Путеводитель по мифологии. Краткий обзор

Незабудка Кубанская: литературный дневник

http://bustoerdve.lt
ВЕЛС
Мифология
Велс, Виело;на, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор XVI в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В XVII в. Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) — боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых (We;;i; ср. литов. v;l;, «душа», vel;s, «тени усопших», слова того же корня, что и В.); В. связан со скотом и другими животными (у Стендера — «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора XVII в. Эйнхорна, В. был посвящён месяц октябрь — W;lla-M;nes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связь В. со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне — Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов — предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших — литов. v;l;n;es, velia;; латыш. Ve;u laiks, «время В.». На том же празднике сжигались кости животных (ср. восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. Велес). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о так называемой «мёртвой кости»: латыш. ve;a kauls, литов. nav;kaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. ualla; ha;tai; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда В. входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см. Балтийская мифология) и обладатель похищенного скота (см. также Велняс). Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. — славянский «скотий бог» Велес (позже — св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра — противники громовержца — и др. (см. Индоевропейская мифология). Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его —’;;;;;;; ;;;;;; — Елисейские поля с тем же корнем *;el-, а также тохарск. A w;l, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).Литература:
Gimbutas M., V;linas, «Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies», 1970;
её же, The Lithuanian, god V;lnias, в кн.: Myth in Indo-European antiquity, Berk., 1974.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я



Другие статьи в литературном дневнике: