Ода плагиату - пособие для начинающих

Мария Гри: литературный дневник

Предлагаю вашему вниманию статью белорусской писательницы Ольги Громыко. С патриотичной гордостью представляю вам эту молодайку - САМОГО ПОПУЛЯРНОГО, авторитетного и коммерчески успешного русскоязычного автора в жанре фэнтези. Её самое известное произведение Белорийский цикл о ведьме Вольхе плох только тем, что он уже завершён, а перечитывать нет смысла, так как на удивление для фэнтезийной литературы - незабываем. Её роман в жанре фэнтези "Цветок камалейника" - вообще можно поставить в ряд лучших современных философско-мистических романов, типа "Маятника Фуко" признанного мастера Умберто Эко.


Ольга Громыко не нуждается в рекламе, но я, горя желанием подарить дамам нашего сайта незабываемо приятные часы погружения в великолепный фантасмагорический мир её книг, публикую её страницу в одной из популярнейших инетовских библиотек -

Итак, эссе о плагиате:


«Плагиат — двигатель литературы»


"За что критики так невзлюбили плагиат, самое перспективное направление литературы? Ведь, если вдуматься, все мы из плагиата вышли и плагиатом закончим, исписавшись. Ручаюсь, в столе любого, самого известного писателя, в дальнем углу стыдливо пылится плагиат на любимую книгу. У бесстыжих авторов он не пылится, а, законспирированный не хуже агента 007, на «ура» идет в широкие массы. Попадаются настолько талантливые плагиаторы, что автор оригинала бледнеет и скрежещет зубами от черной зависти, и пишет критические статьи, и выступает на конференциях и симпозиумах, прилюдно обличая мошенника, но — бесполезно. Симпатии читателя, как чересчур узкое для двоих одеяло, перетянул на себя ушлый плагиатор.


Плагиат, состряпанный знатоком своего дела, достоин всяческой похвалы. К сожалению, молодые авторы абсолютно не умеют пользоваться первоисточниками. Вместо того, чтобы черпать идеи между строк, они безжалостно выдергивают из текста полюбившиеся им цитаты, абзацы и целые сюжеты. Больше всего меня умиляют краденые герои — вот уж где литературные зомби. Бродят они, бедные, на негнущихся ногах, по неведомым дорожкам низкопробного мира, в тщетной надежде помереть, лишь бы не видеть брезгливой гримасы на лице читателя. Так не годится. Запомните раз и навсегда, братья по чужому разуму: плагиат — это искусство, а не кража со взломом. Плагиат, как и прыщ, нуждается в искусной маскировке. Только путем долгим и упорных тренировок вы сможете стать профессиональным, уважаемым и всеми любимым плагиатором.


Конечно, я понимаю, что вам завидно и прямо руки чешутся урвать частичку таланта маститого автора. НО: Во-первых, вас уличат и растерзают на кусочки. Во-вторых, не получите того морального удовлетворения, которое появляется после поимки нового вида музы. В-третьих, полностью отупеете и совсем разучитесь писать. Так что, прежде чем пожинать лавры с гибридной нивы плагиата, выслушайте несколько советов профессионального жнеца.


СОВЕТ № 1


Потренируйтесь на синонимах и антонимах — авось научитесь свободно пользоваться своим скудным словарным запасом (для особо тупых в Word’е есть кнопка «Тезаурус»).


***
Классика: «ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ…»


Нет, избито, несовременно, не затрагивает души подрастающего поколения.


Интерпретация: «ПОСЕЯЛА БАБКА КОНОПЛЮ….»


Ну вот, появилась интрига, самой стало интересно, взойдет данная сельхозкультура или нет…


***
Классика: «ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ…»


Интерпретация: «ВЫРОСЛА КОНОПЛЯ МАЛЕНЬКАЯ, РЕДКАЯ, ХИЛАЯ… НО ЗАБОРИСТАЯ!..»


***
Классика: «ПОЗВАЛ ДЕД БАБКУ — ТЯНУТ-ПОТЯНУТ, ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ»


Интерпретация: «ПОЗВАЛА БАБКА СОСЕДА, СТАЛИ ОНИ КОНОПЛЮ ТЕРЕБИТЬ И В ПУКИ ВЯЗАТЬ…»


***
Классика: «ПОЗВАЛА БАБКА ВНУЧКУ… ЖУЧКУ… КОШКУ…»


Интерпретация: «ОТКРЫЛА БАБКА ПРИТОН, СТАЛА ТОРГОВАТЬ КОНОПЛЕЙ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ…»


***
Классика: «МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА…»


Интерпретация: «ПРОХОДИЛ МИМО УЧАСТКОВЫЙ, КОНФИСКОВАЛ КОНОПЛЮ, ПОСАДИЛ БАБКУ, ПОСАДИЛ СОСЕДА, ПОСАДИЛ НАРКОМАНОВ…»


***
Получилось? Отлично. Вы не так уж безнадежны. Перейдем к следующему этапу.


СОВЕТ № 2. Стакан бульона на ведро воды


Как говорила моя школьная подруга: «Сочинение на заданную тему — это ведро воды слов, в которое добавлен для запаха стакан бульона цитат, а одинокая капля жира на его поверхности — твоя фантазия». Побольше фантазии, коллеги! Понаваристей!


***
Народный фольклор: Входит Иван-дурак в избушку — там сидит младшая сестра Бабы-Яги, Костяной Ноги, седая, беззубая…


Фольклорный плагиат: — Это вы — младшая сестра Бабы-Яги? — Недоверчиво уточнил парень.


— О, да! — С достоинством ответствовала я, демонстративно запахиваясь в полупрозрачный голубой халатик. — А в чем дело?


— Видите ли… — Парень смущенно перекладывал меч из руки в руку. — Видите ли, ваша сестра сказала, что у вас есть информация о Кощее Бессмертном…


У меня, собственно говоря, был и сам Кощей Бессмертный, мирно почивавший на двуспальной кровати. Кислая улыбка на моем лице все больше напоминала гримасу. Иван, не будь дурак, откровенно глазел на мои бедра, едва припорошенные воздушной тканью халатика.


— Впервые слышу. — Решительно отмежевалась я от знакомства с Кощеем.


— И что мне теперь делать? — Неподдельно огорчился и растерялся парень.


Мысленно — и весьма нецензурно — проклиная горе-вояку, я наскоро сотворила жирную зеленую лягушку и, без труда убедив онемевшего от удивления Ивана, что лучшего проводника ему не сыскать, бросила ее оземь. Квакушка, влекомая инстинктом самосохранения, резво заскакала к терновой куще. Иван опрометью кинулся за ней, придерживая свободной рукой облезлую заячью шапку.


Я с облегченным вздохом захлопнула дверь, сбросила халат.


— Кто там, дорогая? — Сонно спросил Кощей, распахивая мне объятья.


— Да так… Дурак один… — Отмахнулась я, ныряя под одеяло.


***
Попотчуйте читателя своей стряпней — авось понравится. Авось наестся. Но может и тарелкой в повара запустить…


СОВЕТ № 3. Из личного опыта


Иногда кажется, будто бы все, что вы хотели сказать по данному поводу, сказано до вас. Не отчаивайтесь. Эффекта новизны можно достигнуть, назло коллеге утверждая обратное.


***
Ник ПЕРУМОВ, «Рождение мага»: «Дорожка к кладбищу выглядела неважно…»


Вариация на тему: «…Похоже, дорога к кладбищу была единственной приличной дорогой в этом захудалом городишке. На нее пошли сотни кубометров серого и розового мрамора, более уместного в облицовке храма. По ней хотелось ходить всю жизнь. По ней хотелось пронести невесту на руках. Я бы не удивилась, узнав, что похоронные процессии дотаскивают гроб до кладбищенских ворот и разворачиваются, дабы в угоду покойному повторить последний путь на „бис“…»


***
Попробовали? Получилось? Ну что ж, поздравляю. Вы добились заметных успехов. Никто не докажет, что сюжет краденый. Плагиат стал почти неотличим от полета фантазии.


ТАК НА КОЙ ЧЕРТ ОН ВАМ СДАЛСЯ?! ЛЕТАЙТЕ!


Пусть ОНИ вам завидуют, опубликованные бездари…."


Конец публикации
***



А теперь, чтоб дополнить тему о плагиате, я продублирую ещё один текст - моё эссе, написанное ранее и со-звучное шутке Ольги Громыко: "В помощь культурным авторам - кое-что о плагиате" - https://www.stihi.ru/2014/04/27/6155. Отмечу - публикую не с целью сравняться с любимым мною автором, а для приданию темы "даже плагиат требует творческого подхода" голографической зрелищности.


"Недавно на одной моей старой рецке два автора затеяли спор на тему «Карл у Клары украл кораллы». Надо Вам сказать, что «стехи», которые кто-то из них «сплагиатил» у другого – очень слабые, а местами и безграмотные.
Один графоман обокрал другого графомана. Уржаться!
Стыдитесь, граждане! Никакого полёта фантазии!
Вон, пару лет назад, один стихирский автор переписал от своего имени стихи Осипа Мандельштама. Чувствуете силу замаха!? Достойный выбор. Никто бы и не заметил. Мало ли что там плавает на поверхности малочитаемых тёмных вод Стихиры… Вот только прочёл он их на одной телевизионной передаче с одобрения литературного критика. Конечно, несколько слов new-Мандельштам заменил, а кое-что даже вставил и от себя, но алмазные осколки обкраденного текста так ярко сияли сквозь серую грязь, что надо быть совсем неграмотным, чтоб не заметить канву авторства гениального поэта.
Аккуратней надо это делать, господа!
Вот. Учитесь, как это делают люди.


Оригинал - Псалом 136.
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья:
"пропойте нам из песней Сионских".
Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя,
если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили:
"разрушайте, разрушайте до основания его".
Дочь Вавилона, опустошительница!
блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"


А вот так Роджер Желязны обработал Псалом 136:
«На берегу реки благословенной заплакали мы, вспомнив Авалон.
В руках мечей бесславные обломки, щиты развесили мы на деревьях.
Разрушены серебряные башни, в кровавом море скрылись мостовые.
Так сколько, сколько миль до Авалона?
И все, и ни одной.
Разрушены серебряные башни…»


А вот так я стырила часть идеи, приспособив её в своём стихотворении «Волновые свойства любви»:
«Сердце на части дробя
под сиротливой луной,
я отправляю себя
в квантах бозонной волной.
Сколько же миль до тебя?
Много их - и ни одной…»


Идея эта животворящая, и я стырила её ещё раз для афоризма «Путь к тебе»:
«Господи, ты всегда со мной – ты во мне живёшь.
Но как же труден и долог путь к тебе…»


Более того скажу. Не исключено, что я ещё попользуюсь как текстом Псалома 136, так и стихами Желязного - они так меня волнуют... И эту свою "реплику" я замутила исключительно с целью, чтоб кто-нибудь ещё их прочитал и взволновался. Ведь правда - красиво и глубоко!?


Это было лирическое отступление. А теперь по существу вопроса - ну, и что, найдутся смельчаки, которые будут ловить нас с Роджером Желязным на плагиате?"
***



А теперь - мои личные выводы по теме:
Господа! Совершенно неважно, что было источник вашего текста. Главное - чтоб он штырил, как нашатырь, дарил россыпь тем для размышлений и надолго застревал в памяти. Желаю вам!!!






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2017. Ода плагиату - пособие для начинающих