Наталья Шлемова о спектакле Старик и море.

Наталия Журавлёва: литературный дневник

Источник: http://www.proza.ru/2017/07/21/1946


Спектакль Старик и море А. Васильева
Наталья Анатольевна Шлемова
Спектакль «Старик и море» - приношение Юрию Любимову



«У нас есть Эрнест Хемингуэй, свирепый молодой человек, прошедший суровую жизненную школу, вышколенный высокой требовательностью к себе, настоящий художник, для которого жизнь – родная стихия…». (Синклер Льюис)
* * *
«За год до премьеры разве можно сказать, что получится из Хэма (я по-дружески, из Хемингуэя, по памяти прошлого), из его трагической повести «Старик и море».
Да разве в этом дело!
Что мы хотим: Алла Демидова, Владимир Мартынов и я, да еще команда художников и техников – все вместе под зонтом Чеховского фестиваля?
Благодарности хотим. Памяти хотим. Любви хотим. К этому Великому Творцу Протеста – режиссеру Юрию Любимову. И никаких предательств, и никакого ропота.
Ради имени его в год столетнего юбилея собрались мы все вместе, чтобы представить публике наш спектакль «Старик и море». (30 сентября 2016, Анатолий Васильев).
* * *

Победителей не судят!
ПОКЛОН! Ом.


* * *


Мне трудно начать писать отклик/рефлексию на этот потрясающий спектакль, по многим причинам… но в первую очередь потому, что он необъятен и многослоен, как само Море - Душа. Ярок и сочен, многоцветен и аутентичен, как сама великая Повесть великого Писателя. Непредсказуем и многогранен, как сама великая Актриса, сыгравшая в моноспектакле – акции Памяти Юрия Петровича Любимова, нашего великого современника, 100-летний юбилей которого отмечается во всем мире. И утончен, как поставивший его режиссер, и композитор, написавший к нему музыку.


Трудно (физически…) и потому, что нашу Планету раскачивает сегодня, как в бурю на море, и любая высокая акция Памяти – шедевр Искусства, как данный спектакль, есть очищение нашей Планеты от переполнившей ее скверны! И только Общение (астральное) с моим Учителем – Аллой Демидовой – спасает меня от потери равновесия и растраты энергии.
Потому и держу всегда ее портрет – фото перед собой. Поклон!


Я страстно хочу, чтобы канал Культура снял этот шедевр Анатолия Васильева, которого я безмерно уважаю, как художника и гражданина, и показал всей России. Уверена, это будет сделано. Аминь! Поклон.


И, конечно же, это – Мировая премьера, ибо более европейского, интеллектуального спектакля я за последние 25 лет не видела. Последний, который смотрела, – «Федру» М.Цветаевой на Таганке, в постановке Романа Виктюка, с Аллой Демидовой (1992-93 годы). Поклон!
_________________


Демидова начинает почти с тишины… для ее-то голосовых возможностей!, почти вкрадчиво, обволакивая… и… нарастает, нарастает как ураган, дойдя до сверхъестественной кульминации в сцене смертельной борьбы Старика с акулой. И взрывается море и грохочет музыка и над всем этим захватывающим зрелищем – трубный глас Актрисы! Разрывающий сердца зрителей на части, разбивающий черепа! Дабы создать их заново, наилучшим образом – трансформация, огненная трансмутация, или алхимия психической энергии, называется. (См.: «Пространство Голоса»: http://www.proza.ru/2015/05/26/1795 ; http://www.proza.ru/2017/02/08/1316 ).


(Весь спектакль Актриса работает БЕЗ микрофона, прекрасно слышно и в конце амфитеатра, где я сидела.)


Да-а-а- … нечеловеческие связки у Вас, Алла Сергеевна. Да-а-а-а…. Разумеется, Вы повесть Хемингуэя подняли до высот античной трагедии, кто бы сомневался, как Вы уже делали не раз с другим литературным материалом (см.: «Темные аллеи» И.Бунина: http://www.proza.ru/2015/05/18/50.) И взглядом медузы Горгоны с гарпуном в руках взираете в зал, сидя с прямой спиной на стуле, с полузакрытыми глазами, прямо как корифей! Мне нечего сказать, это – Дуэнде, Алла Демидова! Браво! Я счастлива, что живу с Вами в одно время! Поклон! Ом.
Я видела вчера (20 июля) в Вашей Игре – и Короля Лира, и Федру, и Медею (в сцене с акулой) и Эдипа, в одном лице.


Демидова играла не Старика, не мальчика, не Хемингуэя, но – себя (в кое веки раз)!..


(И не надо ходить ни к каким экстрасенсам, господа-товарищи, сходите лучше на Демидову, выйдите – другими, новыми, свидетельствую. ОМ!
Так, в 1991 году Алла Демидова со сцены пробила мою горловую чакру – вишудху, до сих пор замолчать не могу :-)


Из анахаты Актрисы (центра сердца) били по очереди: фиолет, рубин и золотой цвета – захватывающее состояние! Актриса работала сразу на трех чакрах: манипуре, анахате, вишудхе. Конечно, без Сахасрары чакры дело не обошлось, само собой. Связь с Космосом у Демидовой на лицо. Поле стоит Огненное, огромное, на весь Арбат и дальше!..


Уникальный ритм был взят и не порван Актрисой, ни разу не сбившейся с ритма, очень быстрого, надо сказать, даже страшно. Да, так гонит нас Рок, судьба, вперед – за счастьем, реализацией предназначения своего!


Отдельная тема – деликатность декораций, утонченность их: бирюзово-лазоревый, нежный, колышащийся занавес - Море, большая, серебристо-сиреневая Рыба зыбко колеблется в воздухе, - одним словом, рафинированный классический театр. Филигранно всё: цветотерапия (голубой - Душа, серебряный - духовный путь), миракль - чудо создано. (Надо сказать, спецэффекты не довлели, как сейчас это везде принято, пошловатое эстетство, довлело содержание/Идея – текст/Слово и вело за собой форму.)


Очень сильная, захватывающая, контрастная, мистериальная музыка Владимира Мартынова – композитора-мыслителя, написанная специально для спектакля, композитор был на премьере. Поклон!


Алла Сергеевна, оставшись верной себе, магически сыграла мистического Старика, и хотя и произносила слово «сука» с особым смаком.., но Старик у нее всё же остался врожденным/внутренним аристократом, не плебеем. Загадочный этот Старик, однако… .


Мне этот Спектакль сравнить не с чем! Спектакль-посвящение, духовное кредо.


Я обожаю театр имени Евгения Вахтангова! Спасибо Судьбе!


Анатолий Васильев – подлинный гений.

Это – высокая Культура.


Всем – поклон!


Шаг и Путь! ОМ!
* * * *


Зал стоя единодушно Благодарил создателей этого Действа - духовной ИНИЦИАЦИИ!


(очень хочется посмотреть спектакль еще ни один раз!)


P.S. Думаю, не ошибусь, если скажу, что данный спектакль, как и все поэтические моноспектакли Аллы Демидовой последних десяти лет, это - рождение новой театральной формы.


21.07.2017.
Наталья Шлемова,
Москва




Приложение 1. См.: http://www.demidova.ru; https://vk.com/demidovaalla;
+ ... http://www.proza.ru/2014/01/14/1942




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


16 фраз Анатолия Васильева о самообороне, театральной свободе и России. 05.05.2017


"На прошлой неделе тридцатилетие отметила «Школа драматического искусства». Основатель театра, режиссер и педагог Анатолий Васильев, в театральном мире известен экспериментами со стилем, концепцией «Лаборатория — Школа — Театр» и учениками — актерами и режиссерами, которые сегодня продолжают его дело. Мы вспомнили главные высказывания Анатолия Васильева, которые помогут лучше понять природу театра.
Об искусстве: Как я ненавижу искусство. Ну где его сегодня кто видел?


О самообороне: Театр по своему бытованию должен прикидываться вульгарным, пошлым, банальным, отвратительным, никчемным. Это его метаморфозы. Только благодаря этому он выживает. Если бы он был тем, что он есть на самом деле, что он есть сам по себе, то он бы никогда не выжил. Искусство слишком уязвимо. Оно должно прикидываться и принимать элементарные формы.


О театральной свободе и диктатуре: Тoлкoвaтeль, пeдaгoг и зepкaлo — тpи ликa peжиccepa. <...> Из трех функций режиссера самая опасная -- режиссер-толкователь, потому что в конце концов толкование превращается в диктатуру, а без диктата режиссуры практически производство спектакля невозможно. Но диктатура приводит к зависимости, исполнительству и художественному рабству. Мне кажется, от решения этого противоречия зависит судьба труппы, и на протяжении всех лет жизни театра, от Шекспира до Театра-Лаборатории Ежи Гротовского, великие и малые умы решали одну и ту же проблему: все труппы в театре ищут свободу, и все режиссеры в театре ищут строгость. Это сочетание строгости и свободы, равновесие сочетания дают качество спектакля.


О традициях и переменах: Мне мои педагоги, профессора , завещали заниматься театром, основами театра, русского театра и развивать эти основы. Я хочу сказать, что русский театр не только из Станиславского вышел, а из его учеников также, из Станиславского, из Вахтангова, из Мейерхольда, из Михаила Чехова. Русский театр – не только русская психологическая школа, русский театр ждет перемен. И в этот момент, когда вся страна устремлена к разрушению традиций, русский театр ждет не только сохранение традиций, но перемена в традициях.


Об анархии: В работе актера важны две составляющие - стремление к свободе и соблюдение строгости. И этот баланс - в зависимости от ментальности - меняется. Например, французам очень не свойственны естественность и освобожденность. Требуется долгий путь, чтобы освободить французского актера для креативности. В отличие от французского греческий актер, наоборот, анархичен. Ему требуется строгость. Русский актер безобразен в своем стремлении к свободе и анархии. Русский и анархичен, и фанатичен. Если он во что-нибудь верит, то уж до упрямства, с которого его не сбить и не "спить".
О России: Россия для меня — это почва, по которой больно ходить ногами. При возвращении первые несколько дней очень боязно. Хочется охранять себя, свои глаза, свое тело, свое настроение. Но потом привыкаешь.


О тяге к безобразному: Предел всякого искусства связан с организацией. Дальше начинаются симулякры, некие имитационные объекты, которые имеют видимость свободы, но на самом деле имитируют то, что уже достаточно круто сварено. Заорганизовано. Тогда появляются культуры варварские, грязные, и люди, для которых особым удовольствием является желание обрушить на глянцевую поверхность ведро с навозом. Они с удовольствием наблюдают, как навоз течёт по глянцевым телам, по глянцевым отношениям.


О современном театре: Театр в России уже совершенно другой — новый, молодой. Никто больше не задумывается над теми вопросами, над которыми задумывался я. Просто театр сказал, что необходимо нечто новое. Это нужно принять. Я думаю, что с этого момента и началась новая история русской драмы.
Я не из числа тех, кто отвергает современный театр. Я могу рассуждать о нем, анализировать, но я отказываюсь его отторгать и критиковать. Я вижу, что у него есть свой путь, обусловленный закономерностями. Театр поступает так, как поступает с ним жизнь, и к его процессам надо относиться с большей открытостью.


О молодых режиссерах: «Карамазовых» Константина Богомолова я принял от начала до конца. При том, что сам работал над Достоевским много лет и по-другому. Путь эстетических тюрем, подзатыльников и поджопников непродуктивен. Если позволить нынешнему поколению быть художественно свободным, оно, возможно, спросит: а каким был русский или советский театр в прежние годы? И обратится к традиции.


О рефлексии: Мне кажется, что русская театральная школа хороша именно стремлением к глубокому знанию, нас не удовлетворяют зрительские аплодисменты, я точно знаю, что даже после лучшего спектакля актер уходит со сцены недовольным, даже если он не показывает вида. Он понимает, что зрители удовлетворены, но сам все равно постоянно задает себе множество вопросов, его грызет душа, мешает, не дает покоя, и это хорошо.


О коллективном обмане: Встречаются два человека, где-нибудь в стране третьего мира, около гостиницы. Одному из них необходимо обменять валюту, ему в этом помогает случайный встречный, обмен совершен, все счастливы и расстаются. Позже человек, который обменивал деньги, видит, что купюры фальшивые. Он возвращается и найти обманщика, конечно, не может.
Можно ли сыграть это на сцене? Чем отличается реальность реального от реальности сценической? Лишь единственным обстоятельством: в реальной реальности тот, кто обменивает, не знает, что он будет обманут, а в сценической реальности оба участника об этом знают, и это очень существенное различие. Преодолеть это знание никакой техникой невозможно. Как бы вы себя ни обманывали, вы не сможете затуманить себе сознание. <...> Все это значит, что мы занимаемся искусством обмана, приходим ради этого в институты, то есть мы коллективные жулики. Мы ищем лучшего педагога-жулика, чтобы он научил нас этому воровству. Получается, что самая лучшая школа – та, которая обучает искуснейшей имитации? Это серьезная проблема, но она устраняется.


О границах воображения: Нельзя все сочинить, это невозможно. Существует зона, отведенная для сочинения. Импровизация не может быть сплошной и постоянной просто потому, что сплошная импровизация — это жизнь, сливаться с которой театру нельзя и незачем. Реальность театра объективна, в ней есть свои строгие законы, подлежащие изучению.


О реализме: Я думаю, что, когда люди теряют Бога, они говорят о реализме. Современная культура оперирует категориями реализма, но упаковывает их в нереалистические формы. <...> Устремляясь к реализму, они тем самым начинают претендовать на роль творца. Те, кто устремляется к реализму, имеют предел и никогда реализма не достигнут. Как бы к нему не приближались. Они должны иметь разум, чтобы останавливаться на достаточно большой дистанции до предела.


О трансмиссии: Спектакли не могут быть целью мастера. Целью всякого художественного начинания является передача. И общество, которое уничтожает институты трансмиссии в области культуры, наносит вред самому себе. У людей отмирают те составы души, которыми они должны гордиться.


Об учениках: Продолжает ли ученик учителя — дело не учителя. Если я заразил их художественной болезнью, воспитал в них охотника за сокровищами искусства, значит, я сделал свою работу. У Иакова было 12 сыновей — все разные. И это хорошо. Пусть будут такими, как есть. Но за их судьбой я не наблюдаю. Может, это покажется циничным, но так проще.
Думаю, что ученик должен сам взрослеть, развиваться и наблюдать за учителем: не умер ли он еще? <...> Но если я вижу, что кто-то из учеников стоит на краю обрыва, предупреждаю: «Старик, посмотри, что происходит». Они меня никогда не слушают. И я всегда наблюдаю эффектное падение.


Об опыте: Я ни в коем случае не хочу быть ни для кого примером. Равняться на меня — значит сделать свою жизнь ужасной. Но прислушаться можно. Я хочу только поделиться опытом, творческим и человеческим". // https://www.silakultura.ru/



Информация о XIII Международном Чеховском театральном фестивале и данном Спектакле: https://vk.com/wall-35636692



На фото - Ю. Любимов и А. Васильев.


______________



PPS. Спектакли Анатолия Васильева
14 мая 2017


"...режиссеру эпохи непрерывного безвременья Анатолию Васильеву — всего 75! Дай Бог ему всяческих таинств, которые продлили бы его жизнь до возраста оптинских старцев для мира и для России. Россия больше чем кто-либо нуждается в нравственных спасителях и наставниках, к несчастью, власти, отлучившие его от своей сцены, не способны осознать своего позора и замолить грех.
У большинства русских режиссеров — Станиславского ли, Мейерхольда ли, Таирова ли — не сложилась вторая половина творческой жизни, все они, так или иначе, истаяли тенью. К счастью, это не ожидает Васильева, в раздвинутом виртуально-дигитальном мире его свобода не тотально ущемлена. Я молю Богов театра, а они обитают где-то под небом Эпидавра или Парфенона, чтобы они вернули режиссера домой....". //
http://oteatre.info/podnoshenie-anatoliyu-vasilevu/




За скобками.
Надо сказать, публика в наших театрах становится всё хуже и хуже...сидишь в партере ли или амфитеатре и вокруг - веерное сопение, ёрзание, шуршание, свет от телефонов, а то и звонки на весь зал - и это на культовых-то постановках. Всё ниже и ниже опускаемся, "культурные" люди! ...


Н.Шлемова



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.08.2017. Наталья Шлемова о спектакле Старик и море.