Дом Неба

Солнце Моё: литературный дневник

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Хадак


Хадак (также хата; тибет.: ;;;;;;;; монг. хадаг; кит.: hada (;;); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.
Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, и сострадания.
Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие-отбытие гостей и пр. В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадакЛейт.
Хадак держат обеими руками ладонями вверх. Его надевают на шею гостю, или повязывают на дерево возле обо или бурхана.
В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани; хлопчато-бумажной или шелка. В Бурятии хадак может быть белого, синего, жёлтого и зелёного цветов. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо, или долголетие.
Белый хадак — символ чистоты, доброты. Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды. Красный хадак — символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ роста и процветания.
Известно, что Далай-лама преподносит Хата в качестве дара дипломатам, гостям или другим монахам, символизируя чистоту намерений и начало отношений.Мальвина
Хадак используется как геральдический символ в гербах: Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы, использовался у Агинского Бурятского автономного округа.


2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Яб-юм


Яб-юм (тиб. «отец-мать») — в буддийской иконографии (танках) изображение божеств и будд в любовном соитии (майтхуна) со своими супругами. Этот приём восходит к традициям Тантры и обозначает собой единение двух противоположных начал, мужского и женского. Приём широко распространён в тибетской живописи.
Основная интерпретация символики Яб-Юм в тибетском буддизме осуществляется в Ануттарайога-тантре (англ.)русск.. Мужское божество в данной интерпретации пассивно и выражает сострадание (karu;; IAST), а с точки зрения практики — упайя (искусные приёмы); женское божество выражает активное начало и мудрость praj;;).Лейт
Оба компонента необходимы для достижения просветления и составляют две его грани, при этом преодолевается дуализм субъекта и объекта. В более широком смысле Яб-Юм выражает просветлённое состояние, необходимое при медитации с использованием идамов.
Первые европейские путешественники, попавшие в Тибет, были поражены образами совокупляющихся буддистских божеств. Это было связано в первую очередь с их традиционно христианским воспитанием. В отличие от христианских стран, в Индостане секс сам по себе издавна был священен, ибо приводил к зарождению жизни. В тантрических традициях мир рождается при соитии мужского и женского начал. В тибетской традиции это широко отобразилось в иконографии и скульптуре, включившей Яб-Юм в число приёмов сакрального искусства.


3.


Иерогамия (;;;;; ;;;;;, ;;;;;;;;; «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.


Древний Ближний Восток
Храмовая проституция была распространена на древнем Ближнем ВостокеЛейт. В Шумере существовал обряд «священного брака» между царём-правителем шумерского города-государства и верховной жрицей Инанны, шумерской богини плотской любви, плодородия и войны. Существовало множество храмов Инанны в долине Тигра и Евфрата. Из них крупнейшим был храм Эанна, что означало «Дом неба» (;-an-na = святилище («дом» + «небо» + родит. падеж)Мальвина) в Уруке (верховная жрица выбирала в наложники молодого человека, который представлял супруга богини Инанны по имени Думузид-пастух во время церемонии священного брака, которая праздновалась ежегодно во время весеннего равноденствия).
В ряде случаев обряд служил практическим целям: миряне использовали эту возможность, чтобы заняться сексом с собственными супругами, таким образом, он направлял рождаемость таким образом, чтобы больше детей рождалось зимой, когда было больше времени позаботиться о них.Алиса


Греческая мифология
В греческой мифологии классическим примером иерогамии была церемония брака Зевса и Геры, отмечавшаяся в ходе Герайи (фестиваля Геры на Самосе, en:Heraion of Samos), а также, несомненно, её предшественники, нашедшие отражение в греческой архитектуре и культуре. (Впрочем, Вальтер Буркерт полагает, что Герайя (фестиваль Геры) — слишком сложная по своему составу, чтобы рассматривать её только как брак Геры" ). Большинство исследователей считают, что церемония проводилась, чтобы пропагандировать плодородие. Аналогичной была церемония союза Деметры с Ясионом, которую разыгрывали на борозде, которую полагалось вспахивать три раза, о чём пишет Гесиод:Нэт эта церемония отмечалась на Крите, где возникли многие из греческих мифов.


Тантрический буддизм
В тантрическом буддизме (Индия, Бутан, Непал и Тибет) существует сексуальный ритуал Яб-Юм, символизирующий союз мужского и женского божеств. Символизм ассоциируется с en:Anuttarayoga tantra, где мужская фигура обычно связывается со смыслами сострадания (karu;;) и опыта (up;ya-kau;alya), а женский партнёр — с «прозрением» (praj;;).Станислав КозловЛиса. Яб-Юм обычно понимается как представляющий первобытный союз мудрости и состраданияФотина.



Майтхуна в Кхаджурахо
Майтхуна — термин из санскрита, который в тантризме чаще всего означает сексуальный союз в ритуальном контексте. Это наиболее важный из пяти макара, он представляет собой основной элемент Великого ритуала тантры, известного как Панчамакара, Панчататтва или Таттва-Чакра.


Алхимия и юнгианский психоанализ


См. также: Философский камень и Святой Грааль



Изображение стадии «ферментации» священного брака. Из книги 18 века «Розарий философов».
Карл Густав Юнг посвятил иерогамии много мест в своём культовом труде «Символы трансформации».


Неоязычество


В Викке существует Великий ритуал, связанный с идеей божественного брака. Обычно он проводится символически путём вонзания кинжала в кубок, однако в Британской викке производится буквальное совокупление между Великим жрецом и Великой жрицей



Другие статьи в литературном дневнике: