По четвёртому кругу

Валерий Шувалов: литературный дневник

В минувшие дни огромное количество публикаций в мировой печати было посвящено переизбранию Владимира Путина на четвёртый президентский срок. Общий тон их был несомненно критическим, в отличие от официальных российских СМИ, которые выражали свой неописуемый восторг по поводу прошедшего голосования. Мне удалось собрать некоторые материалы, посвящённые данной теме, в основном из немецкоязычной печати, и перевести наиболее показательные выдержки из них, которые приводятся ниже.


THE INDEPENDENT (Лондон): Жизнь российских оппозиционеров никогда не была лёгкой, но воскресные выборы обернулись для них полным фиаско (an unmitigated disaster). Если даже не принимать во внимание утверждение о мошенничестве, Владимир Путин может быть уверен, что его видение исключительного и реакционного государства получило поддержку большинства избирателей. Это ставит под вопрос само существование оппозиции. Конечно, это были не настоящие выборы, на которых выиграть был шанс лишь у мистера Путина, в то время как остальные кандидаты подвергались травле и оскорблениям со стороны управляемых СМИ.
Либеральные оппозиционеры получили всего пять процентов голосов. Алексей Навальный призвал бойкотировать выборы, но его стратегия провалилась (his strategy had backfired). По мнению одного из опрошенных российских экспертов, Навальный даже не осознавал слабость своей позиции. Он думал, что наступила предреволюционная ситуация, но не слушал советов и не интересовался результатами соцопросов, которые показывали, что только три процента населения поддерживали идею бойкота. Однако ему удалось создать сеть отважных молодых сторонников, которые не боятся запугиваний и репрессий со стороны властей. Вопрос теперь заключается в следующем: что дальше?


THE TELEGRAPH (Лондон): Владимир Путин выиграл выборы, которые он изначально не мог проиграть. СтОит ли поздравлять его с этим: Из двух его потенциально сильных противников один был убит (Борис Немцов), а другой (Алексей Навальный) не допущен к выборам.


CHRISTIAN SCIENCE MONITOR (Бостон): Обещание Путина сделать Россию снова великой означает на практике перевод часов назад, но не к коммунизму, а к временам советской империи. Но это также означает, что Россия вернётся в состояние советской уязвимости, прежде всего в экономическом плане.


TAGESANZEIGER (Цюрих): Вопрос следующих шести лет будет заключаться в том, сможет ли страна освободиться от фиксации на одну-единственную личность или же Путин стал уже заложником обстоятельств, которые он сам же и создал. Его безопасный уход могут гарантировать лишь спецслужбы, а это значит, что его преемником будет скорее всего выходец из этих служб. Или же сам Путин одобрит его назначение. Однако возможны и другие сценарии. К примеру, что может помешать Путину править пожизненно, как китайскому лидеру Си-Дзин-пину?


SUEDDEUTSCHE ZEITUNG (Мюнхен): Да, многие русские любят Путина, но те, кто его не любит, всё реже отваживаются открыто говорить об этом, вследствие воцарившегося в стране климата запугивания.


KOELNER STADT-ANZEIGER (Кёльн): Российское общество поднялось со своих диванов, чтобы проголосовать за Путина как гаранта стабильности и определённой степени благосостояния. Но оно не хочет войны. Поддержка Путина скорее пассивная. Она может быстро перерасти в свою противоположность, если русские захотят однажды проявить активность. В конце концов, даже кажущиеся совершенными режимы не длятся вечно.


WIENER ZEITUNG (Вена): Ещё во времена своего первого президентского срока Путин считался "западником", главной задачей которого была, в соответствии с замыслом Петра Великого, модернизация отсталой России. Однако затем он превратился в противника Запада, пытающегося найти противовес либеральной Европе с помощью православной церкви.


DER SPIEGEL (Гамбург): Владимир Путин одержал ошеломляющую победу. Однако он вряд ли станет теперь проводить реформы - это поставило бы под вопрос всю выстроенную им систему власти. Скорее всего всё останется по-старому: те же национализм и хвастовство (Prahlerei)... Россия всё больше стагнирует при его авторитарной власти, которая установила контроль над обществом и выстроила фактически "режим запугивания" (ein Regime der Einschuechterung).
Прошедшие шесть лет правления Путина стали фактически потерянными годами. И люди почувствовали это на себе: реальные доходы упали, в стране 20 миллионов человек живут в бедности. Сотни тысяч людей покинули Россию, поскольку они не видят в ней для себя никаких перспектив. Между тем промышленность уже на 70 процентов контролируется государством, и у частного сектора всё меньше свободы действий. Кремль боится слишком большой экономической свободы.
Путину следовало бы предпринят всеобъемлющие реформы, чтобы преодолеть стагнацию. Но он вряд ли пойдёт на это, поскольку это поставит под угрозу всю его систему власти. Поэтому он судя по всему, не будет рисковать, время от времени объявляя о каких-то промежуточных мерах, которые призваны будут доказать, что в стране что-то делается. Этим он не успокоит своих критиков, но его это особо не беспокоит: оппозиция раздроблена, как это ещё раз доказала грызня в день выборов между Алексеем Навальным и Ксенией Собчак.


FRANKFURTER ALLGEMEINE (Франкфурт-на-Майне): За свои восемнадцать лет у власти Путин создал государство, скроенное по его вкусам. Агрессивный национализм и враждебность по отношению к Западу являются ширмой, прикрывающей ров между городом и деревней, бедными и богатыми, реальностью и инсценировкой.
По демократическим меркам избрание Путина было фарсом. Уже сам выбор кандидатов был осуществлён по сценарию Кремля, без согласия которого у претендентов не было ни малейших шансов собрать подписи, необходимые для их регистрации. Пример Навального показателен в этом отношении. Даже кандидат от компартии Павел Грудинин не был исключён из списков, несмотря на свои счета в швейцарских банках: власти сочли, что так будет лучше, чтобы выборы были признаны легитимными.


DIE WELT (Берлин): Глава Кремля переизбран подавляющим большинством голосов. Но что дальше? Реформы или конфронтация? Первое представление об этом может дать назначение нового премьер-министра.
"Мы обречены на победу" - провозгласил новый старый президент в своём выступлении у стен Кремля воскресным вечером. Тысячи его приверженцев внимали ему. Путин говорил о неизбежности успеха своей страны в мире, но это прозвучало так, как будто он говорил о себе лично.
На сей раз он получил рекордное количество голосов: более пятидесяти миллионов россиян проголосовали за него. Помнится, что в прошлый раз, когда за него проголосовали 45,6 миллионов избирателей, он даже всплакнул от гордости за свою победу, благовидно сославшись на сильный ветер. На этот раз обошлось без слёз: новый Путин силён, как никогда, и будет теперь обдумывать новые возможности применения своей власти.


DER TAGESSPIEGEL (Берлин): Пора назвать вещи своими именами: у русских не было настоящих выборов. Голосование не было ни честным, ни свободным. Результат был предрешён заранее. Российские граждане сыграли роль не актёров, а статистов в этой инсценировке... Таким образом, из воскресного результата невозможно сделать правильный вывод, насколько действительно любИм Путин в своей стране.


DIE PRESSE (Вена): Выборы фактически явились референдумом в поддержку Путина и успехом Кремля. В этом им помогли враги России из заграницы, слабые и разобщённые противники внутри страны, а также немного манипуляций (ein wenig Manipulation). Предвыборная борьба свелась де-факто к борьбе за явку. Высокая явка должна была означать поддержку системы. Можно сказать, что властям теперь будет легче управлять страной. Но в более отдалённой перспективе Кремль рискует ещё бОльшим отчуждением от хорошо образованных, в основном городских, слоёв общества.


DER STANDARD (Вена): В победе Путина никто на сомневался, но даже близких к Кремлю политиков поразил масштаб этой победы. По данным избирательной комиссии, за президента проголосовали 76,68% избирателей. Выше были только результаты выборов в советские времена... Наученные горьким опытом 90-х годов, россияне не хотят больше никаких экспериментов.


NEUE ZUERCHER ZEITUNG (Цюрих): Выборы 18 марта были для Путина лёгкой воскресной прогулкой. Его переизбрание было уже давно запрограммировано. Раздираемая внутренними противоречиями правящая элита не видит ему никакой альтернативы. Однако главным врагом Путина являются не шесть его соперников на выборах, а апатия в стране. Когда в мае этого года элита страны соберётся в Кремлёвском дворце, чтобы присутствовать на инаугурации Путина, всем присутствующим будет ясно, что время его пребывания у власти начало обратный отсчёт. Что будет по истечении его четвёртого срока, не знает никто. Всем достаточно хорошо известно, что в России до сих пор не отработан механизм мирной и безболезненной передачи власти.


DAGENS NYHETER (Стокгольм): Странно, что Путин вообще проводит выборы, ведь так или иначе на них всё, включая итоговые цифры, подвергается манипуляции. И всё-таки выборы важны для него, т. к. они должны показать, что нация стоит за своим лидером.
В то же время у Путина нет никакого плана на будущее. Он поставил на центральные позиции молодых технократов, которые не знают, чем им заняться. Преемников пока также не предвидится. Но, может быть, Путин и дальше не пожелает выпускать бразды правления из своих рук. Большим вопросом поэтому остаётся, ЧТО будет с Россией, когда он однажды покинет политическую сцену.



Другие статьи в литературном дневнике: