Кодекс Защитника

Михаил Просперо: литературный дневник

1.Защитник служит только Богу.
2.Защитник с Суда Божьего не кормится и живет только благодарностью.
3.Высшая честь защитника умереть на Суде Божьем.
4.Защитник не ждет, когда его позовут.
5.Защитник не может быть слабым.
6.Защитник не имеет право отказать слабому.
7.Защитниками не рождаются, защитниками становятся.
8.Защитником может быть любой.
9.Защитник - это человек.


1 проблема. Отсутствие противопоставления двух систем. Что является безусловным минусом, так как на безальтернативной основе указывает полную победу капитализма над коммунизмом. Что на мой взгляд неверно.



При этом стоит не забывать, что если раньше существовали попытки описать противопоставления в будущем двух систем: капиталистической и коммунистической. («Стажеры», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» братьев Стругацких, «Час Быка» - Ефремова, «Цивилизация статуса» Клиффорда Саймака), - и было интересно узнать, а что же нас ждет в будущем? То сегодня в фантастике такие книги являются большой редкостью Из последних, могу отметить лишь роман «Код Человеческий» Ивана Беденко. Однако и у Ивана показана безоговорочная победа капитализма. Приверженцы же коммунизма показаны как небольшая группа сопротивления.


Сегодня в большинстве книг фантастического жанра уже нет никакого противостояния, что отражает современные реалии мира, когда в мире бушуют только страсти и интересы кампаний: нефтяных корпораций, финансовых империй, информационных гигантов за сырьевые ресурсы, капиталы и влияние на массы, даже государства в этом разделе уже не имеют основного влияния. Яркий тому пример блокировка Twitter аккаунта Дональда Трампа. Собственно, сами государства – это лишь инструменты транснациональных кампаний или как минимум равные с ними игроки.


Возможно это вызвано тем, что большинство автором считает, что уже нет смысл сравнивать эти две системы. Если по сути весь мир – сплошной капитализм. В таких условиях авторы взяли курс на описание безальтернативного будущего, где спор между собой ведут сильные группировки, с яркими лидерами, которые при этом умеют себя скрывать и не показывать себя публике.


Помимо преступного мира (итальянская и русская мафия, японская якудза), по такому принципу построены все семейные бизнес-империи: империи Ротшильдов, Рокфеллеров, Морганов, Барухов. Да, мы знаем кто основал их много столетий назад, но те, кто сегодня реально принимает решения, не публичны. И мы можем только догадываться об их именах.


Но идея одна - кто сильнее, тот и прав!


К чему это приводит? А ко второй проблеме….


2 проблема. Постапокалипсис



Следуя по такому пути, фантасты неизбежно приводят свои мысли к апокалипсису и жизни после него. Все фантасты с упоением описывают мир после катастрофы. Интересно, что такие современные фантасты как Олег Маркеев, Елена Чудинова, Глуховский - достаточно четко показывают и описывают как мир движется к апокалипсису и то, что будет после него и не предлагают иных вариантов развития событий.


Что для меня также неприемлемо, так как имею на этот счет собственную теорию. Как доморощенный философ, я склонен утверждать, что не только бытие определяет сознание, но и сознание также определяет бытие и соответственно будущее.


Основана моя теория на известной истории, которая сейчас уже многими воспринимается как легенда или миф. За несколько лет до гибели «Титаника» был написал фантастический роман «Титан», который описывал столкновение корабля с айсбергом. Но если верить в то, что мысли материальны, и они могут вызывать усиливающийся резонанс, то вполне можно и предположить, что описанная в общих чертах история корабля «Титана» через несколько лет реализовалась во вполне реальную катастрофу «Титаника».


Кстати, примерно также мыслил и Михаил Лившиц, вступая в спор с Карлом Марксом, который как известно считал, что именно «бытие определяет сознание». Лифшиц утверждал, что и «сознание также определяет бытие». Он был убежден, что прежде чем действовать, нужно отразить или описать предмет или направление, куда двигаться. Но чтобы верно отразить, нужно рассмотреть предмет и направление „в форме субъекта“. А что это значит? Найти в мире эти „формы субъекта“, вызвать их из глубин своего сознания. Что называется «визуализировать». И фантасты с упоением это делают: визуализирую темное будущее, тем самым, загоняя мир и нас с вами в пропасть, подталкивая к катастрофе.


Как сказал тот же Лифшиц: «Человеческое сознание никогда не могло бы стать зеркалом реальности, если бы сама реальность не обладала в определенных точках свойством зеркальности»


То есть, как я это понимаю, если люди пишут о том, что неизбежна большая война, а люди читают про это, то такое будущее нам и обеспечено.


Что характерно: даже Ефремов и Стругацкие, к примеру, описывали «светлое будущее», но также намекали на выход к светлому будущему после большой войны. А родоначальник «темного фэнтези» Лавкрафт в своих размышлениях вообще уже дошел до крайности и убежден, что силы зла давно победили.


Лично я не готов подталкивать таким образом мир к катастрофе и такую литературу не читаю.


3 проблема: «Освоение космического пространства».


В какой-то момент я вдруг понял, что чаяния многих авторов фантастического жанра связаны с освоением космического пространства. Современная фантастика и сегодня одним из основных сюжетов считает именно этот ход. Будущее человечества писатели-фантасты как самые передовые представители видят чаще всего за пределами нашей планеты.


Как правило, герои либо улетают с Земли, либо возвращаются на нее. И если и строят новое общество, то на другой планете и скорее всего за пределами Солнечной системы. При этом надо понимать, что чаще всего космос – это та же война за ресурсы, и всего лишь один из способов оттянуть апокалипсис.


Осмелюсь предположить, что данная сюжетная линия связана с тем, что фантасты считают: мы, люди, человечество на планете временное явление, и люди, чтобы выжить, должны покинуть Землю до того как произойдет большой взрыв Солнца или та же глобальная катастрофа: мировая война или апокалипсис.


Но современные успехи космической отрасли слишком скромны, чтобы говорить о том, что человечество (имеется в виду сам человек, а не его технические средства) вообще когда-то сможет покинуть пределы в радиусе 500 км от планеты Земля (для понимания: орбита МКС – 413 км, от Москвы до Санкт-Петербурга – 634 км). Я уж не говорю о солнечной Системе, или Галактике. В полеты человека на Луну не верю, поэтому и не рассматриваю их в качестве примера.


Конечно, можно мечтать об этом сколь угодно долго, тратить силы и ресурсы на написание таких текстов, но реальность и фантастика настолько сегодня расходятся, что интерес к таким прогнозам, а любая фантастика, это прогноз, будет стремиться к нулю.


Именно поэтому я не читаю книги про фантастический космос.


4 проблема. Если бы да кабы, то во рту росли грибы


Именно так я называю современные «фэнтези», новый поджанр литературы, чей взгляд направлен не в будущее, а в прошлое. Считаю, что «фэнтези» является нежелание авторов искать выход в светлое и справедливое будущее. Не зная, как изменить будущее, они скатываются к известной русской поговорке, указанной мной в подзаголовке: «если бы да кабы». Многочисленные сюжеты про попаданцев из будущего в прошлое для меня настолько схожи и неинтересны, что не могу привести ни одного примеры творчества, так как не могу вспомнить ни одного автора, просто по той причине, что в принципе не читаю такую литературу. Хотя и пишу на эту тему собственные тексты, но при этом я четко осознаю, что для меня такие истории больше напоминают рефлексию об ушедших годах, когда «деревья были выше, а трава зеленее» и совершенно не являются фантастикой, то есть взглядом в будущее.


Соответственно исходя из таких собственных размышлений я вывел себе формулу современного актуального научно - фантастического романа: он должен быть о будущем, он должен описывать способ разрешения всех противоречий максимально мирным путем без большой войны, он должен описывать будущее не после апокалипсиса, а вместо него. И, конечно, же он должен решать все проблемы на земле без полетов в космос.



Другие статьи в литературном дневнике: