Неравный брак. Картина спасла многих от ошибки

Исаева Наталья Алексеевна: литературный дневник

Есть много картин, чья судьба обросла городскими легендами. Наверно, потому, что в ту пору, когда их писали, было очень мало визуальных впечатлений - театр да живопись, в общем-то. Журналы, цветные иллюстрации, кино, Интернет пришли к человеку потом.
Это одна из причин возникновения легенд.
А вторая - гениальность живописцев. Воздействие на человека было сокрушающим.
Вот как в случае с картиной Пукирева «Неравный брак». Работа была написана в 1862 году, и мощной экспрессией поразила зрителей. И сразу поползли слухи, еще бы, – в образе шафера художник написал свой портрет.


Говорили, что вроде бы его любимую насильно выдали за старика. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…


Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он хотел жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.


Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в XIX в., молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, написаные на эту, такую обычную, но болезненную тему.


Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах.


Некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д.


Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».


Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке.


Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Но есть один факт - это был довольно популярный сюжет в жанровой живописи XIX века,
но полотно Пукирева производило неизгладимое впечатление на эрителя!
Ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности.


Это явление было распространенным не только в российском обществе. На полотнах испанских художников та же тема.







Другие статьи в литературном дневнике: