Венок сонетов Нина Самогова

Бобрякова Елена: литературный дневник

http://www.stihi.ru/2018/01/04/10747


ВЕНОК СОНЕТОВ -форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее - до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.


Флюгер, ветер и апрель
1.
Опять пришёл рассвет, какой пассаж!
и хорошо, что ночь не вечно длится
рассвет взъерошенной весёлой птицей
возьмёт ночную хмарь на абордаж.


Он из кошмара сделает зингшпиль ,
разбив его на части виртуозно,
развеет в пух и прах, и осторожно
разложит на деревьях эту пыль.


Потом легко присядет на бордюр,
проверит очерёдность партитур,
поглядывая жалобно на лужи.


Он, как и я, конечно, им не рад,
они здесь много дней уже стоят,
и снова за окном апрель недужит.


2.
И снова за окном апрель недужит,
он, бедолага, сам себе не рад,
дождит и куксится два дня подряд,
похоже, что апрель совсем простужен.


Капризный цветень растопил сугробы,
устроил, как всегда, большой потоп,
в итоге сам до косточек продрог,
допрыгался по лужам до хворобы.


Замучил он природу и себя
То смехом заливаясь, то скорбя,
играя в салки по ночам со стужей.


Сидит теперь, как жалкий воробей
и смотрит, как над крышею моей
толкает ветер флюгер неуклюже.


3.
Толкает ветер флюгер неуклюже,
рассвет пришёл, ему лететь пора,
но вновь влечёт любимая игра,
она так тешит ветреную душу.


Он хочет стукнуть флюгер посильнее
и выбить из железного гнезда,
но только не выходит никогда,
а флюгер лишь кружится веселее.


И шанса нет у ветра никакого,
но не желает взять он отступного,
мечтая в этой гонке взять реванш.


Потом, теряя силы улетает,
но на деревьях злость свою срывает
и рвёт из веток сотканный сутаж.


4.
И рвёт из веток сотканный сутаж,
ну как мне урезонить баламута,
чтоб не терзал мой флюгер он под утро,
впадая каждый раз в ажиотаж.


Игрой своей он будит по утрам,
врываясь неприятным диссонансом,
а лучше бы летал лукавым вальсом
и вторил первым солнечным лучам.


Но каждый раз в урочный час рассвета,
летит он, как стрела из арбалета,
и сразу начинается игра.


И с ним же появляется попутно,
устраиваясь у окна уютно,
незавершённость утреннего сна.


5.
Незавершённость утреннего сна,
Опять пришла негаданно незвано,
и предлагает вновь уйти в нирвану,
пока моя постель ещё тепла.


Но скоро день войдёт в свои права,
все партитуры розданы рассветом,
и пара соловьёв своим концертом
взрывает тишину, сводя с ума.


Потом приходит зябликов черёд,
там жаворонок очереди ждёт,
а свиристели петь пора настала.


Но снова поднимается волной,
и заполняет всё вокруг собой
тревожность предрешённого реала,


6.
Тревожность предрешённого реала
листает память в поисках следов,
в обрывках тающих на солнце снов,
в которых этой ночью я летала.


Но, как всегда, за розовым рассветом
всё позабыв, поёт моя душа,
вобрать всю красоту его спеша,
назло всем неприятностям и бедам.


И пьют глаза природы красоту,
рассвет опять встречаю я в саду,
как будто в центре праздничного зала.


Но гаснет быстро нежная заря,
в реальность снова возвращаюсь я,
и повседневность вновь смыкает жвала.


7.
И повседневность вновь смыкает жвала,
впрягаешься в насущные дела,
которым почему-то несть числа,
и кажется, что жизнь в тиски попала.


И бьёшься в них, как рыба безнадёжно,
среди таких же в плен попавших тел,
потом, сбивая жизненный прицел,
врастает равнодушие подкожно.


Но только остаётся без ответа
вопрос, который не стоит в анкетах:
зачем тогда я в этот мир пришла.


И лишь в конце приходит пониманье,
что жизнь была каким-то испытаньем
и наполняет горечью до дна.


8.
И наполняет горечью до дна,
толкуя мне, что жизнь прошла напрасно,
что воле не своей была подвластна,
а всем была должна, должна, должна.


Но что теперь былое вспоминать,
что было – в Лету кануло навечно,
конечно жаль, что время быстротечно,
и нечего уже от жизни ждать.


Как и вчера безумствует апрель,
и кружится дождинок карусель,
и радуется жизни беззаветно.


Но каждый день весенний всё теплей
и в грёзы невозможно нежных дней
соскальзывают мысли незаметно.


9.
Соскальзывают мысли незаметно,
туда, где прочно поселилась боль,
где всё так тесно связано с тобой,
где тишина мрачна и беспросветна.


Но как всегда, отбросив прочь сомненья,
бегу оттуда голову сломя,
и не желаю вспоминать тебя,
моя победа, боль и пораженье.


И в тот же миг чарующий мотив,
так, будто он услышал мой призыв,
как ветерок развеял грусть бесследно.


Ну что ж, спасибо, флюгер-музыкант,
прекрасным джазом наполняя сад,
играет саксофон в тиши рассветной.


10.
Играет саксофон в тиши рассветной
Он словно с кем-то тихо говорит,
и хриплый гроул страстно ворожит,
вплетая в сердце голос свой волшебный.


Поёт саксофонист заворожённый,
не видя и не слыша ничего,
в мелодии звучит душа его,
и мир ему внимает восхищённо.


Но вновь зигзаг безумного апреля,
вдруг вижу я, глазам своим не веря,
как раскрывается цветов наряд.


Нарцисс, подснежник, гиацинт, тюльпаны,
заслушались совсем, как меломаны,
а звуки словно птицы вдаль летят.


11.
а звуки словно птицы вдаль летят.
вот солнышко пригрело землю снова,
качает крокус головой лиловой,
и хлопотливо ручейки звенят.


Всё ширится цветочный хоровод,
и тают на глазах сугробы снега,
а солнце - жизни альфа и омега,
вновь украшает синий небосвод.


Вплетаясь тонкой нитью в ткань весны,
апрель влезает и в ночные сны,
меняя их сюжет бесцеремонно.


За этот изумительный рассвет,
его прекрасней в целом мире нет,
спасибо, флюгер мой неугомонный.


12.
Спасибо, флюгер мой неугомонный.
За всё, чем радуешь сейчас меня,
За красоту проснувшегося дня,
За то, что я дышу освобождённо.


За это пиршество цветов и цвета,
и музыки любимой волшебство,
за наше в музыке с тобой родство,
где нет вопросов, есть одни ответы.


За твой, рождённый музыкой экстаз,
мелодии затейливый вираж,
за этот мир, тобою освящённый.


За то, что никогда не устаёшь,
и хриплым голосом весне поёшь,
За профиль твой небрежно-саксофонный.


13.
За профиль твой небрежно-саксофонный,
цепляется шкодливый ветерок,
вокруг тебя, как маленький щенок,
шалит он по утрам, в игру влюблённый.


Он провоцирует тебя на драку,
мечтатель, беззаботный фантазёр
и, как азартный записной бретёр,
безудержно бросается в атаку.


А наигравшись улетает в небо,
или туда, где до сих пор он не был,
чтоб вечером вернуться вновь назад.


А здесь заснуть на яблоневой ветке,
свернувшись, как на маленькой кушетке,
ты знаешь, без тебя мой сад – не сад.


14.
Ты знаешь, без тебя мой сад – не сад,
а ты, апреля светлого посланник,
гуляка, шалопут и вечный странник,
ты сам сюда всегда вернуться рад.


Ты любишь по утрам будить меня,
и приглашать на рандеву с рассветом,
и с флюгером моим играть дуэтом,
пока не встанет над землёй заря.


мой флюгер-музыкант, апрель и ветер
друг с другом забывают всё на свете,
и каждый день весёлый вернисаж.


Пока венок сонетов я писала,
раскручивая пряжу магистрала,
опять пришёл рассвет, какой пассаж!


МАГИСТРАЛ


Опять пришёл рассвет, какой пассаж!
И снова за окном апрель недужит,
Толкает ветер флюгер неуклюже
И рвёт из веток сотканный сутаж.


Незавершённость утреннего сна,
Тревожность предрешённого реала,
И повседневность вновь смыкает жвала
И наполняет горечью до дна.


Соскальзывают мысли незаметно,
Играет саксофон в тиши рассветной,
И звуки словно птицы вдаль летят.


Спасибо, флюгер мой неугомонный
За профиль твой небрежно-саксофонный,
Ты знаешь, без тебя мой сад – не сад.



• Зингшпиль (нем. Singspiel, буквально— "игра с пением", от singen "петь" и Spiel — "игра")
• гроул - приём игры на саксофоне (гроулинг, что в переводе означает «рычание».)
• Шалопут I. 1. разг.- бездельник, повеса.



© Copyright: Нина Самогова, 2018
Свидетельство о публикации №118010410747



Другие статьи в литературном дневнике: