Организация ритма в верлибре, работа с паузой.

Петелина Мария: литературный дневник

Как в тексте лишёном рифмы и стихотворных размеров организовывать ритм? И для чего он, собственно, нужен, если верлибр это целенаправленный отказ от метра и рифмовки как ритмических стуктур?
Ритм, как известно, образует смена элементов, например звуки и паузы - в музыке.
Ритм вообще присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, присутствует внутри и вне человека - биение сердца и дыхание, шаг, бег, смена дня и ночи, чередование времён года, приливы и отливы, любые физические и экзистенциальные циклы вроде отказа\принятия, умирания\ возрождения. Ритмы важнейшая составляющая человеческой жизни, наши психика, физиология, культура к ним адаптированы, привязаны, частично ими рождены и всегда откликаются в человеке. Пушкин в одном письме сказал "поэзия должня быть глуповата". В 21 первом веке, изучив природу поэтического процесса чуть более разносторонне, чем А.С., мы понимаем, что классически ритмизованный рифмованный стих как носитель, материал больше подходит для передачи эмоции, верлибр как материал больше подходит для передачи мысли, но речь всё равно не о главном предназначении, а о пропорциях. Так что если мы хотим добавить в верлибр больше чувства, эмоции, у нас есть такой инстумент как ритм. Он включает в читателе сенсорику, зрительную, двигательную память, да вообще все чувства, цепляя связанные с ними пласты ассоциаций - покачивание колыбели, прерывистое дыхание долго бежавшего существа, взмахи птичьих крыльев, скрип двери на ветру и так далее. Всё это можно сделать без стихотворнх размеров и рифм.


Сперва поговорим о таком важном элементе любого текста как пауза.
Марк Твен высказывался о паузе как о приеме исключительной важности: «Это вещь тонкая, деликатная и в то же время вещь скользкая, предательская, потому что пауза должна быть нужной продолжительности, не длиннее и не короче, — иначе вы не достигнете цели и только наживете неприятностей». «Интонация и пауза сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» говорил К. Станиславский.


"В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен)" - это уже Владимир Бурич. С Буричем я немного не соглашусь и дополню: так записывается не только для выделения всего метрического ряда, но и для визуального усиления именно финальнных пауз стиха (помним, что стих это строка стихотворного текста). Сравним, к примеру, разработанную Марией Шкапской в серебряном веке запись "в строчку" рифмованного метрического поэтического текста и классическую запись "в столбик". Новая запись придаёт тексту динамику, разговорность, не убирает, но сглаживает метрические паузы создавая множество разных эффектов - от приближения к разговорной речи до акцентирования или сдвигания смыслов. Верлибр идёт ещё дальше и метрические паузы убирает вовсе.


Итак, пауза в верлибре (то есть в отсутствии метра и рифмы) оформляется, в основном, пунктуационно и\или графически.
Интересные паузы получаются при работе с инверсией, когда время мозгу нужно непривычный осмыслить слов порядок.
Ассы владеют ещё и фонетикой - строго говоря, длительный вдох после долгого "оооооо" или "шшшш", например, тоже пауза.


Смысловая пауза необходима в любой речи для выявления смысла высказывания.
Ей мы меняем динамику текста, меняем темп не меняя всю мелодию текста (как в музыке - одну и ту же мелодию можно сыграть в разном темпе, всю или часть). Паузой мы повышаем или снижаем градус пафоса только акцентируя уже присутствующие смыслы и не прибавляя лишних. Такая хирургическая работа с семантикой сложна в исполнении в рифмованном стихотворении и проста в верлибре, иногда настолько проста, что авторы не в состоянии преодолеть соблазн и мы получаем вместо текста каменную кладку, где
"каждое
слово
приобретает
вес"
избыточный, разумеется.


Как любой любой акцент, паузу нужно использовать умеренно и изобретательно, избирательно подсвечивая действительно нужное для художественного замысла, не превращая её в костыль, оформление ради оформления и "я у мамы верлибрист", чем часто грешат начинающие.
Пауза умеет передавать внутреннее напряжение, формирует мысль, выявляет скрытые смыслы, подтексты, держит перспективу повествования. Ставя паузу (например строковую) в верлибре - точно так же как в рифмованном стихе - нужно помнить о перспективе, о предстоящих событиях, она связывает то, что сказано, с тем, что будет сказано.
Как видим, это тонкий инструмент, не стоит пользоваться ей как отбойным молотком. (Если вам не нужен в тексте эффект отбойного молотка, разумеется).
С паузой субъективной, которая всегда нам слышится за сильным ударением (хотя бы ее в действительности и не было) имеет смысл работать в ритмизованном\рифмованном стихотворении, хотя есть исключения.


Психологическая пауза служит чувству, в отличие от логической, которая «служит уму» . Её цель — насторожить, обострить внимание и если её затянуть или неверно выбрать для неё место читатель выключится из "нужного автору" эмоционального состояния. Зато включится комический эффект. Такие драматические паузы в странных местах обладают огромным юмористическим\саркастическим\ироническим потенциалом, если с ними правильно работать.


Финальная пауза - возможно, самая важная - может быть объемной либо концентрированной, насыщенной воздухом для раздумий или продолжительно-веской, оборванной, как последний вдох... но! - не должна падать сизифовым булыжником, который автор недопёр до цели и придавливать восприятие читателя. Нельзя ведь заканчивать простую понятную лекцию словом "дефининция" - все уйдут искать словарь вместо того чтоб зафиксировать смысл.


Рассмотрим другие элементы текста, в том числе верлибра, создающиее ритм.
Это могут быть повторы стилистических приёмов, образующие орнамент текста - например полные или частичные повторы образов, аллегорий, парадоксов и так далее.


Так же важна игра с длинной фраз - визуальной и звуковой.


Все звуковые приёмы, кроме стихотворных размеров и рифмы, для верлибра актуальны - в нём возможна работа с аллитерацией, ассонансом, созвучием, звукоподражанием.
Грамматические средства так же важная часть работы с ритмом, приведу лишь один пример: создание грамматической монотонности - в одном предложении пятнадцать существительных в родительном падеже без предлога, такие цепочки производит впечатление бубнежа, нагромождённости, нерасчленимости (их грамматических значенийв том числе). В зависимости от грамотности автора они могут быть как ошибкой, так и интересным приёмом. Создание и прерывание таких цепочек тоже образует ритм.
Не могу не упомянуть такой сложный приём как верная "ориентированность слов в пространстве", не графическая ориентированность, конечно, а коннатационная - вверх-вниз, вперёд-назад, внутрь-вовне и т.п., придающая фразе объём, направление, смену направления, движение, его прерывание... А значит и ритм. Об этом замечательно писал Михаил Эпштейн в статье "Пластичность философского текста: почему одни авторы более читаемы, чем другие", надеюсь заинтересовать вас цитатой: "Движение мысли родственно движению вообще, т. е. нуждается в направленности, последовательности. Текст – это смысловой ландшафт. Корни слов, этимоны, первообразы должны соединяться в некий пластический жест, очерчивать траекторию смысла. Чтение – это продвижение по тексту, который, следовательно, должен быть увлекательной дорогой, задающей направление и открывающей перспективу. Текст с трудом проходим, если корни слов торчат в разные стороны, первообразы выворочены, пространство расколото вдребезги – это как босиком ходить по мелким острым камешкам или продираться через спутанные заросли." Очень советую эту статью всем, но особенно верлибристам.


Сообственно, в свободном стихе мы лишаемся всего двух инструментов создания ритма и мелодии стихотворения - рифмования и классических стихотворных размеров, а это достаточно малая и тривиальная часть инструментов поэта. Все остальные остаются нам доступны и всё так же интересно комбинируются в бесконечное количество вариантов.


Для лучшего понимания и усвоения материала я предлагаю вам под каждый случай сперва подобрать три-четыре примера из существующих верлибров, а потом поработать с приведёнными инструментами и самим написать два-три. Возможно, упражнения вас вдохновят и даже оформятся в самостоятельные тексты.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.11.2023. Что это?
  • 17.11.2023. Организация ритма в верлибре, работа с паузой.
  • 14.11.2023. Игра