица», «трава — отрава», «напротив — супротив», и т.п. Ошибочной такая рифма бывает в тех случаях, когда ради рифмы наблюдается инверсия ударения, чтобы насильно зарифмовать нужное слово. Мне доктора советовали йогою Пока о рифмических ляпах вроде бы все. Если обнаружатся дополнения, ошибки или какие-то другие поводы для редактирования — буду признателен читателям)) В.В. Онуфриев. Словарь разновидностей рифмы rifma.com.ru/... II. Погрешности рифмовки и строфики Сначала определимся с понятиями. СТРОФИКА — это способ членения стихотворений на строфы (отдельные группы строк, объединенных какими-либо формальными признаками), а также раздел стиховедения, посвященный этому вопросу. Самая распространенная строфа — это катрен (четверостишие), на его примере в основном и будем рассматривать случаи самых распространенных огрехов. 1. АРИФМИЯ Отчего проснулась рано? За окном бродяга ветер Но, как только день настанет, Оживут воспоминанья, Нежных рук прикосновенье Робкое в любви признанье, Да, автор взялся за дело с энтузиазмом, но под конец явно устал)) Почти всегда незарифмованными оставляют нечетные строки, но встречаются и настоящие «шедевры», в которых эта ошибка особенно ярко выражена: рифма отсутствует в четных строках: Все нормально девочка родная Надо сказать, что существует особая рифмовка — холостая, или неполная: при этом рифма имеется только в двух строках катрена — АВСВ, например: Мне миленок изменил, Да, не самая эффектная система рифмовки, народная, частушечная, простецкая, но это — система! И если вам сложно зарифмовать все строки, то рифмуйте уж честно только наполовину (четные строки), соблюдая выбранный порядок. Иначе рискуете откровенно расписаться в собственной поэтической беспомощности. 2. НАРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ РИФМОВКИ Горизонтали свиданий Геометрия нашей любви А диван одинокий нем Вернись, математик мой! В этом примере один перекрестный катрен (третий) затесался среди охватных. Зачем? Ну понятно, зачем — стихотворение писалось намеренно с ошибками)) (для конкурса-тренинга www.stihi.ru/... ) Но ведь немало наблюдается и вполне серьезных подобных случаев. В таких случаях говорят о т.н. нарушении рифменного ожидания: т.е. читатель уже настроился на определенную схему чередования рифм, по инерции ищет повторения элементов в установленном порядке, и когда эта схема вдруг изменяется, читатель может сбиться, отвлечься, пытаясь понять, почему стихотворение «сломалось», и о смысле забыть начисто) Как понять, обосновано ли такое нарушение? А очень просто)) Спросите себя — а зачем я так написал? И если единственным ответом будет «ну… так получилось, так мысля шла…» — то это уже ляп. Изменения схемы рифмовки уместны в том случае, когда наступает какой-то переломный момент в стихотворении, или требуется подчеркнуть важную мысль, или для усиления концовки… Самый простейший вариант — если произведение состоит из нескольких частей (песня с припевом, триптих и т.п.) В общем, если вы осознаете необходимость такого опасного шага и можете обосновать его с содержательной точки зрения — тогда делайте) 3. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА АЛЬТЕРНАНСА Во-первых, не рекомендуется использование сплошной рифмовки, т.е. строф с монорифмой — это создает монотонность и навязчивость звучания: Нещасная моя судьба — Также не стоит без нужды повторять одинаковую рифму в смежных строфах (не знаю, как у вас, а у меня в таких случаях сразу возникает неуместно веселящее ощущение дежавю))): Был сын маленьким, был ребёнок, Так живу и молю я Бога, При использовании охватной рифмовки (АВВА) правило альтернанса выражается в таком интересном виде (мало кто его вообще знает): если строфы включают окончания разных типов (мужское+женское, мужское+дактилическое, и т.п.) то рекомендуется чередовать рифмы таким образом: АввА сДДс, т.е. на стыке строф не размещать рифму одинакового типа. Но чаще всего авторы не придерживаются рекомендованного порядка: Накатило бывает и так (м) 4. БЕССИСТЕМНАЯ КАТАЛЕКТИКА Растрепанная рифмовка обычного силлаботонического стихотворения, при которой клаузулы разных типов чередуются непредсказуемо, — как правило, серьезный недочет, т.к. это чаще всего говорит о том, что автор просто не задумывается о таких мелочах. А ритмичность звучания при этом основательно страдает. Особенно это заметно в тех случаях, когда на фоне определенной, установившейся системы чередующихся окончаний внезапно проскакивают окончания другого типа. Любовь права, что её нет, Любовь лишь слезы и страдание, Любовь — обман, нет, хуже, ложь, Любовь, как яд, питает кровь, Любовь — к отчаянию путь, Любовь — заманчивое слово, И т.д. в том же духе еще с полдюжины катренов)) Здесь системы в чередовании мужских и женских окончаний нет вообще. Но зато четко соблюдается парная рифмовка, уже плюс))) 5. НАРУШЕНИЯ СТРОФИКИ Например, возьмем такую распространенную штуку, как сонет. Классический сонет — воистину форма ну очень твердая)))) Вот перечень основных требований только к форме: 1) 14 строк, объединенных в два катрена и два терцета; 2) строгая силлаботоника — пяти— или шестистопный ямб; 3) абсолютно точные рифмы; 4) две рифмы в катренах и еще две (редко три) — в терцетах; 5) смежная или охватная рифмовка; 6) жесткий запрет на повторы значащих слов; 7) строгое соблюдение правила альтернанса; 7) полный запрет строфных перебросов; 8) строго определенная рифмовка терцетов, зависящая от вида рифмовки катренов. Ночь за окном. Бумаги белый лист, Возможно, я для рая неказист, Нырнув в стихосложенье с головою, Им невозможно чувствовать со мною, Приведенный сонет от классической формы далек, и, строго говоря, содержит ряд ошибок (нарушены требования 3, 4, 6, 7). А нестрого говоря — ну что же, сейчас модно придумывать разнообразные формы неправильных сонетов и вообще экспериментировать в области размягчения твердых форм)) И опять же, критерий — мотив автора: если он пишет, отступая от правил сознательно с определенной целью, а не потому что не знает, как нужно, или знает, но не получается, — то это не экспериментальные вольности, а самые обычные ляпы. И наконец, изредка встречается грубая ошибка совсем начинающих — вставка или выпадение строк из строф, как говорится, «от балды». В стихотворении, состоящем из катренов, могут совершенно необъяснимым образом возникать трех-, пяти-, шестистишия… В общем, как «свыше надиктовалось», так и записалось прилежным автором, а сам он особо не заморачивался по поводу соблюдения какого-то порядка)) Лена, милая, родная Тебя одну я проклинаю И в красках и словах поэта Еще забавно бывает наблюдать случаи, когда у автора имеется более одного варианта какой-то строки, и он, не желая выбирать, без смущения проявляет находчивость — вставляет оба варианта (один берет в скобки)) — мол, выбирай, читатель, что больше по душе)))) А то, что текст стихотворения должен восприниматься как единое целое, без подобных отвлекающих маневров, — это автора нисколько не волнует… 6. СТРОФНЫЙ ПЕРЕБРОС При строфном перебросе, проще говоря, предложение, начавшееся в одной строфе, заканчивается в другой, что может при неумелом употреблении ломать восприятие. И люби себя в самом – За любовь. Она зовёт Вы знаете, как перебросы влияют на интонацию, на эмоциональную окраску стихов? Или просто фраза в катрен не влезла?)) Ответив на этот вопрос, я думаю, вы сами догадаетесь, считать ли ваши перебросы техническим браком или художественным приемом)) 7. ОТДАЛЕННАЯ РИФМОВКА Мне недавно в одной поэтической игре довелось составить чудовищную конструкцию, которую я считаю выразительным примером данного недочета в рифмовке (привожу только одну строфу): К примеру, идет совещание. Начальнице — снежной бабе — Чем более отдалены друг от друга рифмующиеся слова, тем точнее, звучнее должна быть рифма, иначе она просто затеряется без следа в массиве текста. 8. НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ РИФМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ Например, часто в стихах, построенных на достаточно точных рифмах, плохо смотрятся внезапно проскакивающие рифмы с ярко выраженной неточностью, особенно ассонансы или диссонансы. Они, как белые вороны, сразу бросаются в глаза. С одной стороны, это хорошо — это сильный акцент на данном слове. Но нужен ли этот акцент? Чаще всего он воспринимается как шероховатость техники, отвлекает внимание… Поэтому, если в роли неточной рифмы выступают недостаточно значимые или вообще вынужденные, неумело подобранные слова, то в таких случаях лучше избегать соседства рифм разной степени точности. При перекрестной рифмовке сочетание неточной рифмы в четных строках с точной рифмой в нечетных строках (обозначу как ТНТН) обычно смотрится хуже, чем обратное сочетание — НТНТ, т.к. во втором случае точная рифма завершает еще и строфу. Если далее не подразумевается продолжения предложения или цельного смыслового отрезка стихотворения, то заканчивать строфу лучше рифмой поточнее. Точно так же и при охватной рифмовке: более предпочтителен вариант ТННТ, нежели НТТН. Особое значение имеет точность рифм в тонических стихах. Поскольку в них ритм выражен не так четко, как в силлабо-тонических, то главная роль в поддержании ритмичности принадлежит именно рифме. Тоника без звучных, сильных рифм, как отмечал В. Маяковский, просто «рассыплется», поэтому подбирать их нужно с большей тщательностью, чем в силлабо-тонике. Также требователен к точности рифмы финал стихотворения. Бывает, слабая рифма полностью убивает выразительность окончания, создает впечатление незаконченности и оставляет неблагоприятное впечатление от текста в целом, как в приведенном ниже примере (в котором, кроме этого, присутствуют и другие дефекты, уже рассмотренные ранее, — грамматические рифмы, недостаточные в сочетании с точными в наиболее невыгодных позициях, арифмия… на фоне дополнительной пачки ошибок в прочих областях — сами понимаете, что можно сказать о качестве творения): Мне не спится, не спится, не спится, Я хочу в этот мир сновидений. Может мне лучше взять и влюбиться, Обернусь я, пожалуй, волчицей, На этой оптимистической ноте, пожалуй, закончу… и пойду в томленьях искать материал для следующей главы, посвященной ритмическим ошибкам) Использованные материалы для углубленного изучения: Рифмовка. Способы рифмовки rifma.com.ru/... III. Проблемы ритма На самом деле, название неполно — этот обзор посвящен ошибкам ритма, метра и размера. 1. АРИТМИЯ Спасибо ! Вы меня сегодня разожгли. Как говорится, без комментариев… 2. НАРУШЕНИЯ РАЗМЕРА Ступенька за ступенькой жизнь идет, Увидели лишнюю стопу?) Эта ошибка встречается достаточно часто, в том числе и у опытных авторов. Я позову — и ты доверчиво пойдешь, В коротких размерах, особенно трехсложных, такие ошибки встречаются редко, т.к. гораздо более ощутимы на слух: Только бы пить этот чай бесконечный, 3. НАРУШЕНИЯ МЕТРА (ГИПЕРМЕТРИЯ, ГИПОМЕТРИЯ) Ты моя янтарная лазурь В этом примере один лишний слог в последней строке полностью ломает ритм, потому что ритмическая инерция заставляет читать ее так же, как и предыдущие — т.е. как 5-стопный хорей: И не УронЮ горькУ… и всё, здесь начинается невразумительная каша. Будь эта строка первой, ее можно было бы прочесть как 6-стопный хорей с цезурой и усеченным первым полустишием: Любовь, как небо, не поймешь, В этом отрывке две первые строки — хорей, а третья вдруг становится чистейшим дактилем, четвертая — амфибрахием. Как будто отрывки из разных произведений по ошибке впихнули в один катрен. Частенько метр меняется в результате наращивания анакрузы (т.е. начальной части строки до первого схемного ударения). Например, можно наблюдать вот такие непредсказуемые метаморфозы: Когда просыпаюсь, (2-стопный амфибрахий — односложная анакруза) Но тебя рядом нет, (2-ст. анапест) 4. СТРОЧНЫЙ ПЕРЕБРОС Уже светает. Неба синь Перебросы могут придавать тексту рваность, неравномерность, создавая соответствующий эмоциональный фон, или наоборот, усиливая слитность, плавность прочтения… но это всё нужно уметь делать) 5. ПОГРЕШНОСТИ ЦЕЗУРЫ Вот пример, когда в шестистопном ямбе в трех строках соблюдена мужская цезура после третьей стопы (обозначена U), а в четвертой стопе она вдруг исчезает, и от этого хромает ритмика: Отправь меня в игнор U— я там ни разу не был… В следующем примере в четвертой строке цезура смещена на один слог вправо, и ритмическая схема изменяется: из такой –/–/–/ U –/–/–/— становится такой –/–/–/— U /–/–/–. Осенний желтый лист U от ветки оторвался. А в примере ниже левое полустишие в последней строке нарощено на один слог, и вид цезуры тоже изменяется, как и в предыдущем примере, — во всех строках она мужская, а здесь становится женской. Остальная часть схемы практически не изменяется: Гроза, как добрый врач, Uм планету оживляет. Я специально привожу примеры, в которых дефекты цезуры наблюдаются в четвертой строке катрена: в этих случаях ритмическая инерция делает их более заметными. Цезурный переброс, как и любой другой, редко украшает стихотворение: –> О, если б знал ты, как Получается, что паузы, поневоле приходящиеся на концы строк, неестественным образом разрывают предложение. 5. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (лат. inversio — перестановка, перемещение) Причина инверсий обычно понятна — стремление соблюсти ритмическую схему. Но если при этом порядок слов становится заметно неестественным, это может вызывать ощущение погрешности, искажения смысла и даже комический эффект (когда получается совсем уж коряво)) Ты знаешь правоту в себе, Путаный порядок слов, приводящий к неясности или двусмысленности речи, называется синхизис (греч. «путаница»), или какосиндетон (какосинтетон): убил почти что всех, которых встретил Здесь ситуация усугубляется отсутствием знаков препинания и неудачным строчным перебросом. 6. РИТМИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ) Сгораю под огнём свечи! В предпоследней строке — грубый перебой: либо требуется читать «говОрю», либо придется основательно сломать и метр, и размер (сделать из ямба амфибрахий). Мы рождены чтобы любить, Аналогичная ситуация в первой и второй строках — «чтобЫ», «кАкой») Когда в серьезном, вроде бы, стихотворении встречаешься с «кАкой-болью», на всей душещипательности можно сразу ставить крест))) Все эти случаи — разновидности «диковинного зверя кОгды» (с), который нередко встречается на просторах сайта: –> Я, когда слышу гневный рык, Выражаясь наукообразно, зверь кОгда в ямбе является т.н. хореямбом (хориямбом) — т.е. происходит замена одной из стоп ямба на хорей, и ритмическая схема ямба –/–/ преобразуется в такую: /— –/ Сравните два варианта строки четырехстопного ямба: Сколько минут до самолёта, (с) /— –/–(/)–/– Схема совершенно одинаковая, в начале строк расположен хореямб, но в первом варианте явно слышен ритмический сбой, а второй встраивается в ямбическое стихотворение без проблем. Зверь кОгда в хорее носит название «антиспаст» (ямбохорей), или «перебойный ямб»: Не пойму я эту пору, Если же перебой ритма при замене одной из стоп хорея на ямб не ощущается, такой ямб называется вправленным. Таковым он будет в том случае, если стопа ямба рассечена смыслоразделом, а ямбическое ударение падает на односложное слово. Сравните: По причине избиенья пришла тётя в отделенье. (с) В первом варианте — перебойный ямб (хочется читать «прИшла»), во втором — вправленный (ударения на своих местах). 8. ДВУЛИКАЯ СТРОКА (БИМЕТРИЯ) Всё ясно. Я вам безразлична, Как читать первую строку? «Всё Ясно. Я вам б(Е)зразлИчна» — отчетливое ямбическое начало. Четырехстопный ямб — один из самых привычных для русского слуха размеров. И только по остальным строкам можно потом понять, что автор писал все-таки амфибрахием, и схемное ударение должно приходиться не на «Я», а на «вАм». Категорически не рекомендуется начинать стихотворение двуликой строкой — начало может быть полностью скомкано. 9. ВТЫЧКА Мы исповедники судьбы — не иначе. В квадратные скобки я взял лишние слова-втычки. Если прочесть без них, смысл не пострадает, но поменяется ритм. А в стихах лишних слов должно быть как можно меньше, в идеале — вообще ни одного. Втычки в виде коротких (обычно односложных) союзов, частиц, притяжательных и указательных местоимений на местном жаргоне носят название «ужи» («ужики»). Вот как раз стихотворение с ними и о них)): Уж я вам сейчас правду открою, не прячьте глаза! Бывает, что ритмические дырки затыкают и более длинными словами, чаще всего эпитетами (т.н. украшающими эпитетами). Их иногда еще называют «джокерами», потому что они слишком легко рисуют запланированную картинку, слишком ожидаемы и часто банальны, но никакой серьезной смысловой нагрузки не несут, выполняя только роль украшения, как бы адаптируя текст для неискушенного читателя. В медленном вальсе, несмело танцуют, В первой строке вместо «медленный» и «несмело» можно поставить любые другие эпитеты. Во второй строке «зимних» — еще и лишнее слово (а что, бывает что-то летнее морозное?)). 10. УДАРНАЯ КЛИТИКА А эти звезды путь подскажут, Более отчетливые примеры можно отыскать среди трехсложников: От вас прошу я лишь ответа По сути, ударная клитика относится к следующему пункту моего обзора, но я специально вынес ее отдельным пунктом — во-первых, это достаточно обособленный и наглядный случай ошибок, а во-вторых, чтобы чрезмерно не перегружать следующий пункт, который и так не маленький. 11. НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ПРОПУСК СХЕМНОГО УДАРЕНИЯ Самая грубая ошибка этого типа — нарушение правила константности последнего ударения: последняя стопа в ритмической схеме никогда не замещается пиррихием. Ну, почти никогда)) (встречается изредка и такой прием акцентуации, например — «Воле моей супротИв / Эти глаза напрОтив…»). И свищет,воет за окошком, Фактически, здесь наблюдается уже рассмотренная выше грубая ритмическая инверсия на последней стопе. В грядущем феврале их только двадцать восемь: Самый низший уровень ритма наблюдается на уровне стоп и состоит в чередовании ударных и безударных слогов. Это известно практически всем. Но мало кто знает, что в строках наблюдается и ритм более высокого порядка: чередование стоп более или менее значимых, или т.н. «опорных» и «свободных». Потом, увидим мы, сквозь тучи: Во второй строке упорно хочется прочитать «заплаканЫ» — пиррихием замещена вторая стопа. Вот аналогичный случай в пятистопном ямбе: –> Когда ты чувствуешь её тепло, Очень осторожно следует использовать более одного пиррихия в одной строке: В жизни не познав беды и риска, В третьей строке два пиррихия, и она явно сбоит — кажется, что там не хватает слогов. Как я уже говорил выше, это связано с ускоренным звучанием безударных слогов по сравнению с ударными. Пропуски ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо реже, чем в двухложниках. При этом желательно, чтобы пропущенное ударение приходилось на начало или конец многосложного слова — на те места, которые несут естественное полуударение (например, в слове «самолет» основное ударение падает на Е, а менее явное можно поставить еще и на А; точно так же — «пЕрестУк», «впЕчатлЕниЕ», «задУмчивЫй» и т.п.) — тогда пропуск ударения не так бросается в глаза. Сравните: В первом случае полуударение не попало на свое естественное место: вместо «прЕодолевАя» схема амфибрахия заставляет читать «преОдолевАя», и ритм сбоит. Во втором случае «догАдливостьЮ» читается более гладко. 12. НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ Знать законы должен каждый, В третьей строке сбой — нарушено правило односложности первого слова спондея, и поэтому создается эффект «скачки по кочкам» — ритм спотыкается. В трехсложниках сверхсхемные ударения возникают часто, причем существует множество более или менее ритмически гладких комбинаций в зависимости от числа и положения сверхсхемных ударений в стопе и строке, смысловой значимости слов, на которые они падают, числа слогов в этих словах, положения смыслоразделов… в общем, подробное описание ошибок во всех этих вариантах могло бы занять статью, бОльшую, чем все эти три, вместе взятые, и не один месяц для подбора примеров, и не меньше — для последующего ее изучения) Так что в эти тонкости углубляться не будем, пожалуй… Приведу лишь несколько правил, самых простых и чаще всего нарушаемых. В анапесте рекомендуется избегать сверхсхемного ударения на второй стопе: Где-то в мире земном, в дрУг на друга похожих минутах, В этом примере сверхсхемные ударения выделены, но заметный сбой имеется только во второй строке: ударение подсознательно хочется перенести на первый слог (СрЕди), чтобы превратить стопу анапеста (— –/) в амфимакр (кретик) (/–/), что считается вполне допустимым, особенно в начале строк. В целом нужно помнить, что сверхсхемные ударения не должны быть сильнее схемных по смысловой значимости соответствующих слов (в идеале надо бы их вообще на служебные слова ставить, чтоб ударения благополучно редуцировались), а также стараться, чтобы их не было слишком много, иначе стихи выглядят перегруженными, засоренными. Планета с орбиты сорвалась, В этом примере третья строка выглядит сбойной, т.к. сверхсхемное ударение («лЕто») стоит на явно значимом слове, а также не отделено от предыдущего слова по смыслу (есть правило, что в стопе бакхия (–// или //–) слова, несущие схемное и сверхсхемное ударения, должны быть отделены друг от друга смыслоразделом (паузой)). Положение усугубляется еще и последующим недочетом в виде пропуска схемного ударения («(О)бразовАлось»). В итоге строка явственно выбивается из ритма. Попробуем соблюсти правила, например, так: Планета с орбиты сорвалась, Если стопа трехсложника несет сразу два сверхсхемных ударения, возникает тримакр (молосс) (///). Он звучит наиболее тяжеловесно и заторможено: –> Как сквозь камень постройки знакомился с ней, Чтобы облегчить звучание, первое или последнее ударение тримакра должно быть отделено смыслоразделом от остальных. В качестве резюме — последняя, наиболее общая рекомендация. Призрак Гуманизма P.S. Ритмические ошибки, по моим наблюдениям, чаще всего относятся к тем ошибкам, которые авторы в упор не видят и видеть не хотят: мол, вы не так читаете! Я читаю — у меня все нормально звучит и ритм ровный! И закончить хочу очень хорошим стихотворением, которое полностью отражает мои собственные эмоции от всех этих «кОгдов», «ужей» и прочих ритмических «оборОтней»… Ударения У нас с тобой не то, что было встарь. Меж нами истончилась счастья нить; Не говори, что это лишь слова. Я мог бы, видно, стать и глух, и нем, (с) Александр Габриэль Использованные материалы для дополнительного изучения: Георгий Шенгели. Техника стиха philologos.narod.ru/... © Copyright: Елена Ларская, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|