***

Кунжуть: литературный дневник

ОНЕЙРОИДНОЕ (СНОВИДНОЕ) ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ — полная отрешенность больных от окружающего; фантастическое содержание переживаний, видоизменение и перевоплощение своего я. Переживания при онейроиде очень редко обыденны по содержанию. Они развертываются, как чередующиеся фантастические ситуации (сцены) . Самосознание изменяется, глубоко расстраивается: больные либо полностью отрешены от окружающей их обстановки и ощущают себя участниками фантастических событий, разыгрывающихся в их воображении (грезоподобный онейроид) , либо, сохраняя весьма фрагментарное отражение реального мира, охвачены обильно всплывающими в их со знании яркими чувственными фантастическими представлениями (фантастически-иллюзорный онейроид) . Нередко больные представляют себя историческими личностями, государственными деятелями, космонавтами, героями фильмов, книг и спектаклей, видят себя на других материках, планетах, летают в космосе, живут в других исторических эпохах, участвуют в атомных войнах, присутствуют при гибели вселенной и т. д. В зависимости от содержания и преобладающего аффекта различают экспансивный и депрессивный онейроид.


Онейроидное помрачение сознания в большинстве случаев сопровождается кататоническими расстройствами в виде возбуждения или ступора. При онейроидном помрачении сознания происходит диссоциация между поведением больного (заторможенность или однообразное возбуждение) и содержанием онейроида ((ильной является активным действующим, лицом) . При фантастически-иллюзорном онейроиде больные растеряны, недоуменно озираются по сторонам, взгляд скользит с одного предмета на другой, не задерживаясь ни на одном из них (симптом гиперметаморфоза) . При грезоподобном онейроиде они загружены, реальное окружающее не привлекает внимания. В прямой связи с содержанием онейроида на лице выражение восторга, радости, удивления или ужаса, тревоги.


Стадии развития онейроида. Онейроидное помрачение сознания возникает не внезапно, у него своя закономерная динамика. В большинстве случаев его развитие начинается с лабильности аффекта, либо по вышенного или пониженного фона настроения с оттенком восторженности, проникновенности, экзальтации. Возникают расстройства сна: не обычно яркие сновидения чередуются с бессонницей. Периодически по являются страх, ощущение, что должно что-то произойти, что боль ной сходит с ума. При инсценировке больные утверждают, что вокруг, развертывается спектакль, идет киносъемка, происходят какие-то пере воплощения, движения и жесты окружающих полны особого значения; в речи окружающих больные улавливают особый, нередко только им понятный смысл. Незнакомые люди кажутся ранее виденными, а знакомые, родные — чужими, загримированными под знакомых, близких, родных (симптом двойника — см.) . На смену описанному при ходит острый фантастический бред, когда в окружающем больные видят или ощущают два противоположных лагеря, две партии, борющиеся между собой, одна из которых, как правило, является носителем доброго начала, другая — злого; больные чувствуют, ощущают себя в центре этой борьбы (манихейский бред) . Затем возникает склонность к непроизвольному фантазированию с яркими представлениями о полетах, путешествиях, войнах, мировых катастрофах, причем такое фантазирование может сосуществовать с восприятием реального мира и ориентировкой в окружающем (ориентированный онейроид) . В дальнейшем развивается собственно Онейроидное помрачение сознания. Однако описанная поэтапность развития онейроида реализуется не всегда.


Амнезии при онейроидном помрачении сознания, как правило, не бывает. Больные по выходе из психоза достаточно подробно воспроизводят содержание онейроида, но обычно плохо помнят окружавшую их реальную обстановку.


Трикстер — плут, ловкач, обманщик. Редко бывает однозначным антагонистом, но даже будучи им, наделён чертами, способными вызвать у людей симпатию. Трикстер переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление (проще говоря, учиняет хаос и беспорядки). Он может открыто издеваться над другими персонажами, в том числе над представителями власти и за это ему редко что бывает, но даже если заслуженная кара настигнет трикстера, то он всё равно не прекратит своей бурной деятельности благодаря своему неукротимому весёлому духу (или в редких случаях — столь же неукротимой тупости).


В фантастических произведениях трикстер часто не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических сил. Особенно «ценится» у этих героев способность перевоплощаться и исчезать в самый неподходящий (по мнению других персонажей) момент.


Трикстер отличается от мошенника тем, что действует не ради собственного обогащения как такового. Этим он похож на благородного разбойника. Зачастую трикстер обманывает просто так, чтобы доказать, что он способен на это.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.01.2018. ***
  • 04.01.2018. ***