Природа поэтического и человеческого.

Юрий Киприянов: литературный дневник


Поэтические строки имеют историю и причины своего возникновения. И сам творец некой работы не знает, не понимает до конца как, почему, откуда пришли слова, мелодии, ритмы, из которых выстроилось произведение. Он, конечно, улавливает тот момент, когда мысль, строка, образ пришли в голову, оказались в зоне внимания, появились пред мысленным взором. Но что послужило причиной их появления понять уже гораздо труднее. А уж, почему в голову пришли, соединившись между собой именно так, такие слова понять вообще крайне сложно и проблематично. Но самому автору не очень и нужно знать это. Хотя это и интересно. Есть исследователи, критики, философы, лингвисты, которые с большим успехом, нежели кто-либо другой, умеют проникать в тайны творческого процесса. В смысл всех его стадий, в истоки и причины тех или иных движений, манипуляций, в то, как и почему соединились вдруг какие-либо слова, понятия, образы. К тому же истинно прекрасные создания являются не только не просто набором случайно поставленных рядом слов, а это - некая конструкция, система, в которой зашифрован некий большой смысл, обращено внимание на нечто новое, никем ещё не замеченное, невиданное. И смысл, содержание это имеет и определённую природу, структуру и обладает огромной силой воздействия на чувства, мысли, представления человека. Ведь воздействует поэтическое произведение всеми своими слоями, сложными смыслами, прежде всего на чувства, потом на образ мыслей человека, а далее и на его поступки.
Поэтический образный строй состоит из звуков, мелодий, ритмов, ассоциативных рядов которые не просто гармонично соединены с содержанием произведения, а просто-напросто выстраивают произведение из материала языка: из эмоционально окрашенных слов, выражений, фраз, в соответствии с ритмической звуковой структурой и смысловой структурой. Образ возникает, когда нечто осознанное и увиденное вдруг нами (перед мысленным взором), может быть ещё не ясно, через дымку, издали, начинает оформляться, обрамляться словами, смыслами, которые как бы прорисовывая его, придают образу некую внешнюю определённость. Они, эти смыслы и слова, делают всё так, что как бы «наводится фокус». Выявляются силуэты, ясно обозначаются, пользуясь «линиями», гранями, контрастами, яркими и точными деталями, все элементы данного поэтического произведения. Их взаимное расположение начинает выглядеть таким, что возникает чувство законченности, целостности, ощущение, что перед тобой некий организм, где все детали, свойства взаимосвязаны, пронизаны единой природой, идеей, и что возникшая данная структура создана для возможности достижения некой цели. Важной жизненной цели. Для успешного продвижения к ней. Выстраивается конструкция, которая может, способна служить орудием для развития личности человека, для расширения его кругозора, усложнения и утончения восприятия мира. Берёшь сборник хороших стихов, читаешь, воспринимаешь, радуешься, получаешь удовлетворение, радость. Они ладно и ловко ложатся на душу. А дальше …хочется видеть мир радостным, сложным, удивительным, поэтичным и …делать добрые дела: созидать, творить, строить, писать, улучшать и благоустраивать и материальную и духовную среду обитания человека.
Краски, звуки, слова, окружающие нас формы пространственной среды – то, без чего представить жизнь невозможно! Вещи, одежда, книги, музыкальные инструменты – вокруг нас, и ради нас! Дома, автомобили, летательные аппараты, дороги, кулинарные изделия, ювелирные украшения - наши лучшие друзья! Но всё это так, когда все эти предметы, процессы и явления правильно произведены и применяются по назначению. И, безусловно, с целью помочь человеку жить лучше, радостнее, красивее.
Обо всём этом поэт и пишет. Ему хочется писать! И об этом и надо говорить языком искусства. Сталкиваясь в жизни с учителями, школой, добрыми наставниками, читая художественную литературу, научные книги, философские произведения, занимаясь неким творческим «ручным» трудом, слесарничая, столярничая и т. п., начинаешь чётко понимать в какой-то момент, что все мы на земле связаны, зависимы друг от друга, все должны и уважать и любить окружающих. Понимают это и поэты и художники. Может быть даже раньше других. Именно людям творческих профессий особенно присуще чувство единения, единства, понимание целостности действительности и взаимосвязанности всего в мире. И поэтому возникают, приходят стихи, строки, выстраиваются образы. В поле зрения поэтического произведения попадают все текущие, изменчивые, сложные процессы, происходящие в мире. А поскольку жизнь, социальная жизнь построена так, что одними жестами и междометиями не обойтись в цивилизованном обществе, то приходится пользоваться языком, некой знаковой системой. И из материала языка, на основе этого материала, поэт создаёт свой особый, новый, красивый, образный, звучный и ритмичный язык, величественный и благородный. Не зря в древнем Китае даже императорские указы писались и издавались в стихотворной форме.
Слова в стихах обретают новые краски, новые смыслы, из них выстраиваются великолепные поэтические чертоги, ими осваиваются огромные поэтические пространства! Поэзия, прежде всего, - простор, свобода, грация, достоинство и величие! Поэзия - мир истинного человека-созидателя, творца чего-то нового, невиданного, удивительного и прекрасного! Давайте все будем жить в мире поэзии, романтики и гармонии. Забудем про войны, конфликты, ложь, агрессию! Это - не гармоничные и не жизнеспособные, бесперспективные и вредные вещи, которые замедляют развитие и не дают в полной мере наслаждаться потрясающей красотой Великой Вселенной. И вход в неё без поэзии невозможен. Она ведь и есть сама поэзия!
Вперёд, друзья, в поэтические края! Лишь там обретается истинная человечность!




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.01.2018. Природа поэтического и человеческого.
  • 05.01.2018. ***