Зов, Тургояк, Мень

Михаил Просперо: литературный дневник

Вторник, 11 марта 2008 г. Городской архив попросил сдать еще часть личных материалов. Перечитываю. Переписываю себе в электронный архив.
Вот в этой тетрадочке всего три странички заполнены. Выписка из необозначенного тома "Грани Агни-Йоги" Абрамова (ученик Рериха), думаю, из первых. Выписка из книги Александра Меня - тоже до слова ЗОВ. То есть - перед смертью автор катакомбной веры услышал тот же ЗОВ, что и Рерих?!?
Свои стихи по ходу чтения и купания в утреннем озере возникшие. В этой чаше, где уже родилось ОГНЕБО, трудно писать. Проще потом переносить на бумагу плоские воспоминания, может быть...
Тетрадь была отброшена, так как мы пошли куда-то в поход, где восьмилетний внук испытывал себя. На крутых скалах. Или в тот год я его столкнул с катамарана, и он ВПЕРВЫЕ ПОПЛЫЛ, как лягушонок... О, всё это было много важнее, чем поиски Бога! Очень еретическое заявление, но ведь Отец наш Небесный поймёт меня и улыбнется сей ереси человеческой любви...


Итак - дождь. Четверг 15 августа 1996 г. Озеро Тургояк. В небесной музыке Миасса.


Грани - Август, 14.


Река жизни течет в океан Беспредельности.
Беспредельность, сущая вечно, принимает ее в лоно своё.
Живем в беспредельности вечности.
Вечно сущая жизнь уявляется во временности форм своего выражения, и временное становится выражением вечного.
Осознать уявление вечного во временном будет победою духа над ним, преходящим, и постижением тайны себя самого, ибо дух вечен.
Процесс осознания вечного будет процессом накапливания элементов бессмертия в микрокосме человека.


(здесь я отложил книгу и посмотрел в окно, где сквозь тонкий дождь было видно темно-серую воду и сине-черные глыбы Синегорья над нею)


Касаясь беспокойных вод
Застыли каменные волны
Далекий дождь идёт, идёт
И дух тревожится и ждёт
Предвосхищением наполнен
Касаясь беспокойных вод


Касаясь беспокойных вод
Ныряю чайкой, белой рыбой
Ловлю волны тугую глыбу
Выныриваю на восход
Где ярко-красным край пылает
Где, обернувшись, я узнаю
Того, кто к берегу идет
Касаясь беспокойных вод


(эти строфы даю в легкой правке сегодняшнего отдаления от черновика)


В каждом явлении жизни можно найти эти явления непреходящего, ибо всё существующее не имеет ни конца, ни начала, но связано с окружающим миром цепью непрерывной преемственности.


Александр МЕНЬ, т.2, оконч. 1 части (стр.58.):


Человек есть, прежде всего, личностное существо. Самопознающая личность, способная в своём мышлении охватить весь мир, не растворяясь в нем, - есть вершина тварного бытия.


(Это очень значительное замечание – возможно спор Меня с индийской легендой о соляной кукле, которая вошла в океан и счастливо растворилась – прим. сегодня).


Именно возрастание личностного начала было условием для движения человечества вперед. Но магизм затормозил «исполнение времен» на многие тысячелетия. Он извратил и самую религиозность человека, его отношение к Богу, его отношение к Природе и себе подобным.


Магизм требует от небес только даров, Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. В коллективе, подчиненном воле царя-мага, личность должна раствориться среди племенного целого, ибо властителю легче управлять массой, нежели личностями.


Властитель и коллективное сознание – вот две преграды для духовного возрастания человека. Племя и власть становятся над духом. Человек сливается с родом, он не имеет своей жизни…..


(Но Мень не учитывает существенный аспект процесса слияния с племенем – условие ВОЙНЫ СО ВСЕМИ – со зверями и иными людоедами в прямом смысле – а на войне человека нет, есть воин, как часть целого воинства,- человеком можно побыть дома за письменным столом…. – прим. сегодня).


….религиозный гений человека… только в состоянии личной ответственности и полной свободы находит он своё высшее признание, как образ и подобие Творца Вселенной.



Стр.66: ….Нужен был духовный переворот, отказ от плодов грехопадения, отказ от притязаний максимально овладеть дарами земли и неба.
Возврат к утраченному Богу, который постепенно начинался в исторические времена,


Требовал подвига
Преодоления
Творческого порыва.


Человек должен был снова услышать ЗОВ и откликнуться на него



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.03.2008. Зов, Тургояк, Мень