О друзьях и о разочаровании

Мария-Алиса Свердлова: литературный дневник

Вспоминаю всех тех людей - замечательных и не очень, - с которыми сталкивала меня жизнь... .
...Тогда было мне 5, а потом 6 лет. Жили мы тогда в замке, старинном, с бастионами, донжоном, кухнями и тюрьмами, залами и кладовыми. Маленьким, нам с сестрой он казался огромным. И замковские наши полтора-два года - очень счастливыми. Тогда еще я не понимала того, как трудно приходится маме, там, одной, среди озлобленных эмигрантов из Союза.
Замок находился в Монжероне, густо заселенном арабами, русскими эмигрантами и, частично, коренными жителями, то бишь французами всех мастей и национальностей, Подпарижье.
Замок, замок моего детства. Сколько исковерканных судеб, сколько странных историй, таинственных смертей, Золушек, Синих Бород.
Каждый, кого судьба закинула в его сети, уже не мог забыть его, каждый мечтал оттуда выбраться и - оставался... и судьба каждого превратилась в постоянно меняющийся калейдоскоп комического и трагического.
Но именно в тяжелые моменты судьба - нет, Провидение - посылала нам замечательных друзей, тех, которые для жизни, а не для праздника, как почти все наши московские знакомые.
Анка и Марина - жены 2-х братьев Леши и Лени, ленина-лешина мать Майя Александровна, Наталья Александровна, маринина мать, красивая, талантливая, единственная из наших "замковских" друзей, которая живет в Москве.
И теперь я понимаю, что мы - те, кто вернулся, - счастливые, единственные, наверно, счастливые, из всех "замковских". Да что теперь! Я всегда это понимала. С того момента, как мы - мне 7, а сестре 5 лет - сказали вдруг: "Мам, хотим в Москву!" И собрались. И поехали. На поезде. И не опоздали, что стоило диких нервов моей уже тогда самой организованной в нашей семье сестренке.



Другие статьи в литературном дневнике: