***

Гавриил Тишков: литературный дневник

http://stihi.ru/diary/crowdofauthors/2017-12-16



) Церковь, антихалкидонитский патриархат с центром в Аддис-Абебе



(Эфиопия). Насчитывает ок. 20 млн. членов (1990) Согласно эфиопским источникам, эта численность оценивается в 30 миллионов человек или около 60% от общего числа населения Лейт.


История


Христианство было принесено в Эфиопию апостолом от 70 Филиппом который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий был римским гражданином из Тира, потерпевшим кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.


Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, вслед за коптами приняв монофизитскую ересь. Впрочем, по замечанию С.В. Булгакова, тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи.


Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.


Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.


Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.


Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской Церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял "абуна" (или "папас" - отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви.


В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви.


После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.


В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников". Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.


До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгинсту Хайле Мариама, Эфиопская Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.


После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла.


Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.


В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы.


Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.


Особенности Эфиопской церкви


Священное Писание и богословие


В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы (Книгу Еноха и Книгу Юбилеев). При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божией Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.


В Эфиопии существовали необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли Лейт.


Храмы


По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали - на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты.


Иконопись


Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов.


Богослужение


Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Помимо обрезания в Эфиопской церкви есть и другие религиозные обычаи, характерные для иудаизма, например, употребление пищи и соблюдение субботы в субботний (как и в воскресный) день. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства.


Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.


Рядовые службы те же, что и у православных.


Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык.


Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: "Молитесь о мире и лобзайте друг друга" (соответствующего нашему: "Возлюбим друг друга..."), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.


Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники.


В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников.


Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.


Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий.


Посты


Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам.


За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.


Литература


Булгаков С. В., Справочник по ересям, сектам и расколам, М.: Изд. "Современник", 1994:
http://www.pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-tserkvi-2/
Использованные материалы


"ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ", энциклопедия Кругосвет:
http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002392/1002392a4.htm
"Эфиопская Православная церковь", из книги Робертсон Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник:
Лейт  Рональд Робертсон. Из книги "Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник"






На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня г. Вольска священник Михаил Воробьев.
В одной из книг прочитала, что в Коптской и Эфиопской Церквах Понтий Пилат причислен к лику святых. Так ли это? Что послужило основанием для его канонизации? Почитаются ли наши (Русской Православной Церкви) святые в иных поместных Православных Церквах?
Действительно, в Коптской Церкви, а так же в происходящей от нее Эфиопской, Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула почитаются в качестве святых. Основанием для такого почитания являются некоторые апокрифы, которые, еще в Средневековье стали частью Священного Предания монофизитских церквей. Наиболее древней частью апокрифов, связанных с именем пятого прокуратора Иудеи, являются так называемые «Акты Пилата», появившиеся уже во II столетии. В этом тексте Пилат представлен тайным последователем Христа, христианином в душе, стремившимся освободить Иисуса от казни. На этот апокриф, представляющий собой донесение Пилата Тиберию, ссылаются Иустин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан; позже его цитирует Григорий Турский (VI в.). Церковный историк Евсевий Памфил (IV в.) сообщает о других «Актах Пилата», имеющих антихристианскую направленность, которые, по-видимому, были составлены в самом начале IV века по приказанию императора Максимина. 
По мнению известного библеиста XIX столетия Константина Тишшендорфа, «Акты Пилата» (апологетические), а также другой древний апокриф «Письмо Пилата Клавдию Кесарю» вошли в качестве составных частей в так называемое «Евангелие от Никодима», появившееся не ранее V столетия.
Другим апокрифом, содержащим оправдание Пилата, является написанное в IV веке «Обращение Пилата». Этот текст сообщает о том, что по приказанию разгневанного императора Тиберия, уверовавшего в Иисуса Христа, Пилату отрубают голову. Перед смертью он молится Распятому Иисусу и получает прощение. 
Исторически достоверно, что в 37 году, в первый год правления императора Калигулы, Пилат, отличавшийся крайней жестокостью по отношению к населению, был отстранен от управления Иудеей. Евсевий Памфил сообщает, что он был отправлен в ссылку в городок Вьен в Галлии, где от отчаяния и тупой злобы покончил жизнь самоубийством. Уже одно это обстоятельство сделало бы канонизацию Пилата в Православной Церкви невозможной.
Прославление Пилата в монофизитской Коптской церкви является наглядным подтверждением ее еретичности. Отсутствие литургического единства с полнотой Православия привело монофизитские сообщества к многочисленным заблуждениям, одним из которых является немыслимое для православного человека почитание Пилата.
Заметим, что, в отличие от самого Пилата, его жена Прокула, или Прокла, имя которой известно из «Евангелия от Никодима», почитается Православной Церковью в качестве святой на вполне законных основаниях; память ее совершается 10 ноября (27 октября). Об обращении жены Пилата в христианскую веру свидетельствуют святитель Афанасий Александрийский, блаженный Августин, византийский историк Иоанн Малала.
Древняя Церковь считала Прокулу одним лицом с христианкой Клавдией, упомянутой апостолом Павлом (2 Тим. 4, 21). Ориген считал ее первой язычницей, обратившейся в христианскую веру. Известно «Письмо Клавдии Прокулы Фуливии Гельсилии», в котором приводится подробный рассказ о ее сне, упомянутом у евангелиста Матфея, и подробное описание суда Пилата. Однако, по мнению большинства исследователей, этот документ является средневековым апокрифом.  
Одним из существенных признаком единства Поместных Православных Церквей является общее почитание святых. То есть святые, прославленные одной Поместной Церковью, являются святыми для других Поместных Церквей. Так, в русских святцах мы находим имена греческих, болгарских, сербских, румынских, грузинских и других подвижников благочестия. Соответственно и русские святые молитвенно почитаются в других Поместных Православных Церквах.
Расскажите о возникновении таинства исповеди. Что послужило основанием? Что говорят об этом Священное Писание и Священное Предание? Из общения с членом общины евангельских христиан-баптистов я понял, что они не признают таинства исповеди (священник как человек не может отпускать грехи, а только Бог). На чем основано их убеждение, что можно сказать им в ответ?
Безусловно, евангельские христиане-баптисты правы: священник как человек не может отпускать грехи, а только Бог. Однако ни один православный священник в таинстве исповеди и не претендует на свое исключительное право отпускать грехи. Более того, в обращении к кающемуся грешнику священник прямо предупреждает: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Не усрамися, ниже убойся,…но, не обинуяся, рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа… Аз же точию свидетель есть, да свидетельствую пред ним вся, елика речеши мне… Таким образом, священник – только свидетель покаяния, которое совершается перед Богом силой Божественной благодати.
Наличие такого свидетеля, облеченного священным саном, необходимо из-за того, что пораженный грехом человек почти никогда не может до конца отличить истину от лжи, освободиться от самообмана, различить покаяние и желание покаяться. Очевидно, что без такого свидетеля покаяние будет психологически недостоверным.
Основание таинства исповеди положено Самим Господом Иисусом Христом, о чем ясно и недвусмысленно свидетельствует Священное Писание. Воскресший Христос, возвращаясь к Своему Превечному бытию, наделяет Своих учеников правом прощать или не прощать человеческие грехи. При этом право «вязать и решить» связано не с личностью ученика, а с действующей в нем благодатью Святого Духа: «Иисус же сказал им:… мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23).  
Право различать и отпускать грехи апостолы получают перед тем, как Господь, покидая их, оставляет новую реальность – Церковь, где Он будет пребывать уже не в Ипостаси Сына, но в Ипостаси Святого Духа. Это право становится исполнением обещания, которое Христос дает Петру еще в начале Своего служения: «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Заметим, что условием получения этого права является истинное исповедание Петром своего учителя Истинным Христом, Сыном Бога Живого. Другие апостолы получают это право несколько позже, видимо, только после того, как вслед за Петром убеждаются в истинном Богосыновстве Иисуса: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).
Господь Иисус Христос определил и те границы, в которые должны «вмещаться» грехи, достойные прощения. Во-первых, прощенным может быть только тот грех, в котором человек искренне раскаивается: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,— прости ему» (Лк. 17, 3-4). А во-вторых, не может быть прощен грех упорного отрицания очевидной Истины Божией, которое Сам Христос называет хулой на Святого Духа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32).
О том, как пользовались правом «вязать и решить» ученики Христа, убедительно рассказывается в книге «Деяния святых апостолов». Здесь говорится о том, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян. 19, 18-19). При этом искренне исповедовавший свои грехи Симон волхв получает прощение (Деян. 8, 18-24), а упорная ложь Анании и Сапфиры наказуется смертью (Деян. 5, 1-10).
Таинство покаяния исторически меняло свою форму, однако существовало уже в первохристианских общинах. Так Ерм в своем «Пастыре» говорит о покаянии как о новой печати, которая накладывается на сломавшего первую печать Крещения, но раскаявшегося грешника. При этом, подобно таинству Крещения, покаяние изглаживает, навсегда уничтожает грехи, совершенные после вхождения человека в Церковь. Вторым Крещением называет таинство покаяния святитель Климент Александрийский (II в.), передавая рассказ о раскаянии под влиянием Иоанна Богослова некоего юноши, который некогда был учеником апостола, а затем сделался разбойником. Вторым Крещением называет покаяние и Ориген, сравнивая его одновременно с воскрешением Христом Его друга Лазаря.
Священномученик Ириней Лионский сообщает о том, что в его время (конец II века) таинство покаяния совершалось в виде публичной исповеди, то есть уже и тогда покаяние «наедине с Богом» не признавалось действительным. Однако Ориген, признавая публичную исповедь, допускает частную исповедь перед священником. Такого же мнения придерживается святитель Киприан Карфагенский, который прямо говорит о разрешении от греха через возложение рук священника или епископа.
Впоследствии Православная Церковь отказалась от публичной исповеди, так как эта практика оказалась, с одной стороны, непосильной для многих кающихся, а с другой — соблазнительной для тех, кто считал себя безгрешным и превозносился над немощными. Однако сохранилась частная исповедь перед священником, признаваемая Церковью необходимым условием для правильной духовной жизни каждого христианина.
У меня тяжело болеет мама. Врачи говорят, что она не поправится. Мама всю жизнь была неверующим человеком, вела разгульную жизнь. С ней случилось несчастье - тяжелейший перелом шейки бедра. Перед операцией она выразила готовность креститься. Возможно, я ее косвенно подталкивала к этому шагу. Я взяла инициативу в свои руки и организовала Крещение. В сам день Крещения она хотела отказаться, но я настояла. Несмотря на то, что сама операция у мамы прошла успешно, после операции она как-то сломалась. Исчезло стремление к жизни, она стала очень сильно мучиться. Стала меня обвинять, что я подтолкнула ее к Крещению. Я уговаривала ее согласиться на исповедь, но она против. Сейчас она умирает в страшных мучениях. Можно ли совершить над ней таинство соборования? Можно ли отпевать ее после смерти? И родственники, и я сама обвиняю себя в том, что подтолкнула своих родных к Крещению без веры. Что же теперь делать?
Безусловно, принятие таинства Крещения без веры – тяжкий грех. Но не обвиняйте себя в том, что оно было совершено по Вашему настоянию. Возможно, Ваша мама перед Крещением не была абсолютно неверующим человеком; веру она могла потерять и после Крещения.
Пока человек жив, всегда остается возможность покаяния, воссоединения с Богом и Его Церковью. Поэтому молитесь о вразумлении дорогого вам человека, о возвращении веры, о истинном и достойном покаянии.
Таинство соборования имеет смысл только тогда, когда оно предваряется таинством исповеди, или совершается над человеком, который до этого регулярно исповедовался и причащался. Поэтому не настаивайте на соборовании, но постарайтесь пробудить у вашей мамы покаянное чувство, убедить ее пересмотреть свою жизнь с точки зрения христианской совести или хотя бы общечеловеческой морали. Постарайтесь помочь ей примириться со всеми ближними, простить все обиды, вспомнить о своем Крещении не с чувством досады, а с чувством благодарности.  
Возможно, страдания, которые сейчас испытывает Ваша мама, ниспосланы Богом для пробуждения этого покаянного чувства. При правильном, христианском отношении к этим страданиям они могут оказаться искупительными по отношению ко всем совершенным грехам. Лучше пострадать здесь на земле, во временной жизни, но не иметь страданий в вечности.
В любом случае, не впадайте в уныние, продолжайте заботиться о Вашей маме, молитесь об облегчении ее состояния и возвращении к вере.
Церковное погребение может быть совершено над любым крещеным человеком, если он сознательно не отказывается от веры при жизни. Поэтому, чтобы не смущаться в дальнейшем, не спрашивайте маму о том, хочет она или не хочет, чтобы ее отпевали в Церкви. Если крещеный человек, находясь в трезвом уме и твердой памяти, не попросит об обратном, отпевать его можно.  
 Мой прадедушка был старообрядческим священником, и бабушка крестила меня тоже в старообрядческом храме. Мне уже 38 лет, а я только-только пришла к вере и не знаю, как быть? Нужно ли мне перекрещиваться? И самое главное, я венчалась с мужем и ребенок крещен в Православной Церкви. А еще у меня есть крестники.
Прежде всего, нужно задуматься, действительно ли Вы являетесь верующим человеком и хотите раз и навсегда присоединиться к Русской Православной Церкви. Конечно, в мире много удивительных вещей, которые не снились никакой философии, но все же венчаться без веры, становиться без веры крестной матерью сразу нескольких крестников,— это какое-то непонятное легкомыслие…
Если Вы все же решите, что хотите быть в Церкви, Вам следует обратиться в любой православный храм и попросить совершить над Вами чин присоединения к Православной Церкви. Священнику, который будет это делать, Вы должны будете рассказать обо всех обстоятельствах вашего крещения в старообрядчестве.
Обычно присоединение к Православию старообрядцев совершается без повторного Крещения, но с совершением таинства миропомазания, хотя возможны и исключения. Священник, который будет Вас присоединять, решит, как поступить правильно.
В дальнейшем Вам следует покаяться на исповеди в том, что, не будучи православным, а возможно и вообще верующим человеком, вы венчались и принимали участие в таинстве Крещения в качестве крестной матери.
В будущем постарайтесь исправить свои невольные ошибки: будьте заботливой крестной матерью для своих крестников и образцовой супругой своего мужа.













"Мы все еретики!?"
|
После встречи Святейшего Патриарха Кирилла и папы Франциска в среде паствы и даже священства наблюдается, замешательство и недоумение
 
Изучая агиографию историю и догматику периода до и после великого раскола между Восточной и Западной Церквями, мне хотелось четко провести, где грань раскола и ереси. Ведь в географическом ареале поместной Церкви (патриархат или епархия), зачастую разделения происходили совсем не на почве богословия или канонов и эти расколы были еще более болезненны.


 


Догматика и каноны только спустя времени уже четко выработаны, и дают нам на это ответ, кто в лоне спасительной Церкви, а кто вне. Но в жизни все на много сложнее. Смотрите сами.


 


Не все знают, что еще до великого разделения Церквей, была разница в праздновании Пасхи и Рождества, были различия в обрядах и канонах, и даже более внутри Восточной Церкви чем в Западной — там сильнее царил дух юридизма. То, что сейчас явно догматически разделяет ПЦ и КЦ (примат папы и «филиокве»), оказывается, еще несколько столетий до официального разделения распространялось вместе с проповедью европейским народам, то есть было присуще вероучению в Римском патриархате. Мы были в единой Церкви, в лоне которой распространялась эта ересь, т.е. в единении с еретиками (или еретики в единении с нами) несколько столетий, пока это не было озвучено-осуждено в 1054. Был и период, когда весь Восток, кроме нескольких епископов, впадал в ересь, и только Римские Папы хранили чистоту православия, его отстаивали и заслуженно осуждали восточные патриархаты за ересь. Даже после провозглашения взаимных анафем, когда еще тяжесть и глубины разделений не так явно ощущалось в граничащих епархиях между ПЦ и КЦ встречались случаи еще на протяжении 3-х столетий, когда один епископ в случаи отлучения мог взаимно заменить другого на время его отлучения, или переход, переезд священников с одной стороны на другую совершался как командировка, без чина покаяния, который возник на много позже. Поэтому 1054 г. нельзя считать стартовой точкой разрыва — ереси появились намного раньше, и он не является окончательной датой этого разрыва, поскольку, как свидетельствует история, в приграничных епархиях происходило литургическое общение. Значит, мы все были тогда еретики!? А ведь в тот период в Церкви были святые, весьма почитаемые и нами канонизированные.


 


 


Официально и соответственно канонов во всех поместных ПЦ, как уже 1000 лет после раскола, мы православные признаем совершенные таинства, и переход духовенства в сущем сане хоть католиков, монфизитов, несториан, униатов, старокатоликов и даже англикан (протестанты) в некоторых случаях. Так, например, в Византии, когда духовенство ариан (а арианство это искажение догмата Троицы, аналог «Свидетелей Иеговы») переходили к нам и их не перерукополагали. А это был период великих святых, таких как Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Василий Великий, Николай Чудотворец и т.д. и никто из них не ставил под сомнение такую практику. Если великие святые не имели антогонистического отношения к «не-Церквям» а практиковали церковную икономию, то, по логике «ревнителей чистоты», «обличителей предательства» в встречи Патриарха с Папой, мы, признавая и принимая их, все еретики!?


 


 


Знаменательное событие произошло в 1965 г. – это взаимное снятие анафем (проклятий) 1054г., которые были между двумя патриархатами Римским и Константинопольским и стали причиной великого раскола. В общей декларации заявлено «чтобы не было препятствий к братским отношениям»,«теперь любой, кто выступит против, будет представлен как противник сближения, как сторонник вражды». Но не одно догматическое православное учение или канон не были затронуты. Это решение и общая декларация впоследствии были приняты всеми существующими поместными ПЦ, в которых мы крещены и причащаемся. Получается, с точки зрения «ревнителей» православия, обличителей «предательства Христа», мы все еретики и крещение и причастие тоже у нас еретическое!?


 


 


Желательно внести максимальную ясность касательно употребляемых терминов, ибо на неясности возникают манипуляции. В частности, про то когда говорят, что Католическая Церковь (РКЦ) – это ересь и недопустимо употребление слова «брат» по отношению к католикам. РКЦ – это изначально одна из поместных церквей с апостольским преемством, таинства которые официально признают все поместные ПЦ, а ересь — это категория, говорящая о свойстве искаженного (да, искаженного) вероучения РКЦ. Ереси католицизма мы, православные, осуждаем и категорически не приемлем. Мы НЕ идем на компромиссный экуменизм, и свято придерживаемся святоотеческого обличения искажений-ересей. Но запрет на использование слова брат по отношению к людям, еще не нашедшим истинной Церкви, не имеет основания в православном учении. Ведь не крещенных и оглашенных так же называли братьями в древней Церкви.


 


 


Запрещая употреблять слово «брат» по отношению к иноверцам, стоит в первую очередь запретить употреблять всему человечеству слово – «любовь», чтобы не лицемерить. Ибо нет полнокровного и нами полного переживания и употребления этого слова. Ибо если это скажет слово Бог, или святой человек, «я люблю человека», то это хоть и будет слово о том же, но качественно будет отличаться от нашего слова и действительности. И употребление слова «брат», не только что по Адаму мы братья, а употребление еще не в полнокровном христианском смысле как и слово «любовь». Если мы посмотрим официальные документы и правила церковного этикета (поздравления, соболезнования, призвания и т.д.), то слово «брат», «братская» - естественно и законно употребляется с момента раскола в переписке с главами других церквей. Другая альтернатива употребления слову «брат», как «оппоненты», «коллеги», «еретики», как показала практика, не способствует принятию ими православия, и не приводит к тому чего бы мы, как ученики Спасителя, желали — их спасению.


 


 


Для большинства простых мирян дать оценку богословским положениям, историческим коллизиям довольно сложно, и даже те факты и богословские нормы которые были приведены, скорее всего, многих обескуражат. Поэтому для нас остается общая площадка – примеры из жизни наших великих соотечественников русских святых, авторитет которых безупречен. Настрой в взаимоотношениях с иноверцами нам дает сам Евангельский дух: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мт. 5:16).


 


 


Примером светила православия справедливо может выступить святой епископ и богослов, который составил наилучший православный катехизис - святитель Филарет Дроздов Московский. К слову, лучшим его называют и зарубежные клирики, даже на других континентах. Говоря о католиках, Святитель произнес знаменитые слова: «перегородки, разделяющие нас не восходят до небес». Более развернуто православный подход к проблеме озвучен в диалоге из его книги «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви».


 


 


«В: Так разве я должен почитать истинной, например, и Римскую Церковь?
 
О: Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что, держась вышеприведенных слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть только либо "чисто истинная", исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо "не чисто истинная", примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие».


 


Известен пример из жизни святого Иоанна Кронштадского, когда он подарил церковный колокол католическому храму говоря: «Да славят они Бога». Из жития святителя Николая Японского известно, что он собирал деньги и жертвовал на строительство храма восточных христиан – Сиро-халдейская Церковь (монофизиты). Но при этом им ничего не мешало оставаться ревнителями православия и, более того, быть святыми.


 


Но самыми «страшными еретиками», которые не перестают удивлять своими явлениями до сих пор это святой Николай Чудотворец и Матерь Божья. Ведь известно с истории Церкви их неоднократное явлении, чудотворение мощей, чудотворение их икон как католических, так и православных что находиться в лоне РКЦ, в коптов и т.д., их помощь, общения и встречи, откровения как духовенству, так и мирянам. Те, кто для нас должны быть примером, показывают на своем примере как они «независтно» оказывали любовь иноверцам.


 


Явственно видно, говоря о встрече Московского Патриарха с Папой, что святые «еретики» несравненно его превзошли. Тем более что в общей декларации не один канон и не единый догмат православный не был поставлен под сомнение. Но вот реально страшное то, что под крики бесноватого кликушества, на основании надуманного предлога, в нарушение канонов, без суда, происходит обвинение законного Патриарха в ереси. «Обличая» канонического первоиерарха без реального основания (конкретных пунктов из канонического права, а не сектантских штампов), такие люди сами становятся раскольниками и еретиками. Уже звучат призывы о прекращении литургического поминания предстоятеля — ангела Церкви. А ведь страшный грех раскола не смывается даже мученическою кровью.


 


Но откуда берется этот запал обличения, псевдоревнование о «чистоте», упреки в «предательстве», какова природа этих явлений? Дело в том, что духовные категории как «чистота», осуждения предательства, это, в первую очередь, глубоко внутренние процессы души борьбы с грехом, возможность которых осуществляется путем внутреннего аскетического труда. Но когда нет этого духовного подвига, тогда весь «праведный» гнев и труд вместо усилия воли в недрах души переноситься на внешние объекты и «раздражители», тогда появляется постоянная потребность поиска внешнего врага (постоянная и патологическая потребность «антихриста»), которого без каких-либо усилий и риска можно атаковать и обличать. И это, конечно же, значительно легче тяжелейшего труда внутренней аскезы. Вот на этом основании и появляются разные внутренние псевдоправославные движения, которые как магические панацеи решают вместо нас все наши проблемы. Такие, как ересь царебожия (я не подвергаю сомнению святости), вместо нас и для нас царь решит все проблемы, или почтение некоторых псевдосвятых, которые почитателям обеспечат особое место в раю без особых духовных трудов, или вот осуждение иерархии. Человек приобретает чувство собственной праведности и «возвышение» над осужденным им, но не за счет святости, а за счет одного из главных грехов! Это — классическое состояние прелести, как его описывают святые отцы.


 


Если бы обличители «предательства» и ревнители «чистоты», не варясь в собственном соку, попробовали поучаствовать в благом труде миссии в западной среде (католичества, протестантства, в мире безбожного западного либерализма), то поняли бы, какое продвижение и успех православию дал победоносный поход православного Патриарха.


 


Папство на Западе - это непререкаемый авторитет, которому ни кто не смеет указывать или диктовать условия, он «викарий Христа», он повелитель жизней миллионов. В западном менталитете, и не только в лоне КЦ, где дух юридизма и прагматизма царит, понтифик — символ власти и силы. Это не только глава многомиллионной паствы в мире, но и сильный политик — монарх государства. В самой богословской католической среде довольно сильные позиции консерваторов, что утверждены на своем святоотеческом предании в вопросе нерушимости примата папства.


 



И вот теперь представьте себе, ему, монарху-политику и главе самой большой в мире Церкви с тысячелетней историей догматизированного титула непогрешимого папы, вопреки этому всему - вдруг, представитель другой веры (в прошлом называли еретиками), патриарх одной из поместных православных Церквей, диктует условия встречи! И Папа не только согласился, но и исполнил неслыханные и непредставимые ранее условия — осуждение униатства — без встречных условий!


 


Сам этот факт встречи под диктовку православного патриарха – сильный удар по институту папства, как по политическому феномену, так и в экклизилогичном аспекте в лоне РКЦ. Вы не найдете в тысячелетней истории после раскола такого прецедента, когда Папы шли на продиктованный ультиматум православного патриарха! Это победа! Это чудо!!!


 


Осуждение практики униатства, а это и запрет деятельности униатской церкви на канонической территории РПЦ, означает конец униатской экспансии и прозелитизму. Это уже действующий запрет на деятельность в РФ УГКЦ, о чем в своих комментариях о декларации жалуется глава этой церкви. Но осуждение практики униатства это вопрос не только Украины, благодаря чему каноническое УПЦ МП имеет серьезные аргументы в свою защиту, но и 23 униатских церквей Востока владеющие многомиллионной паствой, и некоторые из них имеют в своих странах более значимый вес, чем православные. Это победа не только для РПЦ, но и победа которую принес наш Патриарх для всех поместных Церквей!


 


Наверное, не стоит никому пояснять действительную пользу от содержащегося в декларации совместного осуждения антинравственных либеральных «ценностей» в мире, и защиты христиан Востока (хоть инициатива шла от Патриарха, мы тем не менее выражаем искреннее уважение Папе за это). Но для противников встречи в Декларации есть неприятный привкус... Ведь эта встреча совершается в всеобщей атмосфере русофобии и антипутинизма. Всем известно, что Президент РФ ясно и открыто заявил о традиционных семейный ценностей защищая их в мире. А на Востоке (в Сирии ) в это время успехи ВКС РФ – спасение тысяч и миллионов христиан. Папа не поступился антирусской истерии и поддержал нас. Такая декларация, есть несомненная победа РПЦ и РФ!


 


В политическом плане, кто из глав Европы открыто прямо, без русофобских заявлений осудил конфликт на Украине и признал как гражданский? Кто в этом вопросе поддерживает ДНР, ЛНР и Россию? Когда даже со стороны некоторых иерархов канонической УПЦ МП идут заявления об агрессии РФ (не говоря уже о раскольников и радикалах). Когда, например, сумской епископ (УПЦ) пишет открытое письмо выражающее беспокойство в адрес «агрессора» Путина и Патриарха. А тут — Папа осудил конфликт, и не как агрессию России (совершенно правильно), а как внутренний конфликт. Вы представляете, что это значит, пойти против всех в ЕС и США, и в той же Украине? От Папы не дождались «благословения» на братоубийство радикалы, раскольники осуждены, и Понтифик тем самым поддержал Русский Мир. А это однозначно есть колоссальная дипломатическая победа РПЦ и РФ!


 


Анализируя итог исторической встречи, можно видеть, что факты говорят о явных и очевидных успехах, к сожалению, ослепленные зилоты-ревнители и обличители «предательства» их не видят. Нет никакого альтернативного варианта в «обличителей» представленного и реализованного, который бы дал столь блистательные результаты, в плане возвышения Православия в мире, в миссионерском аспекте. Известно, что в канун этой встречи в США 60 приходов вместе с епископом приняли православие и вошли в состав РЗПЦ. Стоит напомнить, что для всех нас, православных христиан, начинают сбываться слова богоносных старцев, преп. Филофея, монах Авеля, преп. Серафима Саровского и других о возвышении и победе Третьего Рима — и мы с вами становимся очевидцами события этих истинных пророчеств.


 


 



Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук.
 


 
.




Другие статьи в литературном дневнике: