Немного о видах рифм

Анита Карелина: литературный дневник

http://elizabet580.narod.ru/olderfiles/2/rifma7.html



Виды рифм в зависимости от грамматической формы и количества рифмующихся слов


На прошлом уроке мы рассматривали грамматические рифмы, то есть такие, когда рифмуются одинаковые части речи в одинаковой форме, например, далекого-высокого, зная-читая. Наиболее распространенными из грамматических рифм являются глагольные, например, любить-ходить, пишет-слышит.
Грамматические рифмы часто рассматриваются как недостаток стихотворения, а почему - об этом как раз на прошлом уроке и говорили.
А сегодня мы продолжим рассмотрение видов рифм, выделенных на основе грамматической формы рифмующихся слов.


Изучаемые понятия: однородные рифмы, разнородные рифмы, однокоренные рифмы, тавтологические рифмы, омонимические рифмы, каламбурные рифмы, составные рифмы, разнословные рифмы.


ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах, числах, временах...): странный – долгожданной, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится.
Вообще говоря, разница в грамматической форме по словам (как таковым) на слух часто почти незаметна, а разница в восприятии грамматических и однородных рифм связана скорее с разницей построения предложений.
Дело в том, что если рифмующиеся слова на конце строк строят в одинаковой грамматической форме, то часто и строки целиком построены однотипно. Ну вот, например (из предыдущего урока):
"В южных морях ветерок побывал,
В тёплых их водах с волной поиграл"
Здесь рифмующиеся слова являются однородными членами предложения, а каждая строка построена по одному и тому же принципу - описывается, что и где ветерок делал. В результате получается скучновато.
А вот если рифмующиеся слова стоят в разной грамматической форме, то, видимо, это связано с разницей в построении фраз в рифмующихся строках, и ощущения монотонности уже не возникает.
Впрочем, дело, видимо, все-таки в качестве стихотворения.
Вот здесь, например, мне многочисленные однородные (а есть и грамматические, а есть и банальные!) рифмы ну совсем не мешают.


Вообще, давайте просто усвоим формальную разницу между грамматическими и однородными рифмами.
И если рецензент скажет:
"А что это за четверостишье?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном? - сплошь грамматические рифмы!"
Можно будет рецензенту со знанием дела ответить: "И ничего не сплошь грамматические, одинокий-далекой - однородная, потому что род и падеж разный!" Сразу будет видно, что автор крут!
Кстати, стихотворение-то вспомните - там в следующем четверостишье вообще рифмы сплошь глагольные! Что еще раз доказывает: нет хороших и плохих рифм, а есть хорошие и плохие стихи :)


Если есть рифмы однородные, то должны быть и неоднородные. Вернее, разнородные.


РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи: Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…
Как правило, именно разнородные рифмы оказываются наиболее интересными.
Ну вот, например:


Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.


Кстати, вспомните второе четверостишье - там рифмы грамматические (тяжело-светло и ответа-света). А ведь не хуже :)


Кстати, у Тима Скоренко есть масса примеров, где рифмуются разные части речи, стоит почитать.


А вот еще несколько видов рифм:


ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой.


И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С.Пушкин)
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)


Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.


З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век)


Применение тавтологических рифм действительно может быть оправдано в ряде случаев, но чаще на сайте попадаются стихи, где автор, видимо, просто не сумел найти рифму, поэтому и рифмует слово само с собой.
Вот, например.
Так делать все-таки не надо, мне кажется :)


Есть еще ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ РИФМЫ, в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или наращенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца, ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто... и те самые кеды-полукеды, которые, кажется, были приведены как пример у Тима Скоренко и оттуда широко разбежались по Интернету.
Попадавшиеся мне стихи с использованием полутавтологических рифм обычно особой художественной выразительностью не отличались, так что на такие рифмы выработалась даже более сильная аллергия, чем на грамматические.
поэтому коммент "кол за прошло-ушло!" вот под этим стихом я очень хорошо понимаю.
И вот еще изумительный пример полутавтологических (и к тому же глагольных) рифм.
По-моему, очень смешно )


А с другой стороны, помните:


"со мною вот что происходит,
совсем не та ко мне приходит..."


Кто скажет, что это плохо?


Полутавтологические рифмы иногда называют однокоренными, но на самом деле однокоренные рифмы - более широкое понятие.


ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п. И здесь восприятие рифмы зависит, пожалуй, от того, насколько далеко "разошлись" однокоренные слова по смыслу, и насколько различаются они по грамматической форме (чем больше - тем лучше!)
Вот здесь, например, было сделано замечание по поводу рифмы "рябин-рябит". Думаю, проблема не в том, что эти слова однокоренные (они настолько разошлись по смыслу и грамматически, что как однокоренные, пожалуй, даже не воспринимаются), а в том, что рифма эта банальная (о чем в следующий раз)
А вот здесь кошмарнейшую рифму "закаты-раскаты" простили :)


А вот еще примеры однокоренных рифм:
здесь надеюсь, сами найдете, хотя в комментарии отмечено.
здесь тоже отмечено в комментариях, хоть здесь эта рифма просто явно лезет в глаза
и вот здесь однокоренная рифма обсуждалась
ну и вот, пожалуй.
Вообще искать примеры помогал Яндекс, так что, может, не самые удачные.


Есть еще омонимические рифмы - внешне похожи на тавтологические, но смысл совсем другой.


ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов (то есть слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу): мой (местоимение, например, мой друг) - мой (глагол в повелительном наклонении, например, мой руки с мылом), вина (когда кто-то виноват) - вина (слово "вино" в родительном падеже), пари - пари, том - том, прав - прав... (дальше не объясняю - разберетесь?)


Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский)


Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)


Это полноценные и очень «качественные» рифмы.
Здесь различный смысл одинаковых по написанию слов делает их полноценной рифмой.
На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.


КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими (про составные рифмы чуть позже здесь же, про авторские - в следующий раз): Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...


В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С. Пушкин)


Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
(Эмиль Кроткий)


А вот и с нашего сайта пример.


Рассмотренные ранее виды рифм были связаны с грамматической формой рифмующихся слов. Выделяются также виды рифм по количеству рифмующихся слов.


Чаще всего рифма образуется единичными словами: голубой-седой, моря-заря, крыша-слышит...


Но бывает, что в образовании рифмы участвует несколько слов. Тогда рифма называется СОСТАВНОЙ.


Хотя существует и более тонкая классификация, когда выделяются собственно составные рифмы и рифмы разнословные.


Собственно СОСТАВНЫЕ РИФМЫ – рифмы, образуемые с помощью союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Небо – мне бы, боже – кто же, неволишь – одно лишь, все мы - темы, счёты - кто ты…
Составные рифмы всегда были популярны у поэтов благодаря своей неординарности, свежести и универсальности.


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
( М. Лермонтов)


Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна.
(Н. Некрасов)
Такие рифмы действительно могут быть интересны, но, к сожалению, часто союз "и" в конце строки появляется как затычка. Хотела привести пример с сайта, потому что точно помню, что такое было, но не помню, где - склероз (((
Зато вот ссылочка на интересную статью Александра Кушнера по поводу таких рифм.


РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и - глазастые...(В. Маяковский)
Разумеется, составные (в широком смысле) рифмы могут быть женскими или дактилическими (или гипердактилическими), но не мужскими, потому что если ударение падает на последний слог, то этот один-единственный слог, разумеется, относится к одному слову.
Но может быть ситуация, когда рифма образована созвучием не только последнего ударного, но и предыдущего (предыдущих) слогов, вот тогда, наверное, и мужскую рифму можно считать составной, хотя я не уверена.
Вот пример. Здесь рифмуются "на боль-ногой", и эта рифма обсуждается. Видите, созвучие перенесено на слог, предшествующий ударному - "на-но", хотя и ударная гласная одинаковая. Хочу только отметить (Дима, простите!) что это все-таки акустическая рифма, причем акустическая субъективная, но об этом мы подробнее поговорим позже.


Именно составные и разнословные рифмы могут оказаться наиболее оригинальными и интересными.
Вот здесь. и в стихотворении очень интересные рифмы, и в комменте приведена интересная подборка таких рифм - спасибо Диме за нее огромное!
Ну и я попробую дополнить - даю ссылки на стихи, а составные рифмы ищите сами :) Впрочем, они отмечены в комментах - по комментам-то Яндекс их и нашел.
1
2
3
4 - кстати, обратите внимание, одна из составных рифм - однокоренная
5
6
7
8
Ну, вроде хватит :)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.10.2021. Немного о видах рифм