02. 05. 1962 Расстрел демонстрации в Новочеркасске

Незабудка Кубанская: литературный дневник

Хороший Хрущёв...


2 июня в ИСТОРИИ: 2.06.1962. - Расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске.
К началу 1960-х гг. в СССР серьезно ухудшилось экономическое положение. Накалялись и отношения с США в связи с Кубой и сбитым над Свердловском американским самолетом, что заставляло советское руководство еще больше средств направлять на гонку вооружений и внешнюю помощь "братским народам" в ущерб потребительским отраслям. Недостаток хлеба стал настолько ощутим, что Хрущев впервые решился на закупку зерна за границей, тем не менее начались перебои со снабжением. В магазинах выстраивались очереди.


С 1 января 1962 г. на Новочеркасском электровозостроительном заводе им. Будённого (НЭВЗ) на треть увеличили нормы выработки и соответственно снизилась зарплата. Одновременное повышение цен было воспринято рабочими как издевательство. 1 июня перед началом смены формовщики сталелитейного цеха стали обсуждать повышение цен. На заводе находился заведующий промышленным отделом Ростовского обкома КПСС Бузаев, который взялся разъяснять рабочим эту "временную меру в строительстве коммунизма". Стали подходить рабочие других участков и цехов, и начался стихийный митинг. В ответ директор завода Курочкин презрительно бросил: «Не хватает на мясо, ешьте пирожки с ливером!» Эта фраза вызвала всеобщее возмущение, люди пошли по цехам с призывом к забастовке, на тревожный заводской гудок стали прибывать рабочие других смен. Не видя ответа на свой вопрос "Как жить дальше?", рабочие сорвали со здания заводоуправления портрет Хрущева и подожгли его. К заводоуправлению были подтянуты сводные части милиции в форме, численностью до 200 человек. Милиция попыталась оттеснить митингующих с территории завода, но была смята толпой.Весть о забастовке быстро разнеслась по всему городу, к бастующим присоединились рабочие других заводов. Чтобы привлечь внимание рабочих близлежащих городов, в 12 часов рабочие перекрыли железную дорогу и остановили поезд Ростов-Саратов. На одной из опор укрепили плакаты «Мясо, масло, повышение зарплаты», «Нам нужны квартиры». На остановленном локомотиве, кто-то написал слова «Хрущёва на мясо!». Этот лозунг появился и в других местах. Вечером 1 июня была предпринята новая попытка усмирить рабочих, но рабочие разогнали милицию.


К вечеру 1 июня в Новочеркасск для устрашения ввели также танки и бронетранспортеры, с помощью воинских частей вытеснили с территории завода и к трём часам ночи рассеяли около четырёх тысяч рабочих, взяли завод под военную охрану, установили в городе комендантский час, арестовали двадцать два "зачинщика".
На следующее утро 2 июня пришедшие к заводу рабочие увидели завод и железную дорогу в оцеплении вооруженных солдат. На требование офицеров приступить к работе рабочие ответили: работайте сами, раз вы оккупировали завод. Рабочие НЕВЗа и других заводов вместе с семьями решили двинуться демонстрацией в город к горкому КПСС, выдвинув лозунги и требования: "Мяса, масла!!!". На мосту через реку Тузлов колонна встретила заграждение из танков, но, обойдя их, двинулась дальше, при этом некоторые солдаты даже помогали людям перелезать через танки.
Подойдя к горкому, рабочие расположились в сквере перед ним. В толпе шныряли люди в штатском, явно не рабочего вида, щелкая минифотоаппаратами, отмечая наиболее активных. В здании горкома в это время находились председатель горисполкома Замула и завотделом ЦК КПСС Степаков, которые с балкона через громкоговоритель начали переговоры с митингующими.
Но их призыв прекратить беспорядки и вернуться на рабочие места был встречен возмущением. Группа демонстрантов прорвалась через редкое оцепление милиции в здание горкома и попыталась взять кого-нибудь из партийных начальников в заложники. Но те в страхе бежали.
Другая группа рабочих отправилась к городскому отделению милиции освобождать своих арестованных накануне товарищей. Произошло столкновение рабочих с милицией. Рабочие проникли в здание милиции, завязалась борьба, один рабочий выхватил автомат у милиционера, но его и еще четверых застрелил другой милиционер. Около 30 ворвавшихся в здание рабочих арестовали.
В это время на площади перед горкомом КПСС появился начальник Новочеркасского гарнизона генерал-майор Олешко с 50 вооруженными автоматчиками, которые оттеснили толпу людей от здания горкома. На требования генерала уйти от здания, рабочие ответили неодобрительными возгласами. Тогда автоматчики дали предупредительный залп в воздух. Толпа отхлынула назад, но вскоре опять стала на прежнее место. Второй залп над головами рабочих прошёлся по деревьям, на которых сидели любопытные мальчишки. Одновременно с крыши горкома и соседних домов открыли огонь снайперы и пулемёт, появились убитые и раненые, толпа людей пришла в панику и стала разбегаться. Всего на площади у горкома и у горотдела милиции было убито 24 человека, среди них дети и женщины. С огнестрельными ранениями в больницы поступили 45 человек. Всего раненых было около 90 человек, но многие не обращались к врачам, так как боялись ареста. Все трупы погибших поздно ночью вывезли из города и похоронили в чужих могилах, на разных кладбищах Ростовской области. Площадь перед горкомом пытались отмыть от крови, но не удалось, решили заасфальтировать.
3 июня рабочие, несмотря на расстрел, небольшими группами с завода снова двинулись в город. К 8 часам у горкома и горотдела снова стала собираться толпа. Рабочие вновь приблизились к оцеплению и стали требовать освобождения арестованных товарищей.


К 12 часам властям удалось организовать партактив, дружинников, лояльных рабочих. Началась массовая агитация на заводах и среди горожан, с призывом успокоиться и приступить к работе. В 15 часов по радио выступил член Президиума ЦК КПСС Козлов с обещанием «тщательно разобраться с недостатками в установлении расценок на предприятиях города» и «принять меры по улучшению торговли продуктами питания и широкого потребления». После его речи напряжение стало спадать, люди стали расходиться, а в ночь с 3 на 4 июня было задержано 240 человек. Снабжение города продовольствием улучшилось.
14-20 августа в Новочеркасске под большой охраной милиции и войск МВД проходил показательный "открытый" суд над "зачинщиками массовых беспорядков". По приговору были расстреляны семь рабочих активистов за "бандитизм» и "антисоветскую деятельность": Александр Зайцев, Андрей Коркач, Михаил Кузнецов, Борис Мокроусов, Сергей Сотников, Владимир Черепанов, Владимир Шуваев. 105 человек получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима. Сотни милиционеров и военных дали подписку о неразглашении.



Другие статьи в литературном дневнике: