Вяч. Иванов о Страже Порога.

Михаил Просперо: литературный дневник

«Говорят тайновидцы (кто? где? когда? - Г.Я.), что на пороге духовного перерождения встаёт перед человеком страж порога, преграждающий ему доступ к светлейшей обители.
Горе путнику духа, если он не превозможет этого препятствия: напрасно окровавил он ноги на трудных тропах восхождения; он отбрасывается назад и должен начать путь сызнова, со дна глубочайших низин. Каким же является человеку роковой страж-испытатель? Им самим, его собственным двойником, собравшим и отразившим в своём обличии всё низкое и тёмное, что доселе пятнало белую когда-то одежду паломника и мрачило в нём образ и подобие Божие. Нельзя мне ни оттолкнуть, ни обойти, ни уговорить стража; и обличить его в лживой, пустой призрачности также нельзя, не обличив самого себя, не узнав в нём своего же двойника, не усмотрев и не постигнув, что нет в его ужасающем явлении ни одной черты, которая не была бы создана мною самим и не отпечатлела с неумолимою, потрясающей верностью всех затаённых извилин моей глубочайшей греховности. И если, «с отвращением читая жизнь мою», я, в самом трепете этого сжигающего меня проникновения, всё же не устрашусь своего живого зеркала и не утрачу веры в своё истинное Я, видя его в столь печальном искажении и унижении, - тогда только я смогу двинуться навстречу двойнику и пройти через него, сквозь него - к тому, что за ним, - кто за ним…
Если я найду в себе сосредоточенную силу прильнуть к тому, кто во мне воистину Я Сам, если сольюсь в своём сознании со своим, во мне вечно живущим и всечасно забвенным ангелом (монадой - Г.Я.), который - не кто иной, как я истинный Я, изначала и впервые сущий, - тогда, светлый и мощный, могу я сказать своему двойнику:
«ты - я», и свет мой вспыхнет в нём и сожжет тёмную личину, и, открывая передо мной ослепительный путь, он скажет мне, проходя, благодарный, мимо: «ты - путь».


(Вячеслав Иванов. «Родное и вселенское»., М., 94, стр. 390-391)
https://yasko.livejournal.com/968959.html



Другие статьи в литературном дневнике: