Как написать уникальные стихи для песни?

Мила Даничкина: литературный дневник

Как написать уникальные стихи для песни?


Digital Tone Studio


Создание уникального текста песни может быть трудной задачей, так как она должна стать особенной и касающейся именно вас. Хорошие стихи для песни будут захватывать слушателей и увлекать их. Чтобы написать уникальную песенную лирику, в первую очередь, необходимо ознакомиться с распространенными клише, чтобы избежать их, а потом заняться выработкой собственного индивидуального стиля. Затем вам потребуется подобрать подходящие идеи и начать сочинять. А когда основной текст стихов уже будет готов, не забудьте окончательно его отредактировать, чтобы песня предстала перед слушателями в наилучшем виде.


Часть 1


Отказ от клише
Избегайте слишком часто используемых фраз. Существует множество фраз, которые очень часто используются в песенной лирике. Использование таких фраз кажется безобидным, но некоторые из них уже настолько затерты, что их включение в собственные стихи может сделать песню банальной или бессмысленной для остальных. Чтобы ваши стихи были свежими и оригинальными, анализируйте каждую строчку, которую пишете, и задавайтесь вопросом, не слышали ли вы такого раньше. Если вы не уверены, поищите эту фразу в сети, чтобы понять, насколько часто она встречается. Среди распространенных песенных фраз можно упомянуть следующие:
“Молю тебя…”
“Разве ты не видишь…”
“Я запутался…”


2


Не используйте очевидные рифмы. Когда будете писать, избегайте применения рифм, которые в первую или даже во вторую очередь возникнут в голове. Легкие простые рифмы постоянно появляются в песнях, поэтому если вам нужна действительно уникальная лирика, потребуется набросать для себя несколько различных вариантов рифм и выбрать из них наиболее оригинальный. Постарайтесь воздержаться от похожего рифмования пар слов, как указано ниже:
пламя и знамя;
полет и самолет;
маня и меня;
сердца и дверца;
невесте и вместе.


3


Отклонитесь от простых схем рифмования. Конечно, схема рифмования по типу “AAББ” или “AБAБ” будет содержать только идеальные рифмы, но от этого ваша песня может показаться слишком знакомой или даже скучной. Попробуйте подойти творчески к организации рифм. Периодически включайте в стихи отклоняющиеся рифмы, прибегните к более сложной схеме рифмования (как “AБВБ”) или объедините между собой две разные схемы рифмовки, чтобы придать немного оригинальности собственной песне.
Отклоняющиеся рифмы возникают тогда, когда два слова звучат достаточно похоже, но в них используются немного разные звуки. Например, в песне Дербенева Л. к кинофильму “Иван Васильевич меняет профессию” слово “встречается” рифмуется со словом “красавица”: “‘Студёною зимой опять же под сосной/ С любимою Ванюша встречается,/ Кольчугой вновь звенит и нежно говорит -/ Вернулся я к тебе, раскрасавица”.
Если говорить об англоязычной песенной лирике, то уникальной можно считать песню “Juicy” в исполнении Notorious B.I.G., так как в ней использованы непоследовательные схемы рифмования и дополнительные внутренние рифмы внутри самих строк. Например: “Now I’m in the limelight ’cause I rhyme tight/ Time to get paid, blow up like the World Trade, Born sinner, the opposite of a winner/ Remember when I used to eat sardines for dinner.”


4


Воздержитесь от местоимений. Может показаться, что вполне естественно говорить в стихах о своей девушке “она” или “он” об отце. Но чтобы песня стала уникальной, разумно будет указать их имена, прозвища или даже описательные фразы, рассказывающие о человеке.
Например, в тексте песни “Розовые Розы”, написанной Просторовой Н. и исполняемой группой “Веселые ребята”, четко указана главная героиня. Там присутствуют такие строки: “У Светки Соколовой день рожденья,/ Ей сегодня тридцать лет./ Я несу в подарок поздравленья/ И красивый розовый букет”.
А в песне Beatles “Lucy in the Sky with Diamonds” вместо местоимения используется описательная фраза: “The girl with kaleidoscope eyes” (в переводе – “Девушка с калейдоскопическими глазами”).


Часть 2


1


Послушайте те жанры песен, которые вы обычно не слушаете. Если вы слушаете только поп-музыку, ваши песни будут похожи именно на нее, так как это то, с чем вы сами наиболее хорошо знакомы. Если вам необходимо выработать уникальный стиль и звучание для песни, послушайте несколько разных жанров музыки, даже те, которые вам особенно не нравятся. Подумайте о том, что схожего есть в песнях одного жанра и чем они отличаются от других жанров.


2


Послушайте песни с уникальной лирикой. Начав изучать различные жанры, выберите песни с особенно интересной лирикой и послушайте их. Обратите внимание на песни со странными сопоставлениями, особым поэтическим языком и запоминающимися припевами. Попробуйте послушать следующие песни:
“Зима” в исполнении Эдуарда Хиля;
“Новогодняя” в исполнении “Дискотеки Аварии”;
“Belle” в исполнении Петкуна, Голубева и Макарского;
“Выйду ночью в поле с конем” группы “ЛЮБЭ”;
“Life on Mars” Дэвида Боуи;
“Subterranean Homesick Blues” Боба Дилана;
“Stan” Эминема.


3


Объедините различные направления. Выясните, какие аспекты различных песен вам нравятся и не нравятся. Если вы застопорились при написании своей песни, попробуйте вспомнить, что именно вам нравится в различных видах музыки и включить эти особенности в свою лирику. Это поможет вам выработать собственный стиль вместо подражания чему-то конкретному, что уже существует.Станислав Козлов
Например, вы выясните, что вам нравится последовательность изложения мыслей в русских народных песнях и быстрые рифмы рэпа. Попробуйте объединить эти две особенности в собственной лирике.


4


Поэкспериментируйте с различной структурой песни. Несмотря на то, что большая часть музыки, которую вы слышите по радио, написана в форме куплетов и припевов, существуют песни, использующие другую структуру. Если же вам нравятся ваши стихи, но песня все еще кажется недостаточно оригинальной, попробуйте переоформить ее в трехстрочия (по схеме “AAA”) или балладу (по схеме “AABA”).
У песен на основе трехстрочий используется одинаковая мелодия для каждой из строк, тогда как в балладах мелодия двух первых строк одинакова, третьей — отличается, а последней — повторяет мелодию первых двух строк.
“Катюша” М. Исаковского является песней с четырехстрочными куплетами.
“Город золотой” Б. Гребенщикова написана в форме баллады.
Песня “День Победы” В. Харитонова является классическим вариантом песни с куплетами и припевами.


Часть 3


Подбор идей и написание текста


1


Сформируйте связную достоверную историю. Прежде чем приступить к сочинению, решите, о чем вы будете писать. Можно выбрать практически любую тему и к ней написать впечатляющие стихи, но только в том случае, если эта тема будет затрагивать вас лично и бередить ваш ум. Чтобы повысить шансы на создание оригинальной лирики, пишите о чем-то реальном, вместо того чтобы принуждать себя писать стихи на какую-нибудь обобщенную тему, например романтические страдания.Фотина
Возможно, вы расстроены от того, что вчера натворил ваш лучший друг. Возможно, осенний листопад заставляет вас еще больше ценить красоту природы. А возможно, вас волнует ваш творческий кризис. Используйте эти реальные эмоции, чтобы создать свои стихи.


2


Найдите новый подход к раскрытию знакомой темы. Большинство песен написано на такие распространенные темы, как “любовь”, “утрата”, “семья” и “разбитое сердце”. Возьмите знакомую тему и найдите для ее отражения уникальный ракурс. Подумайте о том, как можно сделать эту тему немного другой или касающейся именно вас.
Например, вас вдохновила недавняя размолвка, подумайте, что такого уникального подарил вам разрыв отношений, и сконцентрируйтесь на создании стихов, которые отражают эти уникальные моменты.



3
Напишите неожиданную первую строчку. Первые строки вашей песни должны быть своеобразным “крючком”, который цепляет внимание слушателей и заставляет их продолжать слушать песню. Создайте такие первые строки, которые застанут слушателя врасплох и вызовут у него интерес. Вместо всем привычного начала, попробуйте начать с фразы или описательного образа, который может показаться немного странным или непонятным.
Например, песня Rolling Stones “Sympathy for the Devil” начинается следующей фразой: “Please allow me to introduce myself/ I’m a man of wealth and taste” (в переводе – “Пожалуйста, разрешите представиться,/ Я человек богатый и со вкусом”). Подобное начало вызывает любопытство слушателей, так как не объясняет точно, о чем пойдет речь в самой песне.



4
Используйте метафоры и сопоставления. Метафоры выражают одну вещь другой. Сопоставления проводятся с использованием союзов “словно”, “как” и им подобных для сравнения одной вещи с другой. И тот, и другой литературный прием отлично подходят для дополнения стихов особыми деталями. Используйте эти приемы, чтобы описать свои чувства и эмоции уникальным способом.Гоблин
Например, в песне “Будь моей тенью” группы “Сплин”, написанной А. Васильевым, для описания любовных чувств широко используются метафоры: “Будь моей тенью, скрипучей ступенью,/ Цветным воскресеньем, грибным дождем,/ Будь моим богом, березовым соком,/ Электрическим током, кривым ружьем...”



5
Прибегайте к образным описаниям. Если ваша лирика будет включать в себя описание определенной картины или сцены, песня с большей вероятностью выделится на фоне других у слушателей и запомнится им. Строки с расплывчатым описанием того, что произошло, как во фразе “Вместе были мы все время/ и несли вдвоем все бремя”, могут показаться слушателям слишком скучными. Вместо этого постарайтесь найти более детальный и творческий подход к общению со слушателем.
Например, в песне “Голая” группы “Градусы” используются такие образные описания: “Нравится мне, когда ты голая по квартире ходишь/ И несомненно заводишь,/ Нравится мне, когда ты громко хохочешь —/ Неважно, днём или ночью — это нравится мне!”



6
Пользуйтесь потоком сознания, когда сочиняете песенную лирику. Чтобы дополнить собственные стихи элементом спонтанности, попробуйте записывать все то, что приходит вам в голову. Наиграйте себе мелодию и попробуйте напеть идущие в голову мысли. Выберите такие слова, которые хорошо лягут на мелодию, и запишите их.
Например, в результате у вас может получиться песня о жизни на Марсе только потому, что вы дали волю собственному воображению и бегло записали рифмы в том виде, в котором они пришли вам в голову.
Позже можно тщательно изучить то, что у вас получилось, и принять решение, какие именно стихи оставить в окончательном варианте.



7
Выставите определенные требования или ограничения для своих стихов. Возможно, вы поставите себе задачу написать песню с использованием конкретных слов или фраз. Или же попытаетесь сделать так, чтобы каждое четверостишие описывало отдельный период взаимоотношений со своей бывшей возлюбленной. Воспользуйтесь этой концепцией и примените ее к своей песне, чтобы написать ее в рамках определенных ограничений или правил. Это может побудить вас к более творческому мышлению.
Например, можно поставить перед собой задачу написать песню об утрате без использования таких слов, как “слезы”, “грусть” или “расставание”.



8
Попробуйте описать ситуацию с чужой точки зрения. Подумайте о том, как ваша бывшая возлюбленная может относиться к вам в настоящее время, и напишите стихи от ее лица. Либо попробуйте написать песню от лица человека с совершенно другими политическими и социальными взглядами по сравнению с вашими. Работа с другой точкой зрения заставит вас думать за пределами своей собственной зоны комфорта.
Также можно попробовать посидеть в общественном месте и подумать о своей песенной лирике с точки зрения окружающих вас незнакомцев. Либо можно попробовать написать стихи от лица родителя, сверстника или близкого друга.



9
Попробуйте отрывочную технику сочинения. Она была популярна у таких исполнителей, как Лэвид Боуи и Дэвид Бирн. Просто откопируйте страницы личного дневника и составьте для себя вырезки с отдельными словами и фразами. Затем организуйте их таким образом, чтобы получился интересный текст для песни.
Также для создания песенной лирики можно попробовать вырезать фразы из газет и журналов.



10
Пишите в соавторстве с кем-нибудь. Писать стихи, возможно, будет проще в сотрудничестве с другом, родственником или сверстником. Попросите близкого друга или родственника помочь вам с созданием слов к песне. Возможно, каждый из вас сможет включить в текст стихов строки о распространенной теме, раскрывающие ее со своего индивидуального ракурса.Аннет Вуа
Также можно попробовать написать песню для исполнения дуэтом. Каждый из вас может петь свои куплеты, а припев исполнять вместе.


Часть 4


Окончательное редактирование лирики



1


Спойте песню вслух. Прислушайтесь к тому, как звучит ваша лирика во время чтения или пения вслух. Обратите внимание, насколько уникально и точно она отражает вашу точку зрения или позицию другого человека. Чтобы песня была “живой” для слушателя, она должна включать в себя метафоры, сопоставления и образные описания. Также обязательно следует внести изменения в любые неуклюжие, слишком длинные или слишком короткие строчки. Это позволит сделать текст песни более гладким.
Также при исполнении песни вслух не помешает убедиться в том, что в стихах отсутствуют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки. Но если вы умышленно пишете песню от лица человека, который плохо знаком с грамматикой и орфографией, то намеренные ошибки в тексте допустимы.



2


Покажите стихи другим людям. Попросите друзей, родственников и сверстников дать отзывы на вашу песню. Спросите их, кажется ли им песня уникальной и отличающейся от всех остальных. Пусть они внесут свои предложения о том, как можно улучшить песню.
Будьте открыты к конструктивной критике, так как она, в конечном счете, позволит сделать песню лучше и ярче.



3


Положите стихи на музыку. Попробуйте наиграть мелодию на гитаре или фортепиано под свои стихи, либо воспользоваться цифровой записью музыки для песни. Это позволит вам включить в песню окончательную составляющую в виде музыки и сделать ее завершенной.
Если вы не умеете играть на музыкальных инструментах, можно попросить друзей-музыкантов положить ваши стихи на музыку.
Если же вы очень хорошо играете на каком-либо музыкальном инструменте, то может оказаться проще сначала написать инструментальную музыку, определить мелодию для вокала и только потом создать стихи.


6 классов
Мила Даничкина



Другие статьи в литературном дневнике: