***

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Собственная версия значения улыбки Джоконды» (Сан-Торас)


Привет, Санто.


Прямо сказать, не ожидала приглашения к пирогу мыслей и на выставку шедевров. Спасибо за двойное угощение.


Мону Лизу довелось видеть в оригинале, Вольтера рисовала в институте, именно эта великолепная скульптурная голова и позировала, и очень неплохо получилась, что отметил препод к моей радости.


Франсуа Мари Аруэ - Вольтер...мы переглядывались добрых четыре часа. Я у мольберта, он - на возвышении. Худой старец улыбался так многозначительно, мудро-хитро, с таким проницательным взглядом...В нём чувствовалась энергия и сила несокрушимого духа в слабеющем теле. И эта улыбка не была ни подобострастной, ни льстиво-угодливой, ни безумной, ни коварной, ни жалкой - она чудесным образом дополняла светящиеся глаза, читался и звал к себе яркий ум. Тонкое лицо играло.


Контраст!!! Слаб - но силён! Скорбен, печален и - улыбается. Глаза много пережившего человека, лоб в морщинах, а губы могут сказать что-то остро-смешное или, как припечатать, поразительно мудрое.


"Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас - это хорошо поступать самим."
"Кто умеет управлять собою, тот может повелевать людьми".
"Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника." (как и автор от читателя)
"Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков."(и поэтов)
"Брак — единственное опасное приключение, доступное даже трусам."
"Ваши уши слишком целомудренны, а ваши нравы слишком развращены."
"Врач — это человек, пичкающий лекарствами, в которых он мало что понимает, организм, в котором он ничего не понимает." (если что священник поможет отпеть пациента-С.К.)
"Все главнейшие иностранные языки можно выучить за шесть лет, но для изучения своего недостаточно целой жизни".
"Вся наша история — вымысел, с которым все согласны".
"Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя."


Такой же контраст в лице Стрепетовой с любимой картины Рокотова:
Заболоцкий:
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.


Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.


Хорошо, что такие лики доносят "преданья старины" и наполняют наши души.
Ещё Вольтер:
"Горе тем, кто переводит буквально и, передавая каждое слово, обескровливает смысл. Именно здесь можно сказать, что буква убивает, а дух животворит."


И вот тут хочу внести правку, Санто, поскольку ты исказил смысл моих слов, очевидно не поняв или не прочитав:


"Я тоже замечала, как километры рецензий пишут ни о чём, это проще всего. Но там, где труд души и мозги надо подключить - слабо, или критика, или нападки или ноль интереса. Но меня это никогда не удивляло. Это скорее норма. К сожалению.
Что ты чувствуешь - есть ли уязвление, возмущение, что вообще испытываешьв этой ситуации?"
Рассказываю о своём опыте общения с читателями - заметь слово СЛАБО к тебе не имеет ни малейшего отношения.
Тем не менее ты пишешь здесь:
"Мозги подключить мне не слабо, а так же не слабо - поставить на место, если кого-то замкнуло или заклинило."


Явно забрал на свой СЧЁТ! Верни назад, что ВЗЯЛ! Не твоё!!!!


Читаем дальше!
"А гоношится и задаётся до поры неразвитый мелкий и бедный цинизм и хвастовство в пелёнках. И это, конечно, не ТЫ." Заметь НЕ ТЫ!!!


"НЕ АВТОР ГОНОШИТСЯ - А ЧИТАТЕЛЬ ТУПИТ - ВОТ В ЧЕМ СУТЬ:)))" - пишет задетый за живое уважаемый профессор и друг стихиры и немного мой.


ЗА ЧТО? - такая нелюбовь К СЕБЕ и подозрительность?


Отлуп Кременецкой не по делу! СВОБОДУ Кременецкой!


"Договаривать все до конца — верный способ наскучить". - заканчивает Вольтер, который ещё и Франсуа Мари Аруэ, а Мона Лиза, ясное дело - мило улыбается.


Меньше говоришь, меньше мужчины находят к чему придраться. Молчаливая картина - просто находка, потому Леонардо, очевидно, возил с собой не жену, а картину.


Светлана Кременецкая 03.10.2017 17:38 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Ах, так Светик?!!!!
Ну, прежде всего, ГРАНД МЕРСИБУШКИ! - за пиршество Вольтеровскими
сентенциями - обожаю его! - ты угодила роскошным меню!
На счет: "Верни назад, что ВЗЯЛ! Не твоё!!!!"__(с)
- О, кей! - коль, не мое возвращаю - нам чужого не надоть!
"Отлуп Кременецкой не по делу!"
- Возможно, милый Светик:)
Однако, меня к скромности призываешь, воспитываешь, так уж взгляни
на свое отражение в реце:
Рецензия на (Сан-Торас) «Собственная версия значения улыбки Джоконды»
Читаем выше: Пока ни СЛОВА о том произведении, что ты прочла.
Сходу и ПЕРВЫМ ДЕЛОМ О СЕБЕ ЛЮБИМОЙ:
1. - "Я видела Мону Лизу в оригинале" - т.е. ( молодец!)
2. - " Я Вольтера рисовала в институте" - т.е. (опять ты МОЛОДЕЦ!!!)
3. - "И очень неплохо получилась, что и отметил препод" (ОПЯТЬ же ты МОЛОДЕЦ
И ТЕБЯ ЦЕНЯТ ЗНАТОКИ - т.е. (Преподаватель)
ПОХВАЛИВ под моим произведением СЕБЯ, ты, как лучший учитель скромности,
перекочевала к цитатам, сначала Вольтера, потом сказала о
Стрежпетовой на твоей любимой картины Рокотова и процитировала
вирш Заболоцкого, дальше в рецензии под названием:
"Моя версия значения улыбки Джоконды" (Сан-Торас)
Провозгласила свободу опять же САМОЙ СЕБЕ.
Поговорила о чем угодно, только не о том что я написал!
И в конце, точнее в последнем предложении уделила предмету
моего исследования одну и то, прости друг, дурацкую фразу :
"Молчаливая картина - просто находка, потому Леонардо, очевидно,
возил с собой не жену, а картину."
Дело в том, что Леонардо да Винчи никогда не был женат. Шутка мимо лузы.
Вывод: все, что я рассказал, включая стихи, осталось за дверью и внимания читательского, и понимания.- Что же мне думать о таком отзыве?
Но я доволен твоим выбором цитат и мне приятно знать,
что ты писала голову Вольтера - это означает, что ты АЛЛЕ в теме:))
И в благодарность немножко расскажу о скульптуре,
высеченной гениальной рукой Гудона! Ведь и Микеланджело, в свое время,
случайно наткнулся в каком-то флорентийском дворике на испорченную
каким-то неумехой мужскую скульптуру. Чего ж мрамору пропадать?!
Он взял и высек из того, что было статую Давида с пращей:)
- На вопрос - как Вам это удалось?!!
- Ответ - я просто убрал все лишнее:))
Знаешь, Светик, меня с детства прикалывало, что Вольтера звали Маша - верней, Франсуа-Мари. А Гудон поймал его, как раз в момент, когда Вольтер вернулся в Париж после двадцатилетнего изгнания.
На троне в то время сидел Людовик XVI. Узнав о возвращении Вольтера,
король стал искать приказ о его высылке. Но приказ этот не нашли -
затерялся за 20 лет и Вольтера не тронули.
Друзья философа хотели, чтобы Гудон сделал его мраморный портрет. Но
скульптор сомневался, поскольку некая мадам передала ему письмо Вольтера:
«Мне семьдесят шесть лет( в то время его лепил с натуры скульптор Пегаль), чтобы лепить мое лицо, нужно, чтобы у «меня это лицо имелось; с трудом можно угадать, где оно находится. Глаза мои ввалились на глубину трех дюймов, щеки мои похожи на ветхий пергамент, плохо приклеенный к костям, которые вообще ни к чему не прикреплены. Немногие зубы, которыми я обладал, исчезли. То, что я говорю Вам, не кокетничанье, это чистейшая правда. Никто никогда не лепил статую с человека в таком состоянии».


Это письмо Вольтер написал восемь лет назад! А когда увидел работу Пигаля сказал
всего одно слово: «Обезьяна».
И все же Вольтер согласился позировать. После каждого сеанса Гудон впадал
в ярость, тем не менее заставлял себя работать, но ничего не получалось,
до тех пор пока скульптор не увидел Вольтера в лазурной карете с золотыми звездами, одетого в соболью шубу, присланную ему в подарок Екатериной.
Вольтер приехал на премьеру своей пьесы . Гудон видел, как на его голову возложили лавровый венок и Вольтер воскликнул на весь театр:
«Вы хотите, чтобы я умер от счастья!»
( тут уж Светик бы его научила как надо быть скромнее)
Короч, на одном из сеансов, глядя в окно Вольтер сказал Гудону:
— Мало любить сады, нужны глаза, чтобы ими любоваться,
и ноги, чтобы в них гулять, а я скоро лишусь и тех и других…
Гудон был в отчаянье, работа не клеилась, но когда во время сеанса
философу, надели на голову венок. (Тот самый)
Лицо его переменилось, как по волшебству! Глаза вспыхнули и загорелись!
И Гудон, боясь упустить малейший оттенок ожившего взгляда, работал,
как сумасшедший!
Вскоре Вольтер поднялся с кресла и он поклонился скульптору:
— Прощайте, Фидий, — пойдем умирать!..
Этот сеанс с венком на голове был последним.
Когда Гудона попросили приехать к Вольтеру, он узнал, что несколько часов назад великого мыслителя не стало. Гудон снял посмертную маску и слепки с рук.
Возле Вольтера остался только его верный слуга.
Случилось худшее, впрочем то, что обычно случается
с гениями - НЕБЛАГОДАРНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО.
Близкие понимали, что церковь не допустит захоронения Вольтера. Как только
станет известно, о его смерти запретят хоронить не только в Париж, но и
где-либо Франции.
Был только один выход: Гудон отвлек внимание, спрятал посмертную маску
и поехал в карете к себе, будто Вольтер жив, просто спит дома.
В полночь со двора Вольтера для отвода глаз двинулись три кареты.
Впереди была та лазурная, в которой он ехал в театр,
в даренной русской императрицей шубе, на свою премьеру.
Затем две кареты обогнали лазурную и направились разными путями.
Слуга сидел рядом с мертвым хозяином, одетым в халат и натянутый на голову колпак. Карету бросало из стороны в сторону и слуге было трудно
удерживать возле себя прыгающего Вольтера.
— Ну, что за напасть! Будете вы сидеть спокойно? — воскликнул он
и вспомнив, что Вольтер его не слышит.
Так они мчались до первого крика петухов - живой из последних сил
держал мертвеца и после двенадцати часов бешеной скачки, карета
прибыла в аббатство Сельер, а утром Франсуа-Мари Вольтер уже лежал в земле. Приказ епископа с запретом хоронить безбожника и вольнодумца опоздал.
О смерти Вольтера запретили сообщать в печати.
Но с той ночи Гудон не прекращал работы над скульптурой и спустя пару месяцев отослал ее Гюберу, изучившему Вольтера как никто.
И получил ответ:
"..чем я заслужил честь, которую Вы мне оказываете?!"
"Вы воскресили, все движения этого блестящего ума!"
"Вы вернули его друзьям и вы дарите его потомству".
Гудон начал вырубать свое творение в мраморе, не доверял выполнять его мраморщикам - делал все сам. Говорили, что он сумасшедший, что он делает это из честолюбия. (Люди не меняются:)) Но он знал, что, работая самостоятельно, добьется того, чего не достигнет никакой мраморщик. И добился! - он пробудил глаза в статуи.
Предметом его особой гордости было то, как ему удалось передать руки Вольтера.
И Гудона искренне обижало, что многиеобращали больше внимания только на лицо. Особенно удивило его то, что долго разглядывал статую один живописец сказал, что глаза Вольтера прекрасно инкрустированы драгоценными камнями!
Гудон от изумления задохнулся не зная что и ответить, ведь он использовал в своей работе только чистый мрамор.
В тайне от всех Антуан Гудон высек две скульптуры Вольтера - одна заняла свое место в театре. Другую он проводил в Россию, она должна была стоять в покоях императрицы. Он услышал множество восторженных отзывов.
Но особенно ему запомнились простые и короткие слова Дидро:
"У этой статуи есть характер".
Спасиб тебе, друг мой, что сподвигла вспомнить об этом:)


Сан-Торас 03.10.2017 20:45



Другие статьи в литературном дневнике: