Лиля Брик и Маяковский

Сан-Торас: литературный дневник

Лиля Брик и Маяковский - то, что нигде не прочтёшь
ДОПОЛНЕНО ФАКТАМИ https://stihi.ru/2020/10/14/1248


Сан-Торас
______Здорово Санто! Несколько раз ездил в командировку в Самару и частенько останавливался в местной гостинице "Азимут" и однажды довелось остановиться в номере в котором и Маяковский останавливался и Лиля Брик там бывала. Колбасило всю ночь. Потом вот это написалось..http://www.stihi.ru/2013/04/10/836


В.Маяковский,из письма к Лиле Брик:


" Ты прочтёшь это письмо обязательно и минутку подумаешь обо мне.Я так бесконечно радуюсь твоему существованию,всему твоему,даже безотносительно к себе,что не хочу верить,что я сам тебе совсем не важен..."


Из письма Лили Брик:


" Любимый мой щеник!Не плачь из-за меня!Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю!..Я верна тебе абсолютно.Знакомых у меня теперь много,есть даже поклонники,но мне никто нисколько не нравится.Все они по сравнению с тобой- дураки и уроды!"


Выше голову, товарищ Санто,
Пусть в жизни бывает место грусти,
Но мы - плечистые комедианты,
Сперва поплачем, затем закурим
Да и отправим к чертям собачьим,
Устроим выканье фанфаронам!
Даешь поэзу и никак иначе,
А разным гадам - путёвку к Харону...


Валерий Романов Треф 28.08.2016 12:42

Я вычеркну из жизни ложь и блеф -
Перо мое создаст сто новых фолиантов!
Держите выше голову, товарищ Треф!
И руку вам пожмёт товарищ Санто!


_____С интересом прочел твои посвящения Маяковскому
и Лиле Брик! Вернее Лилии Уриевны Каган. ( Отец Урий Каган).
Каждый критик, исследователь задается вопросом:
"А чем собстна брала Лиля?
Тому кто не поэт никогда не понять, чем она брала.
- Чем?
- ПОНИМАНИЕМ того, что он ГЕНИЙ.
Ибн ГЛАВНОЕ в жизни поэта - поэза.
И она вместе с Осипом ЦЕНИЛА его стихи, редактировала,
совершенствовала - это мало кто из женщин способен.

Каждый любит свой труд,
Как Пигмалион Галатею:))


Во время одного из них Маяковского спросили:
«Вы грузин или русский?
– По рождению я грузин, а по национальности русский, – ответил Маяковский
– Багдади – место моего рождения.
Грузином Маяковский, конечно же, не был:
он родился в семье дворянина, лесничего Владимира
Константиновича Маяковского и его жены Александры Алексеевны, урожденной Павленко, из рода кубанских казаков.
Но Грузия для Маяковского стала не просто местом, где он провел
первые 13 лет ( говорил по грузински)
Грузия подходила к его характеру и во многом оказала на него влияние.


Осип Брик был в восторге от стихов Маяковского и заняться их продвижением.
Что нравилось Осе, то нравилось и Лиле.
- До самой смерти Маяковский полностью обеспечивал эту парочку.
Их близкий друг Кольцов в камере во время следствия написал:
"Оговаривать никого не намерен, но Брики в течение 20-ти лет
были настоящими паразитами, базируя на Маяковском своё
материальное и социальное положение".


Конечно Осип ценил поэзу, ибн Даже в пошлятине Маяковского сквозит гений:


Я в Париже живу как денди.
Женщин имею до ста.
Мой член, как сюжет в легенде,
Переходит из уст в уста.


И это тоже о Брик:


Я лежу на чужой жене,
Одеяло прилипло к жопе.
Я штампую кадры стране
Назло буржуазной Европе.



Много о ней написано: Лиля Каган, в 13 лет
влюбилась в сына ювелира Осипа Брика, но безответно.
Без особых талантов, окончив гимназию она "искала себя":
математика, архитектура, лепка, балет, но увы...
Науки впрок не пошли, но был роман с собственным дядей,
потом забеременела от учителя физики - неудачный аборт,
и все же вывод:
"Лучше всего знакомиться в постели", - её слова.
Маяковский без труда вписался в революционную реальность.
Но Лиле и Осипу Брикам, пришлось приспосабливаться.
Анна Ахматова говорила:
"Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков,
где писатели встречались с чекистами".
(Л. Чуковская "Записки об Ахматовой").


Курировал это гнездо Яков Агранов - "палач русской интеллигенции",
причастный к расстрелу поэта Николая Гумилёва.
Бывал там и Сергей Есенин:


Вы думаете, кто такой Ося Брик?
Исследователь русского языка?
А он на самом деле шпик
И следователь ВЧК.


Да, Лиля и Осип Брик были сотрудниками ОГПУ.


Номера удостоверений: № 15073 - Лили
и
№ 25541 - Осипа.


С 1920-го по 1923-й год он работал юристом в ВЧК.


Поэт Алексей Кручёных рассказывал, что во времена НЭПа
эта парочка, зная кого из богатеев вскоре арестуют,
приходила и уговаривала сдать им на "временное хранение" все ценности.
Но попав в ГПУ мало кто оттуда возвращался.
Переводчица Рита Райт-Ковалёва рассказывала, как Лиля пыталась
её завербовать в качестве осведомителя в эмигрантских кругах Берлина.


Михаил Пришвин, хорошо знавший Бриков, записал в дневнике:


"Ведьмы хороши и у Гоголя, но всё-таки нет у него
и ни у кого такой отчётливой ведьмы, как Лиля Брик".


Часто изумляются:
что было особенного в этой в общем-то некрасивой
женщине, чем она притягивала, в чем ее загадка?


Но для меня нет никакой загадки в Лили – я отлично
понял – не прочитал, не узнал от кого-то, а именно
понял то, что не сумели понять даже ее биографы.
Так же как те, кто задаются вопросами: «Как ей удалось вызвать такие сильные чувства?
Получить столько посвящений, признаний любви? В чем секрет?»
История непростая, но прозрачная.
Сначала Маяковский познакомился с ее сестрой - 16-летней Эльзой. У них были близкие отношения – можно представить: если младшая сестра (еще школьницей) вступила
в интимную связь с мужчиной, то каков опыт к тому времени был у старшей?
Конечно, когда Маяковский увидел Лилю, ее взгляд – знающей, способной понять много больше, чем наивная девчушка-сестра, мгновенно заинтриговал его, возникла мужская жажда хлебнуть из этого колодца!
Но почему Лиля не разошлась с Осипом Бриком?
И как оказалось возможным то, что они жили втроём с Маяковским, когда он был столь ярым собственником?
Каким образом Брик, будучи образованным, интеллигентнейшим человеком, спокойно соглашался на любые ее романы?
На все это у меня есть ответы, хотя никогда не знал вживую этих людей.
В юности у Лили, так же как у Эльзы, была любовная связь, Лиля оказалась в положении.
В дальнейшем на просьбу Маяковского родить ему ребенка она ответила: "У меня была операция, после которой не могу иметь детей."
Это не секрет в ее биографии, но именно этот момент и стал
отправной точкой ее пути.
Лиля не могла иметь детей, поэтому ей бессмысленно было
заводить семью. Но она хотела любви, хотела жить полной жизнью, и, встретив Осипа Брика, Лиля заключила с ним союз.
Это была особая корневая связь двух людей, замешанная на их обоюдном еврействе – они оба знали свою национальную культуру, живя среди русских (чужих по внутреннему мироощущению людей), Лиля и Брик чувствовали особое родство: их объединяла пустыня, по которой Моисей водил 40 лет свой народ, чтобы вытравить из него рабство!
Значение этих и других вещей сближало Лилю и Брика особым образом.
Они вдвоем понимали нечто им близкое, но не нужное и не интересное другим.
Не зря Брик говорил ей: « МЫ ОСОБЕННЫЕ» – т. е. ОН и ОНА принадлежали к народу, названному в Торе ИЗБРАННЫМ, и это осознание объединяло их среди людей, мало что знающих о том, к чему они оба имели родословное отношение.
Кроме этой духовной связи, они были образованными, имели общность вкусов и интеллектуальных интересов.
Этот союз Лиля и Осип скрепили по существу фиктивным браком
и договорились быть вместе, обретя таким образом свободу!
Т.е. решили пройти эту «пустыню жизни» вдвоем - но не ПОРАБОЩАЯ друг друга!
Благодаря тому, что Лиля официально получила статус жены и жила с мужем под одной крышей, она, имея массу любовников, никогда не считалась в обществе гулящей женщиной, ибо она была замужней!
Осип не мешал ей спать с Маяковским и с кем угодно, так же как она не мешала ему иметь любовниц, при этом они заботились друг о друге, не имея обязательств перед теми, с кем вступали в близость.
Сколько ни умолял ее Маяковский оставить Брика – она говорила, что не может, что он ей родной человек, и эта позиция сохраняла ее свободу и независимость!
Ибо Маяковский не мог в полной мере ни посягать на нее, ни требовать, ни распоряжаться ею – она была женой другого человека!
Но поскольку любовником ее был поэт и он жил с ними
под одной крышей, был активным, известным человеком, то
он приглашал в дом друзей-поэтов с их девушками и Лиля блистала,
ошеломляя всех речами о свободной любви, изумляла своей
независимой смелостью на фоне мужа, который относился к ней
уважительно, и любовника, который ее обожал!
Их дом стал своеобразным очагом культуры. Поэты водили к ним
своих девиц, чтобы те послушали горячие речи Лили о свободной
любви, о праве личности на самоопределение и перестали жаться,
корочь «поняли, как надо давать и ничего не требовать»!
Лиля называла Осипа и Маяковского «щеники», в смягченной форме – "щенки".
Её пламенные призывы к независимой любви, особенно на стыке новой революционной жизни, ошеломляли смелостью, яркостью, притягательностью.
Она говорила, что мужчине надо давать свободу – пусть ходит по дому в обуви, курит, приходит когда угодно!
И ее собственная жизнь была тому примером.
Но на самом деле вся эта магия, все очарование этой личности с её оригинальными взглядами было не чем иным, как обаятельной ложью!
Ибо подобные игры возможны только тогда, когда женщина не способна иметь детей!
Ведь прелесть свободной любови в том, что такая любовь освобождает от обязательств, а потомство - это прежде всего ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ОБЯЗАННОСТИ!
Конечно, Лиля могла себе позволить любить сколько хочет и кого хочет!
Во-первых, у нее был «муж – ширма», их союз не любовь, а родственная дружба, разумеется, они могли переспать друг с другом, но это не меняло выбранного ими стиля отношений, поэтому без ревности и требований.
Во-вторых, она не могла забеременеть и ей не надо было остерегаться в сексе тех вещей, которые «тупо ломают кайф».
Секс без последствий дает иное качество раскрепощения, она могла себе позволить то, что для любой другой женщины чревато расплатой.
Но Лиля уже расплатилась на заре своей жизни, потеряв возможность быть матерью, и она не стала делать из этого трагедию.
И третье: у нее не было детей – почему не курить в доме и не топтать полы, по ним ведь не ползают малыши!
Лиля не хотела уйти к Маяковскому, потому что не хотела становиться его собственностью, но хотела, чтобы он любил ее.
И он любил, не мог оторваться, ибо не мог получить её целиком, полностью владеть ею!
Кроме прочего, она управляла его творчеством, вдохновляла, вселяла уверенность.
Лиля выставила Маяковского и не подпускала к себе, пока он не посвятил ей поэму!
Два месяца он бился об ее закрытые двери, скулил под ее окнами – но Лиля ему тупо не давала!
Когда же он принес «Исцелую имя Лилино» – открыла двери и дала!!! – такова реальность, как бы грубо это ни звучало.
Лиля сумела бедой, что случилась с ней в юности, не зачеркнуть судьбу, а напротив - сделать из беды свое знамя!
Ибо, имея детей, все это построить просто невозможно.
Нет никакой свободной любви! Потому что любовь приносит потомство – а это, прежде всего, долг, забота и бесконечная пахота!
Но ее гости, конечно, не понимали подводных глубин этой морали, и потому восхищались её независимостью, её отношениями с мужчинами – её личностью.
Если б не было Осипа Брика и культурного статуса жены, Лиля, с ее любовными похождениями воспринималась бы в обществе как обыкновенная гулёна – непорядочная женщина.
Лиля постоянно доила Маяковского:
Он получил четырёхкомнатную квартиру в Гендриковом переулке
№13/15 и прописал у себя Бриков.
Он много работал и страдал от ее бесчисленных измен.
Телеграммы тех лет:


"Всё благополучно. Жду денег", - Лиля.


"Киса просит денег", - Ося.


Он привёз по заказу Лили из Парижа автомобиль
"Рено" и она стала одной из первых в Москве женщин-автомобилисток.


Союз с Бриком Лили давал защиту, и она ценила этот союз, кроме того, их внутренне связывала принадлежность к их клану, у них было нечто своё, недоступное другим, даже Маяковскому – он все равно оставался гоем ( конечно, это никогда не озвучивалось, но его не было в той «пустыне» которая крепко связывало Лилю и Брика невидимыми, непонятными другим нитями).
Когда Маяковского не стало, Лиля продолжала жить его любовью уже фантомно. Она обклеила дом его портретами, рисунками, фотографиями разных ставших известными людей, что бывали у них в гостях, и продолжала привлекать внимание к себе,
стараясь для всех оставалась Музой гения.
Через 50 лет после самоубийства Маяковского Лиля, уже будучи глубокой старухой, выпила большую дозу снотворного, т.е. тоже покончила собой. И это окончательно связало ее с ним, получилось - ПОЭТ и МУЗА покончили собой.
Я не даю оценку этим отношениям - просто сказал то, что понял о ней. Но одна вещь в этой любви остается неприемлемой для меня.
Маяковский, со всеми его страстями и безумствами, со всеми
его идеями и заблуждениями, был искренним!
Он отдавался своим порывам ДО КОНЦА – до пули в сердце.
А Лиля все же играла и лгала – она придумала свободную любовь,
которой нет, потому что есть дети! И, будучи человеком в этом
смысле с ограниченными возможностями, она в отместку за свой изъян продекларировала свои возможности - безграничными.
Она увлекала своей декларацией любви, людей, для которых следование её тезисам и её примеру априори было невозможно.
Ибо на самом деле любовь втроём разрушает все на свете браки, но ее брак не разрушился, не потому, что он был необыкновенным, а потому, что этот брак был наполовину фиктивным, возможно не в сексуальном отношении, но в нравственном – точно.
Во всяком случае, Маяковский не понимал того, что понимал
Брик и Лиля - все это создавало для него, какую-то мучительную
загадку и он не мог ни освободиться от нее, ни жить с ней.


Цитаты из писем Лили:
.
"_____(с)Когда застрелился Володя, это умер Володя.
КОгда погиб Примаков - это умер он. Но когда умер Ося - это умерла я".
.
"_____(с) Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи.
Л.Б.
.
Володик доказал мне какой чудовищный эгоизм - застрелиться, для себя-то
это проще конечно всего.
.
Но ведь я бы все на свете сделала для Оси, и Володя должен был не стреляться-
для меня и Оси.
.
"_____(с) Володя обиделся на меня как маленький, за то, что я сказала, что он
слишком доверчив и не разбирается в людях.
Вскочил, чуть не заплакал, сказал: ты пользуешься тем, что я не могу на тебя
рассердиться.
Вообще Володя стал невыносимо капризен."
.
Осип говорил, что в Лиле его привлекает умение делать каждый день праздником. Без денег "Волосика" (он же "Щен", то есть щенок) этот праздник долго бы не продлился.
.
Сохранились письма, в которых Брик пишет Маяковскому примерно так:
"Вова, у нас с Осей закончились лавэ, поэтому высылай новые".
.
"_____(с) Я всегда любила: одного Осю, одного Володю, и одного Васю.


Что ищут в ликерчике Маяковского? - "переливы чуйств"
Облако в штанах.


Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Еще и еще,
уткнувшись дождю
лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,
догна;ла,
зарезала, —
вон его!


Некоторые читатели удивляются:
" если это шедевральные стихи о любви, то я в печали.
Словно по булыжнику или стиральной доске трясёшься в тарантасе.
Зубодробиловка.
Нет, уж лучше неувядаемый Александр Сергеевич:
- Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою...
Это же музыка! Живительный и чистый русский язык...


Эта реплика - вкусовщина. Маяковский - велик, а Лиля обыкновенная женщина,
но таков его выбор.


Цветаева - Маяковскому


Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!


Свои размышления о Бриках, их избранности я высказал, а факты
приведу из статьи Александра Сумзина:


На выставку "Маяковский. 20 лет работы" никто из деятелей искусства не пришел. Брики в организации выставки никакой помощи впавшему в немилость поэту не оказали.
Маяковский и раньше хотел уехать от Бриков, создать нормальную семью, но
Лиля всегда решительно этому препятствовала.
И он решился на разрыв, за 10 дней до гибели, внёс деньги в жилищный кооператив.


Наступил момент, когда и для власти, и для Бриков от мёртвого Маяковского
больше пользы, чем от живого.
Есть свидетельства, что Брики подталкивали поэта к самоубийству, постоянно напоминали ему об этом варианте выхода из жизненного тупика.
Строчка "Ваше слово, товарищ маузер!"


14 апреля 1930 года в коммунальной квартире №12 дома №3 по Лубянскому проезду, где у поэта была своя комната - рабочий кабинет.
Актриса Вероника Полонская после разговора с поэтом "…вышла за дверь его комнаты, он оставался внутри её, и направляясь чтобы идти к парадной двери квартиры, в это время раздался выстрел в его комнате…"
(Из протокола допроса).
Когда следствие ведёт сам убийца, всё можно сделать "шито-крыто",
но здесь "органы" изрядно напортачили.
1. У Маяковского было несколько зарегистрированных на него пистолетов, подаренных друзьями-чекистами. В первых протоколах зафиксировано, что стреляли из маузера (указан номер), но такой пистолет за ним не числился.
Потом всплывает браунинг, подарок самого Я. Агранова - номер тоже не тот. Следователи почему-то не проверили, за кем числится это оружие (!!!).
Пуля, гильза - всё сгинуло в карманах Агранова. Странная путаница.
2. Труп обнаружен на полу, но сфотографирован на диване.
3. Сторонники версии самоубийства всегда трясли окровавленной рубахой Маяковского. До передачи в музей в 50-х годах она хранилась у самой Лили Брик. На рубашке нет следов пороха - значит стреляли с какого-то расстояния. За те несколько секунд после ухода Полонской Маяковский не мог успеть: встать с дивана, достать пистолет, взять его в левую руку и, максимально отведя её вперёд, произвести выстрел. Так самоубийцы не делают. Правда, современные исследователи утверждают, что выстрел был произведён в упор, что вовсе не исключает присутствия убийцы. 4. Из протоколов допроса соседей можно сделать вывод: Полонская врёт и в момент выстрела она находилась в комнате. Возникает подозрение, что всё было не так, как она рассказывает. Возможно, собираясь уходить, она кого-то впустила в комнату. 5. Версия самоубийства целиком держится на показаниях Норы Полонской. Маяковского мучил вопрос, а не по поручению ли ОГПУ она в него "влюбилась". Ведь их познакомила сама Брик. Отношения Брик и Полонской строились по форме "начальник - подчинённый" ("… она вызвала меня к себе", - пишет Полонская). Именно для этого разговора Маяковский и привёз её в тот трагический день. И ещё. Будь она для ОГПУ чужим человеком, на неё бы с удовольствием повесили "убийство из ревности". Короче говоря, показаниям Полонской, а тем более изворотливой лгуньи Брик верить нельзя. 6. После гибели поэта обе дамочки стали взахлёб подтверждать версию следствия склонностью Володи к самоубийству. Родственники и друзья, не связанные с Бриками, наоборот, такую возможность отрицали. Когда недоброжелатели задавали поэту вопрос, а не собирается ли он покинуть сей мир, он говорил, что не покончит с собой, прежде всего из-за любви к матери.


Последний разговор с Полонской был для него так важен, что он накануне составил его план. Пункт №11: "Я не кончу жизнь не доставлю такого удовольствия художественному театру". Из протокола допроса соседки Татаринской: " 10 ч. 3 м. приблизительно постучался Влад. Владим. и был очень спокоен. Просил спички прикурить папиросу. Я предложила ему взять квитанции из Гиза и деньги. Взяв в руки, он вернулся от дверей и подав мне сказал "Я вечером с вами оговорю". И это за несколько минут до смерти (выстрел в 10.15)!
7. "Предсмертное" письмо, судя по всему, было подделкой:


- его нашли не в той комнате на Лубянке, где всё произошло, и не в его комнате в Гендриковом переулке, а в общей с Бриками столовой. Удачную находку среди других бумаг (!) обнаружил, конечно же, сам Агранов; - написано письмо на вырванном из гроссбуха листе, наспех, карандашом, хотя поэт пользовался только ручкой. "Заполучить ручку поэта даже на короткое время было весьма трудно. Да и подделать почерк чужой авторучкой почти невозможно: необходимо прежде выяснить наклон. Но все эти сложности устраняются, если воспользоваться карандашом. А уж сам почерк - сущий пустяк для профессионалов из ведомства Агранова. Не такие документы стряпались!.." ("Скорятин 1998"); - на письме проставлена дата: 12 апреля. Как будто поэт ограничил срок своей жизни двумя днями, но почему-то запланировал много дел и встреч на загробный период. Возможно, убийство было назначено на 12 апреля на квартире в Гендриковом переулке, но по каким-то причинам сорвалось; - сама Брик писала своей сестре Э. Триоле в Париж 12 мая 1930 года: "Стихи из предсмертного письма были написаны давно, мне, и совсем не собирались оказаться предсмертными". Только строчку "С тобой я в расчёте" заменили на "Я с жизнью в расчёте"; - современников поэта насторожил стиль письма, как будто надёргали и собрали вместе его цитаты. "Его надо было убрать. И его убрали… Ничего подобного поэт написать не мог". (Сергей Эйзенштейн). 8. Вполне достоверна и имеет подтверждения версия о том, что Маяковский если и не был штатным агентом ОГПУ, то по крайней мере выполнял какие-то секретные поручения за границей. Есть целый список не просто знакомых, а друзей-чекистов, с которыми он отдыхал, и которые жили у него на квартире. Он посвятил им стихотворение "Солдаты Дзержинского". Пять зарегистрированных пистолетов - кому такое позволят? За границей бывал часто и там сорил деньгами.


Во время поездки Маяковского в Америку в 1925 году загадочно погибли, а вернее убиты по приказу Сталина два человека: опекавший поэта во время поездки Исайя Хургин - председатель правления Амторга, через который шла подпольная работа Коминтерна и ГПУ, и Эфраим Склянский - бывший заместитель Троцкого в Реввоенсовете. Поехали отдохнуть на природу и оба утонули! Возможно, Маяковский слишком много об этом знал, кому-то рассказал, что-то сделал не так, как поручили. Незадолго до гибели, увидев на улице поэта Жарова, он подошёл к нему со словами: "Меня могут арестовать". Из опубликованных агентурных сведений ОГПУ следует, что в последние дни за Маяковским велась слежка. Сразу после смерти поэта его бумагами занимался сам начальник контрразведывательного (!) отдела ОГПУ С. Гендин. 9. За несколько дней до гибели поэта Яков Агранов сказал Лиле Брик, что им с Осей надо на время уехать, а в квартире "поживёт наш товарищ" (!!!). Это был чекист Лев Эльберт (Сноб).


Не он ли и убил Маяковского, а Полонская была нужна для подтверждения версии самоубийства? Считается, что Брики были в Лондоне, где проживала мать Лили (!), но уж слишком быстро они оказались в Москве после смерти поэта. Все поведение Бриков свидетельствует о том, что они знали, что Маяковский будет убит. 10. Дело велось второпях, и было закрыто уже 19 апреля. Всего 5 дней. На вопрос о причинах гибели Маяковского Анна Ахматова замечательно ответила: "Не надо было дружить с чекистами".
Похороны были организованы ОГПУ. Его сотрудники и писатели - в почётном карауле. Мимо гроба прошло 150 тысяч человек. На улицах - людское море. Полонской Брик запретила туда приходить. На всякий случай её продержали на даче показаний.



Поведение Лили Брик на похоронах многих неприятно удивило: в крематории с интересом наблюдала в глазок печи как сгорает труп. Урну с прахом не забирала целый месяц. Л. Брик, будучи замужем за О. Бриком, не состоящая ни в каких родственных отношениях с Маяковским, получила в наследство всё его имущество, архивы, деньги, пожизненную пенсию и половину гонораров от будущих изданий его произведений! Грандиозно! За какие заслуги? (Вторую половину поделили между матерью и сёстрами поэта). Предсмертная записка никакой юридической силы не имела и прав на наследство у Брик не было. Упомянутой в завещании Полонской дали путёвку в санаторий и всё! Это Лиля уговорила её отказаться от своей доли дохода от публикации произведений поэта. 50 рублей в конверте, ежемесячную помощь Маяковского сестре, за которой она должна была зайти в день смерти, представили как окончательный расчёт с семьёй. Вызывающие изумление цинизм и подлость! Анна Ахматова видела её в тот период: "… на истасканном лице наглые глаза".
Вскоре после гибели Маяковского хитроумная Лиля развелась с Осипом Бриком и захомутала красного командира Виталия Примакова, с 1935 года - комкора. Поселились в кооперативной квартире Маяковского на Арбате, и что поразительно - Осип Брик жил с ними! В гостях бывали: Тухачевский, Уборевич, Якир, Путна. В 1937-м году Примакова и всех упомянутых расстреляли. Обычно судьбы жён врагов народа складывались трагически, но это не тот случай. Интересно, узнал ли на допросах Примаков, что на него доносила его дорогая жёнушка?


Вскоре сгинул в страшных подвалах ОГПУ и её покровитель и любовник, заместитель Ягоды, Яков Агранов, "дорогой Янечка". Выкосили и завсегдатаев литературного салона Бриков. Есть легенда, похоже, сочинённая самой Лилей Брик в своё оправдание. Якобы и она была в расстрельных списках, но Сталин начертал резолюцию: "Маяковский - талантливейший поэт нашей эпохи. Не трогайте жену поэта". Он не знал, что она ему не жена? Следующим объектом паразитирования был выбран биограф Маяковского Василий Катанян. Надо было навсегда застолбить золотоносный "маяковский" участок и создать свой собственный культ - культ музы пролетарского поэта - Лили Брик! Удалось блестяще, как и всё, за что она бралась. В 1938-м году она увела его от жены и сына. Они прожили вместе около сорока лет.


Любила ли Лиля Брик Владимира Маяковского? Разумеется, нет. Она сама писала, что её раздражало в нём всё, включая внешность и даже фамилию, похожую на "пошлый псевдоним". Художница Елизавета Лавинская, подруга сестры поэта, близко знавшая Бриков, писала: "В 1927 году поэт собрался жениться на одной девушке, что очень обеспокоило Лилю… Она ходила расстроенная, злая, говорила, что он (Маяковский), по существу, ей не нужен, он всегда скучен, исключая время, когда читает стихи. Но я не могу допустить, чтобы Володя ушёл в какой-то другой дом…". Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского. "Общаться с ними было мне трудно, - признавалась Лидия Корнеевна, - весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского".


Актриса Фаина Раневская вспоминала: "Вчера была Лиля Брик, принесла "Избранное" Маяковского и его любительскую фотографию. Говорила о своей любви к покойному… Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в её жизни, только бы не потерять Осю. Я спросила: "Отказалась бы и от Маяковского?" Она не задумываясь ответила: "Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо быть только с Осей". Лиля Брик говорила: "Разве можно сравнивать его с Осей? Осин ум оценят будущие поколения". После смерти Сталина из лагерей стали возвращаться выжившие. Не сидевшие заговорили смелее. Постепенно на свет стала пробиваться правда. Л. Брик быстренько отмежевалась от прежнего режима. Оказалось, что старая гепеушница "противостояла официозу", "постоянно жила под угрозой репрессий", "страдала под железной пятой тоталитарной системы".


Лиля продолжила работу по прежней специальности: её домашний салон на Кутузовском (поселилась в 1958 году) широко распахнул двери для нового поколения наивных деятелей культуры и искусства. Стол ломился от немыслимых деликатесов, хозяйка оплачивала гостям такси. Там бывали: Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и актёры театра на Таганке, Микаэл Таривердиев, Татьяна Самойлова, Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие. Желая прикоснуться к живому свидетелю истории литературы, не зная правды, они на самом деле приходили к виновнице несчастной судьбы и смерти Маяковского."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.10.2020. Лиля Брик и Маяковский