Величайшее счастье я испытываю, сочинительствуя

Михаил Просперо: литературный дневник

На следующем этапе память обретает функции креативности. Для Набокова сама реальность— «это форма памяти» .Начиная с «Дара», «страстная энергия памяти» обрела статус творческой доминанты: «ключом к воссозданию прошлого оказывается ключ искусства»Лейт.
Но есть в набоковской эстетике и иной, тайный лик Мнемозины — мистико-трансцендентный. Об этом писатель говорил в интервью А. Аппелю:
«В моем случае утверждение о существовании целостной, еще не написанной книги в каком-то ином, порою прозрачном, порою призрачном измерении является справедливым, и моя работа состоит в том, чтобы свести из нее на землю все, что я способен в ней различить, и сделать это настолько точно, насколько оно человеку по силам. Величайшее счастье я испытываю, сочинительствуя, когда ощущаю свою способность понять — или, вернее, ловлю себя на такой неспособности (без допущения об уже существующем творении), — как или почему меня посещает некий образ, или сюжетный ход, или точно построенная фраза» .


ЛейтНабоков В. В. Марсель Пруст //Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. С. 277.



Другие статьи в литературном дневнике: