Гнездовье Это не о вас. Это о нас

Ларинька Ларими: литературный дневник


Пожалуйста, не принимайте близко к сердцу.



Ольга Вирязова: литературный дневник
Два года, прожитые на этом сайте, я испытывала... вернее, меня испытывала необходимость выбора «своих» авторов. Потому что в таком обильном окружении талантов нужно ориентироваться, разобраться, на кого стоит обратить внимание, а кто «неродной» тебе. Разумеется, потом все перепуталось, что нормально в такой особенной среде. И я снова залюбовалась тем, как жизнь сама всё хорошо решает за нас.


Здешний обмен «рецензиями» меня поначалу шокировал как нечатового и наивного в сетевом общении человека. Почитав реплики авторов, испытала густое смущение - не могут же люди вот так думать, как пишут, так ярко и театрально впечатляться и влюбляться в стихи и заодно их авторов. И нельзя же так грубо провоцировать других на ответные сладости (или гадости), так бесцеремонно подсовывать им ссылки на свои стихи и всеми путями заманивать их на свои страницы. Какая простоватая хитрость! И наивный эгоизм. Давно уже человеческий мир не казался мне столь некрасивым и фальшивым. Потом постепенно привыкла к этому театру и приняла, как дождь и снег. Но рецензии, как к ним относиться? Почему хвалят или матерят? Им стихи мои нужны или мои ответные реакции, рецензии и мой голос? Вот ненавижу манипуляции, а тут частенько ощущаешь, как тебя мягко или неприкрыто вовлекают в эти рейтинги и голосования!


Да нет, обычный человеческий мир, только поядрёней в эмоциях и желаниях - богема всё ж. Просто все наши взаимные поглаживания и покусывания на виду, они обретают литературную форму, и это тяжело выносить. Всё-таки такая интернетная демонстративность кажется почти неприличием. И кажется, что эта культура порождает нового человека, выбалтывающего себя направо и налево. То есть, доля энергии, если не сказать "силы", уходит из стихов в сетевую переписку. А с другой стороны, идёт серьезная подпитка чужими стихами и репликами. Изначально запертый в себе и доступный небу поэт раскрывается в общий мир и как бы смешивается с ним. И замечаешь это вполне определённо - твои словесные находки назавтра уже в стихах соседки или соседа по сайту, твои соображения слышишь или читаешь у других. Приходят более-менее известные инкогнито - видимо, чтобы не смущать твой покой... Как будто невинно расклёвывают тебя саму. Не нарочно, так получается... Наверняка происходит и обратное. Ну, даже гении вечно таскали у других поэтов, хотя это неприятно. Такой обмен идёт подспудно и порой незаметно, ведь мысли, слова это воздух – всё общее, и ничего ты не докажешь ) В очередной раз вспоминаешь, как профессора делают великие открытия, сперва серьёзно закусив своими аспирантами.


Или мне только видится здесь девальвация литературы? Автор нащупывает онлайн, что нравится, на что клюют, и накачивает именно эту стихотворную тему или манеру. Тем и продвигает себя, завоевывая популярность так, как побрезговали бы некоторые поэты прошлого века. Современная и особенно сетевая поэзия (если ещё есть другая) стала более «лёгкой», на мой взгляд. Неплохо, раз люди не ощущают в себе такой глубокой и даже смертельной пропасти чувств и страданий, как это было ещё полвека назад у русских поэтов. Но жалко, что эта поэзия редко заходит дальше приятной созерцательности и сентиментальности. Ей богу, она способна на большее. Мир так изменился, мы так изменились, что… Но необходимость «сделать приятно» и получить ответные бонусы заставляет некоторых порой переслащивать строки. И артистически заигрывать с вероятными «рецензентами». Для принципиальных людей по этой линии проходит разлом между правдой и неправдой в литературе. Если смотреть на поэта как на литератора – то да. А если поэт сегодня стал артистом, то должна в нём быть правда и нужна она ему? Есть ники, маски, и это многих устраивает. Правда конкретного образа. А кем ещё «обязан быть» сегодня поэт? Наверное, как и всегда, человеком.


О себе могу сообщить, что здешняя среда стимулирует творчество. Пока не разобралась, писала бы я лучше, если бы находилась в изоляции, оторванности от компьютера и сети, но вполне возможно, что я бы тогда вообще не писала. А тут тебя прямо толкают в поэзию... а может, графоманию... Да, наши игры явно подстёгивают. Но иногда кажется, что мы закрыты внутри электронной вселенной, что мы - Матрица. А настоящий мир и настоящая, натуральная поэзия живёт иначе и в другом месте. Видимо, меня основательно засосало. Надеюсь, не все так подсели. Но всё равно здорово ощущать нашу общность. Помню свою стихотворную неприкаянность десяти-пятнадцатилетней давности, тебя не печатают, не читают – грустно. А тут нажимаешь на клавишу и всех видишь, все как на ладони. И снова приходит в голову, что на массу единомышленников и "подельников" идёт более мощный поток энергии и вдохновения. Один на всех – черпай себе.


Каких же авторов мне определить в «избранные»? Сначала одних, потом других. Через какое-то время кого-то удалить. А потом вернуть. Не важно, если вокруг дышит столько интересных поэтов, всегда найдётся что почитать. Невозможно согласиться, что ТАМ поэзия настоящая, а здесь поддельная – нет! Просто это… эээ… лаборатория (не скажу «фабрика») для поэтов. И просто пишущих. Место обитания. Гнездовье. Здесь не кунсткамера, не музей. Здесь живут, пробуют голос и отрабатывают технику полёта.


А каким авторам верить? Да никаким. Мы тут просто экспериментируем… И вообще это не мы…
http://www.stihi.ru/diary/virida1/2015-01-06



Другие статьи в литературном дневнике: