Окуджава. Чёрный ворон сквозь белое облако глянет

Марина Юрченко Виноградова: литературный дневник

Чёрный ворон сквозь белое облако глянет -
значит, скоро кровавая музыка грянет.
В генеральском мундире стоит дирижёр,
перед ним — под машинку остриженный хор.
У него — руки в белых перчатках.
Песнопенье, знакомое с давешних пор,
возникает из слов непечатных.


Постепенно вступают штыки и мортиры -
значит, скоро по швам расползутся мундиры,
значит, скоро сподобимся есть за двоих,
забывать мертвецов и бояться живых,
прикрываться истлевшею рванью…
Лишь бы только не спутать своих и чужих,
то проклятья, то гимны горланя.


Разыгрался на славу оркестр допотопный.
Все наелись от пуза музыки окопной.
Дирижёр дирижёра спешит заменить.
Те, что в поле вповалку (прошу извинить),
с того ворона взоров не сводят,
и кого хоронить, и кому хоронить -
непонятно… А годы уходят.


Все кончается в срок. Лишней крови хватает.
Род людской ведь не сахар: авось не растает.
Двое живы (покуда их вексель продлён),
третий (лишний, наверно) в раю погребён,
и земля словно пух под лопатой…
А над ними с прадедовых самых времен -
чёрный ворон, во всем виноватый.



***
На рассвете, в сумерках ледовых,
хор берёз был выше и туманней.
И стояла роща, как Людовик, -
в сизых буклях изморози ранней.


Но опять, за далями пустыми,
красное, как будто после бури,
встало солнце с мыслью о пустыне
в раскалённо-грезящем прищуре.


По коре взбирался, укреплялся
на ветвях его огонь раскосый,
и кудрявый иней выпрямлялся,
делался водой простоволосой.


Иней таял, даже не стараясь
удержаться в лёгкой сетке чащи,
уменьшаясь, точно белый страус,
отвернувшийся и уходящий.


Новелла Матвеева



Другие статьи в литературном дневнике: