Отзыв в Литературной России

Сергей Каратов: литературный дневник

Архив: №06. 19 февраля 2016
Газета ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ
Принцип неопределённости в литературе (Журнальный зал)


Принцип неопределённости Гейзенберга в квантовой механике – фундаментальное неравенство (соотношение неопределённостей), устанавливающее предел точности одновременного определения пары характеризующих квантовую систему физических наблюдаемых, описываемых некоммутирующими операторами – например, координаты и импульса, тока и напряжения, электрического и магнитного поля.

Согласно принципу неопределённости, частица в квантовом представлении не может быть описана как классическая частица, то есть у неё не могут быть одновременно точно измерены положение и скорость (импульс). Подобный эффект наблюдается и в литературе, так по суждениям современников о произведениях Николая Лескова, он оставался неудобным для всех. И для людей «московского образа мыслей», хотя печатался в катковском «Русском вестнике». Также «нигилисты» видели в авторе романа «На ножах» человека противного лагеря. Но время расставило всё по местам. Лесковское видение действительности, сочетавшее реализм и романтическую мечту, конкретные документальные детали и факты, натуралистические зарисовки навсегда вписали его имя в историю русской литературы.




Журнал «Дети Ра» № 11 2015
Сергей КАРАТОВ
Железный век
Стихотворения

В одиннадцатом номере журнала стоит обратить внимание на поэтическую публикацию Сергея Каратова «Железный век». Автор лирически отображает насыщенную окружающую действительность, не забывая при этом о попутно нахлынувших чувствах и собственной независимой точке зрения на вещи и явления жизни. Стихотворения богаты выбивающейся из современного ряда поэтикой, воистину пробуждают сознание читателей, одухотворяя для них поиск новых цементирующих максим.
Географические места памятными образами врываются в ищущее сердце поэта, и сказка незаметно становится реальностью:

Вот сад, где Сервантес бродил среди роз.
Вот площадь, где Данте влюбился до слёз.
Вот дом, где поэмы слагал Низами.
Так боги общались с простыми людьми.

Сергей Каратов резок в оценках, давая нелицеприятные характеристики перестроечной эпохе, так как нельзя оставаться в стороне от настроений простого народа, отравленного демократической «жвачкой»:

Но рынок наступил на горло
И песни, и моей мечты.
Кто был «распят», их всех распёрло,
Размыло прежние черты.

И было много слов и зелья,
Был нескончаемый кураж,
Повсюду жаждали везенья
И попадания в тираж.

Манили блеск в грошовом сплаве
Значков и яркость пышных лент.
...Не рвись, душа, к ущербной славе,
В ней ни любви, ни Бога нет.

Иррациональное видение поэта позволяет каждому читателю окинуть взглядом происходящее вокруг и даже собственную жизнь, сейчас, именно в эту минуту, даря незабываемые ощущения в постижении прочных истин российской поэзии.

Николай Палубнев
Г. Петропавловск-Камчатский



Другие статьи в литературном дневнике: