Новогоднее

Ксения Гильман: литературный дневник

...четвертого я ходила в кино.


...мятого января попарилась в баньке, компенсировав себе этот ритуал перехода в Новый год, на который 31го декабря времени уже никак не оставалось, хотя такая традиция у меня, как у Жени Лукашина, кстати, тоже есть.


Рождественский сочельник неожиданно прошел... в Дарвиновском музее. А что? Дарвин, между прочим, ничего против бога не имел, как и бог против Дарвина...


А вот сам Рождественский вечер подарил мне "тот самый", пахнущий детством, том любимых "Мастера и Маргариты" за 150 рублей и сборник избранного Кортасара за 200, купленные на букинистическом развале Арбата и много хорошей музыки: Корелли, Вивальди, Бах... Рождественская вокальная и инструментальная музыка эпохи Барокко в исполнении камерного оркестра центра Слободкина и вокального ансамбля " Arielle"... Это было чудесно!


...такое вот вдохновение на год: раздумья о путях человеческого познания и о нашем месте в мире природы, звездные переливы флейт и скрипок, ангельские сопрано и меццо...


Ах да, еще я рождественской ночью смотрела фильм про ангела и добрые советские мультики по пятому каналу...


Есть у меня и такая традиция: каждый год в новогодние дни загружать ТВ онлайн и ненадолго подключаться к коллективному эгрегору, чтобы почувствовать праздники вместе со всей страной. Мой новый год и так слишком давно отличается от того, что принято считать им в обычной русской семье, а телевизор я не смотрю больше пятнадцати лет... Но раз в год я просто чувствую настоятельную потребность сделать чего-нибудь "под шубой" (вегетарианство пятнадцатилетнее тоже свою печать наложило на мой Новый год), налить в бокал яблочного сока и включить старые фильмы, причем обязательно с новогодней рекламой вперемежку! В этом серфинге по каналам есть что-то особое: конечно когда угодно можно посмотреть "Чародеев" в ютюбе, но только в эти дни, когда они идут с интервалом в несколько часов на разных каналах, можно вместе с ними вернуть детство ненадолго, зная, что по ту сторону экрана тоже есть кто-то, кто их смотрит. И нас таких — тысячи...


Пожалуй, это единственное время, когда чувство общности побеждает во мне природный индивидуализм. А патриотизм я вообще понимаю очень специфично и не чувствую его особо, искренне считая себя гражданином небольшой галактики на окраине одной из тысяч вселенных... Но мне присущ совершенно особый патриотизм: новогодний. Новый год (со всеми последующими и вытекающими) только в нашей стране такой, каким я его помню с детства, и нигде он не будет больше таким. Возможно, это не патриотизм, а ностальгия. А, может быть, это способ вернуться в детство хоть ненадолго, способ, доступный каждому из нас, рожденных все еще в СССР.


Хотя не могу не отметить, что новогодние рекламы становятся с каждым годом все тупее. Санта с кока-колой теперь уже легенда... Назойливые призывы вроде "загружаешь — покупаешь" под топорную электронную как-бы-музыку вроде бы должны заставлять нас гордиться прогрессом, делающим даже покупку новогодних подарков через сайты вроде "али-экспресса" делом пяти минут... но, почему-то, от них сразу хочется спрятать голову в снег, которого нет... (нет, так и не выпал, лыжи отменились)...


Читая в Дарвиновским музее биографии титанов прошлых времен, невольно задаешься вопросом о том, не идет ли эволюция вспять? Как успевали эти люди за свою короткую жизнь (ведь не секрет, что к тридцати они были уже почтенными отцами и матерями семейств, а в пятьдесят считались дряхлыми стариками) прочесть такое количество книг, обойти под парусом и объехать гужевым транспортом полмира, окончить несколько университетов, изучить десяток языков, сделать массу открытий в разных и, подчас, противоположных областях науки? Тот же Дарвин стал известен сперва благодаря своим трудам по... геологии, а с "Биглем" за пять лет он покорил почти все океаны мира... Невероятно!


Не знаю уж, вырождаемся ли мы, как вид, но мы точно меняемся, оставаясь, впрочем, одинаковыми в главном: все мы до старости немного дети, когда приходят праздники. Все мы под этим новым солнцем, едва показавшимся из чрева темного неба, застывшего на мгновение в дни зимнего солнцестояния, загадываем желания, ждем чудес, хоть ненадолго, но верим в ангелов, фей, Деда Мороза... хоть в лысого черта, укравшего месяц и катавшего кузнеца Вакулу в Петембург... Не важно. Что-то в нас есть такое, что нас в этой расщелине между мирами заставляет забывать о своих повседневных заботах и отпускать себя ненадолго с этого будничного поводка. В Древнем Риме еще Календы мало чем отличались от нашего Нового года, только вот рекламы по телевизору и селедки под шубой у них не было.


У меня новогодние праздники заканчиваются после четырнадцатого. Старый Новый год — это святое))). Это тоже из детства: это театральный праздник, который празднуют, обычно здорово занятые во время каникул, актеры, становящиеся, наконец, нормальными людьми, а не Снегурочками и Дедами Морозами.


...а до него... еще день моего рождения. Понедельник всех понедельников, который в этом году начинается в среду, что не мешает мне в очередной раз начинать жизнь с нового листа. Мой личный Новый год, но уже без рекламы и мандариновой кожуры. Он строго смотрит на меня, рожденную под звездами Козерога, и спрашивает каждый раз, как тот самый голос из прекрасного Далека, а что я сделала для "завтра"? А я в прошлом году, оказывается, много чего сделала... Но это уже совсем другой пост... Деньрожденный. А этот-то Новогодний был.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.01.2018. Новогоднее