Маргиналии на полях великих. Корова ГерценаВ 1912 году В.И. Ленин написал статью "Памяти Герцена". В этой статье есть стотыщ раз цитированное высказывание о декабристах: Однако и Герцен тоже был довольно далек от народа, хотя бы на уровне типичного для его сословия образа жизни. Вот, он отправлен в ссылку, прибывает в Пермь, нанимает себе дом, и с хозяйкой у него происходит такой разговор: «- Забыла тебя спросить, а что, коровку свою станешь держать? Таки да, страшно далеки они от народа. Образ жизни! – вот что их отдаляет, и это, полагаю, очень мощная штука. Натолкнувшись на пермскую корову Герцена, я припомнил запись, сделанную около полугода назад: "В то время как смысл жизни обычно остается не вполне понятным, образ жизни вполне различим; и когда приходится внезапно его изменить, оказывается, что образ жизни и был ее единственным смыслом" - и в очередной раз несколько неохотно с этим согласился. Ведь люди иной раз готовы с оружием в руках отстаивать свой образ жизни: американский, советский, китайский, северокорейский и иже с ними. А вчера я столкнулся с описанием образа жизни фермера на Среднем Западе США в 10-20 годах ХХ века, вот послушайте: «С самых ранних лет, какие Уильям Стоунер помнил, у него были обязанности по хозяйству. В шесть лет он доил костлявых коров, задавал корм свиньям в свинарнике рядом с домом и собирал мелкие яйца, которые несли тщедушные куры. И даже когда он стал ходить в сельскую школу в восьми милях от дома, весь остальной день от темна до темна был у него наполнен всевозможной работой. Под ее тяжестью в семнадцать его спина уже начинала сутулиться. Каково? – Кажется, такой образ жизни имеет еще больше оснований занять место ее смысла. Уильям Стоунер и не помышлял ни о чем ином, жил себе таким манером лет до 20, пока отец по совету сельхозконсультанта не отправил его в университет, выучиться на агронома. Стоунер упорно и успешно овладевал агронаукой, пока не столкнулся с курсом английской литературы. Прослушав однажды 73 сонет Шекспира, он вдруг испытал нечто странное, как он сам говорил позже, «стал другим человеком». И Стоунер бросил агрономические занятия, переключился на историю, классические языки и литературу, стал преподавателем и на отцовскую ферму не вернулся. Угу, все люди – люди, но думается мне, что образ жизни – штука даже более мощная, чем возмущение Герцена или его революционная агитация, и куда ближе к смыслу жизни, чем может показаться. А чем, собственно, если не новым образом жизни были наказаны первые люди за первое непослушание: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт., 3:17-19). – посмотрите выше о Стоунерах, совсем ветхозаветный образ жизни, воплощенное проклятие... Если бы я знал, к чему я веду, я бы прямо с этого и начал и не поминал бы всуе декабристов и Ленина. Но я (пока) не знаю; мне только кажется, что человеку весьма следует отдавать себе отчет в том, какой образ жизни он ведет, а также в том, какой смысл имеет его жизнь при таком ее образе. ...А иначе образ (или смысл) собственной жизни может однажды ужаснуть не хуже, чем Герцена - подозрение в возможности держать собственную коровку. © Copyright: Максим Федорченко, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|