Ольга Седакова

Покров Валерий: литературный дневник

Азаровка


Сюита пейзажей


1. Родник


И первую - тем, кто толпится у входа,
из внутренних глаз улыбаясь тебе,
и пьёт и не выпьет влюблённую воду,
целебную воду любви о себе.


И свет троеручный жаленья и славы
и боли, полюбленной до конца,
стоит над тобой, и лучатся суставы,
круглится ладонь, накрывая птенца.


И хочется мне изменённую чашу
тебе поднести, баснословный фиал,
звучащий, как сердце промытое наше,
чтоб Моцарт Горация перепевал.


2. Поляна


Здесь было поместье и липы вели
туда, где Эрасты читали Фобласов,
и ратное дело стояло вдали.
Как мелкие розы, аккорды цвели
и чудно дичали Расиновы фразы.


Виньетка в стране, где не рос виноград!
Но всё же когда-нибудь это умели,
когда соловей задохнулся, как брат,
обрушивши в пруд неухоженный сад,
над Лизой, как лучшей из здешних Офелий.


3. В кустах


- Ведь и я, -
это выйдет из слуха, из леса сухого,
- жила я когда-то.
Дурочкой здешней была я, к работе негодной,
и только что воду носила в родительский дом
по ступеням богатым.


Так и жила я и воду чужую носила, а можно ли пить,
не спросила.
Старая женщина с сердцем тяжёлым, как капля на ягоде,
вдруг надо мной наклонилась:
- Пора, говорит, собирайся.
И повезли,
и колёса стучали по брёвнам горбатым.


Плакало, капало, в доме скрипело, но мы-то уже не слыхали:
мы медленно, медленно траву лечебную из темноты выбирали:
буквицу, донник, поменник...


4. Ивы


Серебряных, белых, зелёных, седых,
то выдохнувших, то вобравших дыханье,
но круглых и круглых над ходом воды,
над бегом и холодом и задыханьем!


Другим не велят темноту приподнять,
но их никогда не попросят об этом -
всегдашних хранительниц хмурого дня,
кормилиц ненастного сильного света.


5. Холмы


Когда победитель, не веря себе,
черту переходит и смотрит снаружи,
он видит, что там ещё дело в борьбе,
и бич состязания уже и уже.


Там скачки в честь вечного дня Ильина,
в честь внутренних гроз, образующих почву,
зажмурив глаза и разжав стремена,
роняя с повозки небесную почту.


И внутренний к нам выбегает народ
и сыплет цветами изорванных денег
оттуда, где сёла, где мальчик идёт,
рассеянно свищет и хлещет репейник,


где тысячи сот коробов высоты,
и хлещет надежда и ломит запястье,
и падает дух, и роняет цветы,
сражённый обширностью замысла счастья.


6. Высокий луг


На медленном зное подруга лугов
и света подруга на медленном зное
лежит - и уходит лицо глубоко
в повисшее зеркало передвижное.


Пространство похоже на мысли больных:
оно за последние двери ни шагу:
- Я встану, я встану с цветов луговых,
но ты расскажи мне, куда же я лягу...


И сердцебиенье нагнётся над ней,
головокруженье поклонится в ноги:
ты лёжа летишь, ты летишь на спине,
летишь, как убогий на общем пороге.


7. Деревья


Как если ребёнок тому, что живёт,
захочет найти инструмент многоствольный,
и клавиши гладит, и просит, и бьёт -
но всё не похоже; и вот, недовольный
он крышку захлопнет и сам запоёт,-
так эти дома выступают невольно
из тёмных деревьев и ночь настаёт.


Они, как лампады, висят на холме.
Их, кажется, семь. Но безмерно спокоен
их счёт и себя умножает в уме.
А тот, кто снаружи, считать не достоин.


Они безымянны, как имя одно.
В них мёртвые входят, когда их попросят,
и воют собаки, но это выносят,
и видят луну, как большое окно.


Откуда посмотрят и сниться придут,
и масла в висячие чаши нальют.


8. Вещая птица


А там, далеко, где бормочет вода
нерусскую речь, и глаза человека
ни зги не увидят, и, рухнув туда,
глухим и немым возвращается эхо,


там вещая полночь по зарослям ищет,
и чёрный манок вынимает и свищет -


и птица летит, выбираясь с трудом,
как будто ища позабытые двери.
Себя ли ей хочется бросить, как дом
свои времена обогнавшей потери?


Но чтоб ей не сбиться, за нею идут
и чёрный фонарь перед нею несут.


- О Господи, Господи, тело моё
давно уже стало подобием щели,
в которую смотрят на дело своё
те силы, какие меня разглядели,-


и вот, поднимаясь и падая в нём,
я переполняю летающий дом!


9. Лесная дорога


И пахнут цветы тяжелей, чем всегда.
И, приоткрывая запретную створку,
лесная дорога уходит туда -
к жилищам невидимых, к птичьему Орку,


где речка поёт с неразомкнутым ртом
про прошлую жизнь без названья и цели
и грешные души вздыхают о том,
что варят для нас приворотное зелье.


И столько пропавшей и тайной любви
замешено здесь на подпочвенной влаге,
что это, как кровь, отзовётся в крови,
дорогу покажет и крепнет в овраге.


10. Овраг


И так уже страшно - и всё же туда,
немного помедлив, как жидкость в воронке,
опушек и просек цветная вода
сбегает, и гибнет, и ходит по кромке.


Там ягода яда глядит из куста
и просится в губы, и всех зазывает
в родильную тьму, где зачатье конца
сама высота по канве вышивает.


11. Небо ночью


И это преддверье Плеяд и Гиад,
цветной красоты, распростившейся с цветом.
По узкому ходу мы входим назад -
в иголку, трудящуюся над предметом.


Ныряя в глубокую ткань и потом
сверкая над ней остриём безупречным -
над чёрным шитьём, говорящим о том,
что нет никого, кто звездой не отмечен.


12. Сад


И дом поджигают, а мы не горим.
И чашу расколют - а воздух сдвигает
и свет зажигает, где мрак несветим.
Одежду отнимут - а мы говорим,
и быстро за нами писцы поспевают.


И перья скрипят, и никто не устал
писать и описывать ту же победу,
и вишни дрожит золотой Гулистан,
и тополь стоит, как латыни стакан,
и яблоня-мать, молодая Ригведа.






Другие статьи в литературном дневнике: