Сторона правды. Алексей Алешковский

Елена Наильевна: литературный дневник

"СТОРОНА ПРАВДЫ


«Врать — не хочется, говорить правду — нельзя», — написал оставшийся в России доктор Кащеев, после чего хорошие русские вылили на него ушат субстанции, из которой сами и состоят.


Меня в этом кейсе заинтересовал вот какой момент. Правдой у нас нынче считаются оценочные суждения, фактами — интерпретации. За мысли держатся пункты т.н. «методичек».


Если обратиться к смыслу слов, правда — это или констатация объективного факта, или утверждение искренности субъективного мнения («я правда думаю, что...»)


В словаре Даля правда трактуется как «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость»: в этом смысле правда и есть оценочное суждение.


Судить всех своей правдой — любимое занятие идиотов. На этой почве любой консенсус исключен по определению, что и продемонстрировали хорошие русские, обесценив правду доктора.


Ведь то, что он сказал, его правдой и было. А требуется всем не правда, а консенсус справедливости. Той самой, которая оправдывает всё. Например, правдой требуют считать, «кто первый начал».


Почему-то никому не приходит в голову спросить: «кто первый начал что?» Мне не впервой выступать в роли мальчика, рассматривающего очередное новое платье короля интеллектуалов.


«Агрессивную войну», — скажут сторонники лагеря, развязывающего исключительно миролюбивые войны. Девять лет назад Украина развязала войну против своих сограждан.


«Это ее внутреннее дело», — возразят последовательные адепты «международного сообщества», для которого геноцид в Руанде был внутренним делом, а гражданская война в Югославии — своим.


«Мы не должны брать плохой пример с хороших стран», — услышу я еще один привычный ответ. Но если хорошая страна способна подавать плохой пример, то что такое хорошо и что такое плохо?


Если одна хорошая страна хочет привести две другие хорошие страны к управляемой ею катастрофе, чтобы сделать мир еще лучше, — что должна делать страна, которая катастрофы не хочет?


Вероятно, попытаться заключить мирные соглашения. А что должна делать страна, которая хочет катастрофы? Правильно, их игнорировать. Потому что возможные жертвы — ничто перед возможной выгодой.


Хорошие русские полагают, что если Россию покинут все врачи, то либо Россия вся передохнет, либо в ней начнется хорошая революция: нормальная логика и уровень мысли кастрюлеголовых.


Наше общество потеряло не только смыслы, но и мысли. Потерять идиотов — большая удача. Вопрос в том, как объединить тех, кто остался. Для начала, видимо, надо заново учиться думать.


В первую очередь, о ценностях, которые объединяют. Для меня очевидно, что едва ли не главной из таких ценностей для гражданского общества является сильное государство.


Альтернативные интеллектуалы скажут: «Ну разумеется! Нам бы только разрушить это, а на его руинах мы построим сразу несколько десятков сильных и справедливых!»


Во время войны тоже нужно выбирать сторону правды. Надо только отдавать себе отчет, что именно ты ею называешь. И кто ее будет оплачивать. Для этого надо отделить философских мух от мясорубки.


Мы долго молились на общечеловеческие ценности, пока окончательно их не обесценили. Оказалось, что интеллектуалы любят собираться в стаи и создавать себе главных кумиров во всей красе.


Что все качества «протоплазмы», которой они окрестили свой народ, присущи им самим. Что ресентимент, в котором они обвиняют «ширнармассы» — единственный источник их мыслей.


Что их устраивает любая несправедливость, если она оправдана их интересами. Но подождите, а откуда же берутся их интересы? И вообще, откуда они должны браться «по правде»?


А интересы у всех берутся из тех же ворот, что и у всего народа. Лежат они в основании пирамиды Маслоу. Духовность хороша, когда обеспечена на ее вершине тыквенным смузи.


Пирамида Маслоу — самый упрощенный макет самоидентификации. Внутренний конфликт хороших русских заложен потребностью срать там, где жрешь. А это нигде не приветствуется.


Поэтому им сложно где-то пригодиться, — как показывает прибалтийский опыт уникального журналистского коллектива телеканала «Дождь», который за вписку был готов даже предавать друзей.


Вписка — это возможность построить свою пирамиду Маслоу в очередной отдельно взятой стране. А если не удается, остается только мечтать о революции на родине. Так в чьей правде сила, брат?


Человеку свойственно быть со своими. Свои определяются по культурным кодам. И это не одни и те же книжки, которые мы с хорошими русскими читали в детстве. Это то, с чего начинается Родина.


3.04.2023".


Алексей Алешковский. Дневник реакционера



Другие статьи в литературном дневнике: