Прописи для литератора

Мария Гри: литературный дневник

Этим материалом я начинаю публикацию цикла общеобразовательных статей для авторов Стихиры.
Цель публикаций - иметь под рукой готовый материал для ответа на замечания рецензентов, чтоб ограничиться сноской и не повторяться в многословных объяснениях.
Потому, что каждый из нас неоднократно сталкивался с таким прискорбным явлением, когда читателями делаются предъявы автору по вопросам, давно уже решённым в среде образованных людей.


Итак.


Одна милая дама написала мне, что очень любила мою поэзию, но как только прочла одно(!) моё стихотворение с использованием матерного слова, сразу почувствовала себя оскорблённой и вычеркнула меня из своих избранных.


Она была категорична. Момент с человеком был утерян, и уже не имело смысла ей что-либо объяснять.


Поэтому я пишу сюда. Чтоб кто-либо, сомневающийся как правильно реагировать, подумал:
-А правильно ли возмущаться поведению постороннего тебе человека, на которое ты не имеешь никакого влияния, да и который тебе, по сути, до фонаря тоже?
-Полезно ли вступать со своим возмутителем в ругательную дискуссию?
-А может быть разумнее быть благодарным за то, что в вас пробудили какое-либо чувство?


Потому что чувство, эмоция - это энергия, которую надо использовать для личной пользы, переводя её во что-либо конструктивное и нужное для себя, своего роста, а не распылять в пространство непонимания-неприятия.

Хорошо бы, чтоб каждый хотел-мог получить начальную грамотность в энергетике собственного организма, которая заключается в том, что в каждом конкретном живом организме количество чистой энергии и возможности её самовоспроизводства - ОГРАНИЧЕННО конечным значением. Нельзя её расходовать бездумно! Так как в любом живом организме заложен процесс умирания со скоростью, пропорциональной уменьшению его энергетического запаса.


Это была преамбула. Итак, читаем основное по материалам статьи в "Лента.ру":
«Чувства надо оскорблять». Почему провокации в искусстве полезны для зрителя.
http://lenta.ru/articles/2015/09/18/abuse/


Анатолий Осмоловский:


"Идея «неоскорбления» чьих-либо чувств — абсолютно глупая. Чувства надо оскорблять.
Потому что когда мы это делаем, люди начинают эти чувства проявлять. Искусство в том числе занимается тем, что напоминает людям, что у них есть чувства. Страх задеть чьи-то чувства — религиозные, этические, политические и какие-либо другие — я считаю затеей реакционной, которая ведет к тепличному маразматичному режиму, где никто никого не оскорбляет и никто ничего не чувствует. Оскорбление чувств средствами искусства должно присутствовать в современном нормальном обществе.
Капиталистический мир весь состоит из агрессивных атак. Ему нужно научиться сопротивляться. Кстати, произведения искусства, которые якобы оскорбляют чьи-то чувства, во многом еще и тренировка умения не попадаться на маркетинговые стратегии и ухищрения. Кроме прочего, это еще и прививка от манипуляций, развивает у зрителя рефлексию и способности к самоанализу".


Георгий Литичевский:


"Кто хочет быть оскорбленным — найдет повод таковым себя почувствовать. Вне зависимости от того, зачем он это делает: потому что так устроена его психика или потому, что за этим стоит расчет на дивиденды. Если художники будут думать обо всех желающих оскорбиться, им придется связать себе руки.
Мораль не может диктовать, какие темы нельзя освещать в искусстве. Аморально бить картиной зрителя по голове, а изображать при этом на картине можно все, что угодно. Если кому-то картина не нравится — можно на нее не смотреть. Но запретных тем нет. Да, есть запреты в разных культурах на изображение чего-то или кого-то, но эти запреты условны и рассчитаны на определенную группу людей. Если мы будем все их держать в голове, то окажется, что ничего нельзя изображать, кроме орнаментов. Изображение не является физическим насилием, поэтому изображать можно все".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.09.2015. Прописи для литератора