сожгли Велесову книгу

Незабудка Кубанская: литературный дневник

В продолжение темы пожара в Москве 30 января 2015 года в здании ИНИОНа (см. Пожар в библиотеке ИНИОН – символ сожжения прежней России) и симметричного пожара в Нью-Йорке, где тоже сгорело хранилище документов, представляем вашему вниманию сенсационный материал о том, что было сожжено в библиотеке ИНИОН.
На своей странице писатель Александр Асов опубликовал следующее.
«Это была единственная библиотека в России (да, и, по сути, в Европе тоже), где хранился фонд материалов по «Велесовой книге». Причём, с 70-х годов. Конечно, у меня (и в создаваемом мною Музеуме) есть все, что там было, но, разумеется, только в ксерокопиях… А там были оригиналы! Это бесценная музейная ценность.
Т.е. сейчас, можно сказать, утрачены оригиналы всех первых изданий, переводов «Велесовой книги». Полная подшивка Миролюбовской «Жар-птицы» за 20 лет (этого точно нет более нигде, кроме м. б. в Сан-Франциско) – это публикации со статусом первоисточника для ВК. Также издания текстов и переводов Куренкова, Лесного, Ляшевского, Качура, Скрипника и т.д. Все первые публикации, журнальные и газетные. Все это было собрано ещё в 70-е и 80-е годы прошлого века при директоре ИНИОН В. Скурлатове – авторе первой научной статьи о ВК в «Технике-молодежи».
На это тогда (а вопрос решался на уровне правительства СССР) были выделены немалые деньги, причем в валюте… Закупались уникальные материалы в США, Австралии, Великобритании, Бельгии… Поручения давались нашей резидентуре… Потом всё это попало в спецхран ИНИОН. И только тут с 90-х годов этот фонд был открыт. Всё стало доступно, всё заказать можно было сразу, и в читальный зал, и тут же всё можно было скопировать», – разъясняет ситуацию А. Асов.
«А сейчас всё это гибнет. И даже, думаю, не от огня, а от воды. Там хранилища, которые не сгорели, просто открыты под дождём и снегом… Каталоги – работа поколения библиотекарей – полностью уничтожены огнём, уже это одно не позволит никому более работать с этими документами. Их просто невозможно будет найти ещё лет 50, даже если их куда-то отвезут и складируют. И это в лучшем случае», – сетует писатель.
И сетует не зря. Велесова книга – один из столпов русской исторической духовности. И теперь международный сионизм – не так важно, в лице «мальчика, пустившего петарду» или нерадивого директора ИНИОН Виноградова, – подрезал этот столб.
Расчёт паразитов, как в блогах называют сионистские фашистские организации, понятен. И такие операции они проворачиваю. Не в первый раз. Но «хорошо, что работа по копированию этих документов мною уже сделана, – поясняет А. Асов. – Однако замечу, что и в ИНИОН работал с фондом ВК после Скурлатова только я один, и сейчас она не востребована ни кем из ныне здравствующих как бы исследователей и переводчиков (на деле просто дельцов и самопиарщиков). Никому, по сути, нет дела до нашей истории и культуры».
Кто совершил этот поджог? «Говорят, это какой-то подросток, может для шутки, запустил петарду в помещение с неогороженной рядом территории», – говорит А. Асов и поясняет. – Вспоминаю о пожаре в реставрационном центре им. Грабаря (июль 2010), пожаре в центре К. Васильева (сентябрь 2009). И снова разговоры о том, что это поджог, и что кто-то хотел расчистить территорию для ТЦ».
Мы дополнительно вспоминаем поджог библиотеки в Москве, который состоялся на иудейский новый год – 2 – 6 сентября 1812 года. Там «мальчиком с петардами» были выставлены французы. Вспоминаем и «пожар» в «библиотеке» русской истории, который учинили Милеры и Баеры, заменившие русскую историю своими академическими сказками. Даже вспомним пожар в Александрийской библиотеке. Он, конечно, древность. Но суть и этого пожара та же.
Далее А. Асов поясняет: «Копии, переиздания, разумеется есть. Так что пока ничего не пропало – в смысле информации. Самое ценное – это первоисточники текстов. И по сейчас копии их единичны, зачастую находятся в частных руках. Единственное место, где у нас шла хоть библиографическая работа по ВК в официальном госучреждении – это и был ИНИОН. Фонды ВК в Госархиве РФ, РГБ, ИМЛИ – не покрывают потери, и они разрознены, зачастую плохо доступны.
Главная потеря – это оригиналы самых первых издании текстов ВК в эмигрантском журнале «Жар-птица» за 50-е годы, выходившем в Сан-Франциско под редакцией Миролюбова и Куренкова. Это не только первоисточник, но и музейный раритет. Не уверен, что подшивка «Жар-птицы» есть даже в Музее русской культуры в Сан-Франциско. Она там может быть, а может и не быть. По крайней мере, этого журнала нет в фотофишах Музея, присланных в Стенфорд и к нам в Госархив. Там только подготовительные материалы (что тоже важно). Кстати, Стенфордский университет на фотокопирование архивов Музея русской культуры и передачу его в музеи мира выделил этому Музею русской культуры – 300000 долларов в 2000 году! Потому эти архивы мы и имеем.
Потеря журналов «Жар-птица» для русской культуры равнозначна потери первого издания «Слова о полку Игореве». Да – копии есть. Но оригиналов первого издания «Слова» осталось всего несколько экземпляров… Как-то один был выставлен на аукцион и продан за баснословную цену… Хотя такого рода раритеты – это национальное достояние, и они бесценны.
Замечу, что даже для «Слова о полку Игореве» такая работа не сделана. Не все имеющиеся копии первоисточников этого памятника в Интернете. Нет Брадинской, Скоморошьей копии, Екатерининская копия не вся. А даны тоже, как и у ВК – только прочтения с коньюктурами, переписи с изданий. И это после 200 лет работы, неограниченного госфинансирования и проч. У меня, кстати, эти копии есть – их тоже выкладывать в Интернет? Отдельная работа.
Что касается выкладывания материалов (например, имеющихся первоисточников текстов ВК) в интернет. Если бы речь шла о качественных фотокопиях самих дощечек – то так и следовало бы поступить. Это было бы около 120 фотографий. Однако фотографий всего четыре – и скверного качества. И еще мы имеем более 600 листов переписей со статусом первоисточника. Рукописные, печатные, издания, перечеркнутые гранки и т.п.
Они требуют профессионального подхода. Не профессионалам они – не нужны. А профпригодность определяется при личном контакте (образование профильное, как минимум, нужно). Уже давал доступ к этим материалам. И уже жалею об этом. Кое-что, к сожалению, попало и в интернет в совершенно диком виде. Перечеркнутые черновики гранок с издания, снятые мною на цифровик.
Потом купленные одним официальным учреждением на Украине. Даны без ссылок откуда и как, и что это такое вообще, и к чему относится. Представляете? Перечеркнутые тексты ВК! Кто черкал и зачем – без объяснений. Это же гранки! Их сверяли! Почему кусок текста и в таком виде – тоже. Крайний непрофессионализм и глупость «древних укров», не понявших, что им передано. И это пошло только во вред теме – уже собираются печатать эту невнятицу и на бумаге. Уж точно никакого смысла такие публикации не имеют. И только подрывают интерес к теме.
Профессиональная работа – это большая работа. Скажем, берем одну дощечку – нумеруем ее, и, между прочим, заново, далее прикладываем все копии этой дощечки (а их-то до пяти), смотрим и интерпретируем разночтения, обосновываем коньюктуры и т.п. Неделя уходит на одну дощечку – если все делать подробно и каждый шаг документировать, выкладывать в интернет. Итого работы с этим архивом – для профессионального текстолога около 3 лет. Соответственно финансирование такого проекта по минимуму потребует (около 30 тысяч в месяц, складываем-умножаем) приблизительно = 1 миллион рублей.
Кто бы оплатил эту работу?
Условия же работы с архивом ВК в читальном зале Музеума, который я открываю вскоре в Геленджике, будут даны в большеформатном издании «Велесовой книги», которая вскоре должна выйти в АСТ. Об открытии Музеума сообщу и в Интернете».
Вот такие вот «пироги». К сожалению. Враги сожги очередной кусок родной истории. А, может, президент РАН Фортов оплатит? Это ведь его подчинённые «не досмотрели»…
Светлана Ветрова
***
Пожар в ИНИОН. Фонда «Велесовой книги» более нет…
Это была единственная библиотека в России (да и по сути в Европе тоже), где хранился фонд материалов по «Велесовой книге», причём с 70-х годов. Конечно, у меня (и в создаваемом мною Музеуме) есть все, что там было, но – разумеется, только в ксерокопиях… А там были оригиналы! Это бесценная музейная ценность…
Т.е. сейчас можно сказать утрачены оригиналы – всех первых изданий, переводов «Велесовой книги». Полная подшивка Миролюбовской «Жар-птицы» за 20 лет (этого точно нет более нигде, кроме м.б. в Сан-Франциско) – это публикации со статусом первоисточника для ВК, Также издания текстов и переводов Куренкова, Лесного, Ляшевского, Качура, Скрипника и т.д. Все первые публикации, журнальные и газетные. Всё это было собрано ещё в 70-е и 80-е годы прошлого века при директоре ИНИОН В. Скурлатове – авторе первой научной статьи о ВК в «Технике-молодежи».
На это тогда (а вопрос решался на уровне правительства СССР) были выделеные немалые деньги, причём в валюте… Закупались уникальные материалы в США, Австралии, Великобритании, Бельгии… Поручения давались нашей резидентуре там… Потом всё это попало в спецхран ИНИОН. И только тут с 90-х годов этот фонд был открыт. Всё стало доступно, всё заказать можно было сразу, и в читальный зал, и тут же всё можно было скопировать…
А сейчас всё это гибнет. И даже, думаю, не от огня, а от воды… Там хранилища, которые не сгорели, просто открыты под дождём и снегом… Каталоги – работа поколения библиотекарей – полностью уничтожены огнём, уже это одно не позволит никому более работать с этими документами. Их просто невозможно будет найти ещё лет 50, даже если их куда-то отвезут и складируют… И это в лучшем случае…
Хорошо, что работа по копированию этих документов мною уже сделана… Однако замечу, что и в ИНИОН работал с фондом ВК после Скурлатова только я один, и сейчас она не востребована ни кем из ныне здравствующих как бы исследователей и переводчиков (на деле просто дельцов и самопиарщиков)… Никому по сути нет дела до нашей истории и культуры…
Говорят, это какой-то подросток, может для шутки, запустил петарду в помещение с неогорженной рядом территории…
P.S. Вспоминаю о пожаре в реставрационом центре им. Грабаря (июль 2010), пожаре в центре К. Васильева (сентябрь 2009)… И снова разговоры о том, что это поджог, и что кто-то хотел расчистить территорию для ТЦ…
PP.S Чтобы оценить утраченное можно зайти на страничку librarium.fr/ru/magazines/zar-ptitza
Там выложены некоторые отцифрованные журналы «Жар-птица» за 20-е годы. А журналов за 50-е годы (когда там печаталась «Велесова книга»), судя по всему, в цифре нет… «Жар-птица»… сгорела. Как символично…
Источник: prezidentpress.ru; aco



Другие статьи в литературном дневнике: